Коммунальный беспредел – это надолго
Ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве Саратова и Саратовской области аховая. И это еще мягко сказано. Но к этому-то мы уже привыкли, а вот к тому, что в бессилии перед «коммунальным беспределом» расписываются те, кто должен с ним бороться, еще нет. Прокуратура, Госжилинспекция, депутаты и чиновники в прошлый четверг дали понять – они понятия не имеют, что делать с беззаконием в сфере ЖКХ. В областной думе в этот день проходило совещание о соблюдении законодательства в жилищно-коммунальной сфере.
Программа капремонта не работает
Александр Баринов, начальник отдела по надзору за соблюдением законов в сфере экономики и природоохранного законодательства прокуратуры Саратовской области, рассказывал о том, «что творится в ЖКХ Саратова и области и в каких масштабах». Обозначил три ключевых проблемных места: капитальный ремонт многоквартирных домов, начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и состояние коммунальных сетей.
Программа капремонта МКД в Саратовской области, по словам Баринова, не работает. И в основном по вине регионального оператора – Фонда капитального ремонта. Ругать Фонд теперь можно и даже модно. Отмашку дал губернатор Валерий Радаев, отправив на днях в отставку последнего руководителя Фонда капремонта Дмитрия Любушкина за многочисленные жалобы граждан в адрес правительства.
Прокуратура тоже получает множество жалоб от населения, поэтому в исследование проблемы ведомство погрузилось глубоко. Выяснили, что кроме Фонда и его руководителей виновата и сама программа, и ее составители. Очень уж несовершенным документ оказался при ближайшем и внимательном рассмотрении.
«Программу нужно серьезно корректировать. В нее попали дома, которые фактически являются аварийными, но официально таковыми не признаны, – сделал «открытие» Александр Баринов. В Фонде объясняют, что на ремонт таких домов тратить деньги запрещено, потому что бессмысленно. Но с другой стороны, раз дом в программе – не ремонтировать его нельзя. Фонд все-таки не собственными средствами распоряжается и не бюджетными, это деньги собственников!».
Прокуратура сделала вывод, что муниципалитеты, скорее всего, не проводили никакого обследования домов, внося их в программу и в краткосрочные планы.
«Органы местного самоуправления должны были в первую очередь посмотреть состояние данных жилых домов. И если какой-то конкретный жилой дом является ветхим, аварийным, то его не в программу надо ставить, а просто-напросто расселять, как того требует закон», – говорит представитель прокуратуры.
Несвоевременное проведение конкурсов и некачественно подготовленная конкурсная документация – вина уже непосредственно Фонда. Здесь выяснялось, что подрядчики уже в ходе выполнения выигранного контракта обнаруживали удорожание всех работ в несколько раз и отказывались от дальнейшего участия в ремонте, что вело к срыву сроков капремонта.
«Недосбрали, недоистратили»
Еще один «прокол» Фонда – сборы платежей и траты. По словам Баринова, за два последних года Фонд начислил гражданам 2 миллиарда 33 миллиона рублей, а собрал – миллиард 54 миллиона. То есть 52% от требуемого. Но и эти средства не были израсходованы полностью. Собранный миллиард, по словам прокурорского работника, так и остался нетронутым.
«При этом Фонд и минЖКХ региона периодически ставят вопрос о необходимости увеличить тариф на капремонт. А то Фонду, мол, не хватает денег на выполнение плановых работ. Предлагают начать собирать побольше денег с тех добросовестных граждан, которые и так исправно оплачивают счета, чтобы решить проблемы Фонда, – говорит Баринов. – Так может быть, прежде чем выходить с такой инициативой, Фонду и правительству подумать над тем, как увеличить собираемость платежей, наладить этот вопрос сначала?!».
Заместитель министра строительства и ЖКХ Евгений Белоусов это обвинение отверг. Он заявил, что минЖКХ никогда не выходил с такой инициативой и предложение повысить тариф на капремонт никогда не оформлялось документально. С тем, что собираемость взносов низкая, Белоусов тоже не согласился.
«Да, если смотреть статистику, сбор действительно около 50 процентов. Но мы же не покупаем, например, хлеб по средней цене за десять лет. Собираемость платежей с населения составляет порядка 80 процентов, – настаивает Белоусов. – Планируем выйти на собираемость в 90 процентов». Других цифр, доказывающих успешность программы капремонта, замминистра не назвал.
Представитель прокуратуры Александр Баринов тем временем напомнил еще, что в Саратовской области масса неприватизированных квартир, собственниками которых являются муниципалитеты. Так вот они к числу добросовестных плательщиков не относятся. По данным прокуратуры, по муниципальным квартирам в 2016 году было начислено 165 миллионов рублей, а собрано порядка 100 миллионов.
«Надо работать с муниципальными бюджетами, заставлять выделять средства на оплату капитального ремонта», – настаивал Баринов.
Сети сгнили
Выделять деньги из бюджета, по мнению прокуратуры, придется и на коммунальные сети. Иначе их в надлежащее состояние никак не привести. И программу соответствующую властям придется принимать, считают в надзорном ведомстве.
С сетями в Саратовской области всё совсем плохо. В последнее время авариями отличились Саратов, Балаково, Хвалынск и Маркс. Рвется всё: теплотрассы, водопроводы, канализация.
«Вот, например, Маркс. Я сам лично ездил смотреть. Канализация, глубина залегания 6 метров. Бетонный коллектор сгнил и обвалился. Коллектор проложен вдоль дороги, и в месте разрушения прямо на дороге образовалась яма шириной два на два метра, – рассказывает представитель прокуратуры. – У муниципалитета нет денег на ремонт, а решать проблему нужно срочно. Аналогичная ситуация произошла в Хвалынске, только там содержимое коллектора, ко всему прочему, утекло в Волгу. Где рванет в следующий раз?»
До обсуждения гнилых сетей, впрочем, на совещании очередь не дошла. Все увлеклись проблемой неправильных начислений за ЖКУ и бездействием надзорных и контролирующих органов.
Деньги воруют, вмешаться некому?
А начал разговор опять же Александр Баринов. По его словам, в начислениях платы за жилищно-коммунальные услуги и ресурсоснабжающие, и управляющие организации проявляют чудеса изворотливости. И тем, и другим не хватает денег, возможно, даже по объективным причинам, но это не может быть оправданием незаконных сборов с людей дополнительных платежей.
«За 2016 год с населения незаконно было собрано 24 миллиона рублей, – сообщил Баринов. – Возвращено – 21 миллион. Мы заставили. Для этого пришлось привлечь к административной ответственности 58 должностных лиц – им выписаны крупные штрафы в общей сложности на 1,5 миллиона рублей. По 14 должностным лицам принято решение о дисквалификации».
Баринов признался, что 24 миллиона незаконно начисленных рублей – не совсем объективная сумма. Это только то, что прокуратуре удалось найти и доказать. Вполне возможно, по его словам, удалось бы выявить и куда большие суммы, если бы к этому процессу подключилась Госжилинспекция по Саратовской области.
Сама ГЖИ и ее подход к исполнению своих обязанностей прокуратуру, как выяснилось, очень удивляют. Собственно, контроль за соблюдением законности в вопросе начислений за ЖКУ – это прямые полномочия Госжилинспекции. А прокуратура не имеет права подменять ГЖИ в этом вопросе.
«Да, я понимаю, что много жалоб от населения, проверка которых отнимает много времени и сил. Но на 2017 год ГЖИ запланировала всего семь или восемь проверок управляющих организаций. При том, что творится в Саратове и Саратовской области и в каких масштабах, этого, мягко говоря, недостаточно», – наседал Баринов.
За 2016 год с населения незаконно было собрано 24 миллиона рублей за жилищно-коммунальные услуги. И это только то, что прокуратуре удалось найти и доказать. Возвращено – 21 миллион. Для этого пришлось привлечь к административной ответственности 58 должностных лиц
Безнадзорность и бесконтрольность как итог
Госжилинспекция пыталась оправдаться. Представитель ГЖИ сообщила, что на самом деле в плане на 2017 год не «семь или восемь» организаций, а 58, и это меньше, чем хотелось бы самой инспекции.
«Нам связывает руки закон, запрещающий проверки субъектов малого бизнеса. Все УК в зоне действия этого закона, поэтому у нас в плане проверки в основном ТСЖ и ЖСК», – пояснила чиновница. Отвечая на реплику о том, что прокуратура делает работу за ГЖИ, представительница инспекции напомнила, что у ее ведомства нет полномочий по привлечению к административной ответственности. Но несмотря на это, ГЖИ тоже заставляет возвращать незаконно начисленное гражданам. В прошлом году, например, это 6,5 миллиона рублей.
На Госжилинспекцию на том совещании, кстати, нападали через одного. Общественники тоже много жаловались на отписки и недостаточно тщательные проверки по жалобам граждан. Призывали прокуратуру проверить деятельность ГЖИ. Один из примеров некачественной работы инспекции: принятие решений о перерасчете при выявленном завышении сумм в начислениях Госжилинспекция делает только по одной квартире – заявителя. Тогда как картина с неправомерными начислениями характерна для всего дома.
«А что мы можем сделать, если человек, обратившийся к нам, приносит только свою платежку? Каким образом мы должны истребовать весь объем начислений, чтобы их проверить?» – растерянно спрашивала представительница ГЖИ.
Учить взялась прокуратура. По словам Александра Баринова, выдавая предписание по исправлению выявленного нарушения (незаконного начисления лишних сумм), Госжилинспекции надо указывать, что перерасчет должен быть проведен по всему дому, и устанавливать конкретные сроки. Если предписание не будет исполнено, можно обращаться в суд.
«Какие еще полномочия и рычаги вам нужны?! – возмущался Баринов, намекая, что всё необходимое у ГЖИ есть. – Вы ставьте руководителей УК в такое положение, чтобы они пять раз подумали перед тем, как в следующий раз завысить платежку. Не по одной квартире предписание на перерасчет выдавайте, а по всем!».
Под давлением участников заседания представительница Госжилинспекции пообещала, что такой механизм в ведомстве обсудят и, может быть, даже попробуют внедрить в свою практику.
А представители общественных организаций, наблюдавшие за дискуссией и время от времени в ней участвовавшие, пришли к неутешительному выводу: бардак и беззаконие в сфере ЖКХ надолго, потому что контролирующие и надзорные органы не исполняют своих обязанностей и перекладывают ответственность за происходящее друг на друга.
[Кстати сказать] Сергей Пятковский, заместитель председателя координационного Совета собственников жилых помещений города Саратова: ВСЁ ПОТОМУ, ЧТО НЕТ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ СПОСОБОВ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ Законодательство в сфере ЖКХ не исполняется. Мы это сегодня в очередной раз поняли. А органы прокуратуры, жилинспекции, МВД, органы исполнительной власти просто закрыли глаза на те безобразия, которые сегодня творятся в жилищно-коммунальной сфере. Все наши управляющие компании должны быть лишены лицензий. Они фактически открыто игнорируют и требования жилищного законодательства, и претензии граждан, потому что уверены в своей безнаказанности. А всё потому, что нет альтернативных способов управления жилищным фондом. Нет, например, муниципальных управляющих организаций. Если сегодняшним «управляйкам» запретить работать, некому будет управлять домами. Поэтому и закрывают глаза на их совершенно преступную деятельность. Все эти совещания проводятся для галочки: на них говорят общими фразами, и ничего не делается. Одни рекомендации. Ни сроков, ни ответственности. Надзорные и контролирующие органы заняли такую позицию, чтобы не мешать управляющим компаниям выполнять свои бизнес-планы. |