Каждое новое ведро глубже предыдущего
Как говорится, лиха беда начало. Виктор Малетин начал свой путь руководителя городских депутатов на внеочередном заседании Саратовской городской думы, которое состоялось в минувший четверг. Дебаты с конкурентами дались ему трудно.
Мудрый и опытный
Как черти из табакерки выскочили и попытались смешать все единоросские карты два буйных оппозиционных депутата Антон Ищенко и Александр Анидалов. Без всяких шансов на успех, они попросили вставить свои фамилии в список для голосования на должность председателя Саратовской городской думы. Напомним, что она освободилась после ухода с поста Сергея Наумова. Он наградил почетной грамотой думы бывшего мэра Саратова Юрия Аксененко, и его вынудили ответить за это креслом.
Притязания Ищенко и Анидалова затянули заседание думы на пару часов. Потому что по процедуре каждый кандидат должен был поделиться своим взглядом в будущее. На программные речи регламентом отводилось по 10 минут. Но каждая речь вызывала вопросы и обсуждения. Депутатский коллектив, даром что обновленный после ухода Олега Грищенко и сентябрьских выборов, заводится на разговоры с пол-оборота.
Труднее всего для восприятия оказалась речь главного кандидата Виктора Малетина. Он очень волновался, несмотря на то, что когда-то начинал свой рабочий путь с профессии учителя физики. Читал текст, не отрывая глаз от бумаги. Неправильно интонировал. Так заглатывал и зажевывал слова, что только чуткое депутатское ухо могло уловить, о чем идет речь. Журналисты пока ловить малетинские смыслы не натренировались.
После расшифровки этого сумбурного звукового потока пришлось отшелушить много ненужных общих слов. Главное оказалось не новым:
– Мы живем и работаем в красивом, уникальном городе, – сказал Малетин.
– Главная ценность города – это люди.
– Ориентиры в работе нам обозначили Путин и Володин.
– Депутаты – носители знаний законодательства и могут формировать правовую культуру избирателей.
– У депутатов накоплен опыт организации встреч с избирателями.
– Нужно изучать опыт нормотворческой деятельности Пензы, Волгограда, Ульяновска, Самары.
– Стоит проводить депутатские слушания, референдумы, опросы граждан, совещания, конференции, круглые столы, семинары, пресс-конференции.
– В культуре, политике, в СМИ, в общественной жизни, в полемике по экономическим вопросам никто не может запретить свободно мыслить и открыто высказывать свою позицию.
Помня эти слова президента Путина, новый председатель обещал так выстроить работу городской думы, чтобы все слышали друг друга.
Антон Ищенко попытался сбить Малетина с парадного тона, спросив, как он понимает модные нынче термины агломерация, проектный подход, урбанизация?
Виктор Владимирович ответил, что, по его мнению, урбанистика – это обустройство пространства, в котором комфортно проживать нашим избирателям, стратЭгия администрации – есть стратЭгия управления городом Саратовом, а вообще-то «можно всё это изучить в ВикипеНдии».
На этом кандидат Малетин иссяк. И на остальные вопросы отвечал уже совершенно неразборчиво.
Сам один. Без ансамбля
Представитель партии ЛДПР Антон Ищенко был заведомо лучшим оратором. Обошелся без бумаг на трибуне, показывая, что вышел для того, чтобы растормошить зал. Сказал, что против красивых слов. Особенно тех, которые играют на чаяньях людей. (Виктор Малетин за столом президиума занервничал и, срываясь на фальцет, попросил не переходить на личности.)
Антон Ищенко понял и про личности промолчал. Ограничился намеками на провал программы капремонта, где нет четкой системы приема работ. Осудил поборы в школах. Заявил, что массовая коррупция тормозит развитие региона и Саратова. А коррупция – следствие неумения работать с населением и однопартийности власти. Среди проблем, которые волнуют жителей города, назвал платные парковки, концессию водоканала и невозможность проверить, как расходует деньги СПГЭС. Вскоре, как обычно, Антон Ищенко начал говорить от лица партии ЛДПР, которую представляет в думе единолично. «Я» в эти моменты у Ищенко превращается в «мы».
– Мы выступаем против частных парковок, против частных эвакуаторщиков, которые зарабатывают сотни миллионов рублей на слезах наших граждан. Мы против того, что покрасили фасады на улице Московской, но забыли про улицу Азина, всю убитую, разрушенную...
Созидательная часть выступления состояла из предложения создавать четкие муниципальные программы с хорошим, а не смешным сегодняшним финансированием. И эти программы не позволят руководителям города «расходовать наши деньги и наше муниципальное имущество направо и налево».
Вопросы на Ищенко сыпались градинами.
– Что вы делали для народа, для жителей Саратова, являясь депутатом Госдумы? Что вы собираетесь сделать хорошего?
Депутат Сызранцева вообще заявила, что за пять лет, что Ищенко был в Государственной думе, она его фамилию в Саратове ни разу не слышала: «Я слышала фамилии Панков, Баталина. Сейчас фамилию Грищенко слышу. Но чем вы занимались, не знаю».
Антон Анатольевич с удовольствием в ответ на эти вопросы самопрезентовал себя как подарок для области, который, несомненно, краше многих. Но с мнением Сызранцевой о том, что в Саратовской области жизнь в последние годы улучшалась, не согласился. Наговорил с три короба гадостей про то, что за десять лет население региона уменьшилось более чем на сто тысяч человек. А происходит это потому, что население не верит тем поступкам, которые совершает власть.
– От нас уезжают, потому что здесь нет завтрашнего дня. Одни слова: урбанистика и агломерация. Сейчас наша работа – консолидировать все доходы в бюджете. И источники есть – нужно повысить арендную плату для СПГЭС. Нужно отказаться от варягов и самостоятельно управлять водоканалом. Нужно убрать с улиц Саратова частные транспортные компании и перераспределить транспортные потоки в пользу городского предприятия. Купить для него новые трамваи и троллейбусы. Но эти задачи нужно четко ставить администрации. Этой работы у нас нет. Но если вы поддержите мою кандидатуру, мы сможем, – лихо пообещал Ищенко.
Юный барабанщик
Александр Анидалов, представленный на главного в думе от коммунистов, вышел на трибуну, не скрывая широкой улыбки. И с запалом начал говорить о целенаправленной дискредитации местного самоуправления. «Всё делается для того, чтобы «депутат» стало ругательным словом. Для того чтобы у него не было опоры на людей. Все депутаты стали ручными в этой системе. Зависимыми от политбюро, от администрации, от вышестоящих органов. Мы стали практически беззубыми. Практически нас, депутатов, отстранили от решений. Задача председателя – изменить эту ситуацию», – считает Анидалов.
Если бы выбрали его в председатели, он увел бы коллег от кабинетной работы в сторону общения с населением. Не надо депутатам открывать школы. Детишки сами ленточку перережут и порадуются. Депутатам надо быть с людьми, когда они собирают деньги на ремонт дома, слышать, что говорят люди про управляющие компании. Депутатам не стоит носить портреты умерших героев на День Победы. Лучше своими глазами увидеть, какое жалкое существование влачат дети войны, и найти решение, как им помочь. Депутаты должны разбираться в тарифах, в схемах капремонта, в подоплеке банкротств. Обсуждать всё это с людьми, побуждать их принимать самостоятельные решения. «Мы ничтожны. А каждый депутат должен быть значим», – пытался достучаться до каждого коммунист.
– Я не согласна, что уничижительно относятся избиратели к депутатам. У меня, как у депутата, есть уважение избирателей, – сказала депутат Елена Злобнова.
– Здесь сидят депутаты, за плечами которых есть и производственный стаж, и управленческий опыт огромный... – Дмитрий Кудинов не мог удержаться от намека, что некоторые поумнее Анидалова будут, но не проталкивают свою кандидатуру на председательское место. «Это горько и обидно, когда люди, не имеющие понимания, начинают претендовать на высокий пост», – говорил Кудинов.
– Я не помню огромного стажа у лидера вашей партии, когда он шел на премьерство, – вспомнил Анидалов Дмитрия Медведева. – Но вы же считаете, что он справляется. Я вас пытаюсь убедить в нашей общей ничтожности. О каком опыте может идти речь? Здесь партийный опыт будет вернее учитывать. А когда от вас и большинство, и председатель – ошибки будут множиться.
Три единороса проголосовали против всех
Перед голосованием всем трем выступлениям дали оценки. Все лестные достались Виктору Малетину.
– Он мудрый и опытный.
– Он понимает нашу задачу попадать в федеральные программы и получать федеральные средства.
– Он понимает, что делает партия «Единая Россия», и будет продолжать единственно позитивный курс.
В сторону остальных яснее всех высказался депутат-единорос Александр Ванцов. «Успокойтесь. Как бы вы ни дергались, вас никто не слышит и не услышит», – сказал он.
За Анидалова проголосовали два человека, за Ищенко – один, за Малетина – 33. Три бюллетеня кто-то в ходе тайного голосования испортил. Они признаны недействительными.
Лоно законодательства
Израсходовав весь свой пар на дебаты, депутаты «порешали» остальные вопросы без энтузиазма.
Депутат Ищенко был против того, что новым регламентом работы ограничили время выступлений и вопросов. Он недоволен тем, что не ведется прямая трансляция заседаний думы, а в зал не приглашают жителей города. Он заявил, что внес аж 9 поправок в регламент, которые касаются гласности работы думы, но они не дошли до депутатов. Он просил коллег «вернуться в лоно законодательства» и не жить в прошлом веке.
– Нормотворчество – это процесс, который не решается с кондачка, – возразила Ищенко депутат Татьяна Кузнецова. А депутат Олег Комаров посоветовал Ищенко переехать из Москвы в Саратов и общаться с народом. «Я твою болтовню слушать не буду!» – крикнул он.
Депутат Александр Анидалов спросил, почему ограничивается состав комиссии 15 членами. Ему ответили, что больше человек в комиссии обессмысливает общее голосование в думе. Анидалов в ответ обидно пошутил: «Если политсовет фракции «ЕР» принял решение, его тоже мало смысла выносить на голосование в думу. Однако выносят».
Поспорили, зачем новому председателю думы два заместителя. Причем один будет совмещать должность с должностью председателя комиссии по промышленности. Спросить, кому в этом случае достанется освобождающаяся ставка в штатном расписании, не решились. Разговоров о том, будет ли получать Виктор Малетин зарплату на новом посту председателя думы (Сергей Наумов не получал), не заводили.
Председатель комитета по управлению имуществом Татьяна Карпеева объяснила депутатам, что в перечень приватизации на 2017 год внесли несколько новых объектов. Среди них семь зданий на Соколовой общей площадью почти две тысячи квадратных метров и здание на Соляной.
Два объекта из первоначального плана исключены. Часть здания по адресу Усть-Курдюмская, 11 снята с торгов по решению арбитражного суда. А здание вместе с участком земли на улице Чернышевского, 199 «а» убрали из списка по просьбе председателя местной религиозной организации Успенской Старообрядческой общины. Он просит городские власти отдать его в безвозмездное пользование.
Председатель комитета по финансам Александр Струков рассказал про поправки, которые необходимо внести в бюджет. С вышестоящих уровней ожидается 1,4 млрд рублей, которые необходимо пустить на увеличение пропускной способности дорог и на переселение граждан из аварийного жилья. Свои прогнозы на налоговые и неналоговые доходы тоже несколько увеличили.