Чума на оба ваши села

Оценить
Почему жители Энгельсского района считают, что вспышка АЧС – только предлог, чтобы отнять у них свиней

В начале февраля ветеринары объявили о выявлении вируса африканской чумы свиней (АЧС) в селе Красный Партизан (Энгельсский район). Как сообщило управление ветеринарии правительства Саратовской области, геном вируса был выявлен в биоматериале от павших в селе свиней. Теперь все свиньи из личного подворья жителей Красного Партизана и расположившегося рядом поселка Безымянное будут уничтожены.

По закону, за отчужденное поголовье от государства полагается компенсация, однако самих сельчан это почему-то не радует. Они полагают, что всё происходящее – попытка властей пролоббировать интересы расположившегося неподалеку свинокомплекса. Тем более что там животных странным образом не уничтожают.

Не вирус, а мор

Стоит отметить, что опрошенные корреспондентом «Газеты недели» жители Безымянского муниципального образования (в которое входят и село Безымянное, и поселок Красный Партизан) согласились на беседу только на условиях анонимности. Собеседники боятся проблем с местной властью и пояснили, что на особо возмущающихся граждан чиновники уже пригрозились найти управу.

Жители возмущаются потому, что сомневаются в диагнозе, поставленном областной ветеринарией. Главный аргумент: спустя неделю после обнаружения вируса все свиньи в обоих населенных пунктах продолжают жить. «При АЧС свиньи бы уже за неделю начали дохнуть, – поясняет первый собеседник. – Тем более, если мы находимся в очаге инфекции! Но ведь ни у кого не сдохли». Эти подозрения разделяет и второй собеседник: «Африканская чума так не развивается. Она развивается молниеносно». Кроме того, на размышления наводит не слишком быстрое реагирование ветеринарной службы: «Заболевание очень опасное, но почему-то почти 8 суток они вели только лишь подготовку: завозили баллоны, находили шпалы для сжигания... Хотя вообще-то должны были быть приняты экстренные меры!». По словам жителя, никакой санитарной обработки после вывоза «зараженных» свиней не производилось.

Что касается тех погибших животных, с которых всё началось, то на этот счет у сельчан есть своя версия: причина смерти свиней вовсе не АЧС, а плохие условия содержания. Животные голодали и жили на улице. «Представьте себе: у нас тут под 30 градусов мороза, а они ночевали в сугробе. Голодные, – вспомнил один жителей. – На свинье обычно ребер не видно, а на этих ребра пересчитать можно было. Как на худой собаке. На них и шерсть была, как на собаке – валенки катать можно». Ситуация осложнилась тем, что хозяин несчастных поросят не вовремя проколол им прививку от паразитов. В результате ослабленный организм не выдержал, и шесть свиней погибло.

Скажи мне, кто твой друг

Но зачем ветеринарии выдумывать историю про АЧС? Сельчане уверены: таким образом власть лоббирует интересы свинокомплексов. Один из них как раз расположился рядом с Красным Партизаном, и там уничтожать свиней почему-то не планируют. «Где бы свинокомплекс ни появился, там всегда вспышка АЧС, – делится наблюдениями один из жителей. – Ну прямо всегда и везде! И распространяется он чуть ли не на весь район». По мнению сельчан, их подсобные хозяйства составляют нежелательную конкуренцию свинокомплексам, так как не облагаются налогами и предлагают «экологически чистый» продукт. «Посудите сами: за год наша свинья вырастает на 70–80 кг. А свинокомплексы умудряются за 3–6 месяцев вырастить ее на 150–200 кг, – приводит сравнение другой житель. – Ну как такое возможно? Чем нужно кормить свинью, чтобы она так росла?».

Уничтожение свинопоголовья в селах заметно усложнит жизнь людей в суровых условиях Безымянского муниципального образования. На ком-то и так уже висят кредиты, а кому-то приходится помогать детям-студентам в Саратове. К получению компенсации от государства сельчане относятся скептически. Во-первых, размер выплаты несколько меньше, чем можно было бы выручить от продажи свиней. Во-вторых, жители боятся, что эти деньги им просто не выплатят. «Я не получил ни одного документа, в котором стояли бы подписи и печати, указывался бы вес изъятых животных», – настороженно заметил один из опрошенных.

По ту сторону свиноводства

Алексей ЧастовВ саратовском областном управлении ветеринарии все подозрения сельчан отметают. Как пояснил редакции глава ведомства Алексей Частов, АЧС в Красном Партизане протекал с характерными для этого заболевания признаками. Кроме того, диагноз уже был подтвержден институтом во Владимирской области (сами сельчане выводам этого учреждения не доверяют). Что касается свинокомплекса, то он не попадает в пятикилометровую зону отчуждения, поэтому поголовье там будет сохранено. Также Частов заверил, что денежная компенсация жителям обоих сел будет выплачена, однако нужно время для оформления необходимых документов. «Будет компенсация, потому что так требует закон», – уверенно сообщил чиновник.

В регионах, где появляется АЧС, жители действительно склонны верить в истории про происки свинокомплексов, пояснил «Газете недели» генеральный директор Национального союза свиноводов России (выражает интересы промышленного свиноводства) Юрий Ковалев. По его словам, между промышленным свиноводством и частными подворьями существует «концептуальное противоречие». При этом на практике домашняя свинина не может составлять сколь-либо серьезную конкуренцию продукции свинокомплексов. Ковалев приводит цифры: в европейской части России доля свинины, производимой в личных подсобных хозяйствах, составляет всего около 5 процентов (в целом по России – чуть выше 15 процентов). Более того, домашняя свинина полноценно не участвует в товарообороте, так как распространяется преимущественно через сами же подворья. «Да, это влияет на потребление, но конкуренция с этой точки зрения уже минимальна», – заключает специалист. Таким образом, с позиции рынка в «помощи» властей нет никакого смысла.

Свинина – миру

Юрий КовалевПо словам Ковалева, предпринимая экстренные меры по уничтожению поголовья, местные власти мотивируются не интересами свинокомплексов, а совсем другими принципами: «Сегодня каждый субъект федерации несет персональную ответственность за то, что у него возник вирус. Потому что все эти случаи контролируются правительством и президентом».

Тем не менее, в разных регионах к решению проблемы способны подходить по-разному. Например, в Белгородской области власть при поддержке крупного бизнеса просто выкупила все 60 тысяч свиней из личных подворий. С жителями были заключены договоры, обязывающие их в течение трех лет не держать свиней. В обмен граждане получают средства на приобретение коров и птицы. «В других регионах власти так поступить не могут, – объяснил глава союза. – Где-то не хватает решимости... Это работа. Работа на сходах. Это очень серьезная работа».

Борьба с АЧС на местах имеет вполне конкретное значение для национальной экономики. Внутри границ Россия уже насыщена свининой, на очереди – экспорт. Однако наличие чумы свиней осложняет выход на внешние рынки. «Нас никто не хочет принимать, – сообщает Ковалев. – Говорят, мол, пока не решите эту проблему. Мы сейчас закрыты для всего мира. И эта проблема будет нарастать».

В обозримом будущем домашнему свиноводству волей-неволей придется перестраиваться. Содержать свиней по старинке больше нельзя. В качестве примера специалист приводит тот факт, что основной пищей для свиней в личных подворьях до сих пор являются отходы со стола хозяев: «А в сегодняшних условиях этого делать категорически нельзя! Как минимум – только после кипячения». Со временем правила содержания домашних свиней в России будут ужесточаться.

В результате, по прогнозам Ковалева, в некоторых регионах личное свиноводство вообще сократится до минимума, уступив место более безопасному промышленному (свинокомплексы имеют несколько степеней защиты от АЧС). А там, где оно останется, примет более цивилизованные формы и станет более контролируемым. В конце концов, в мире есть примеры и куда более радикальной борьбы с АЧС: например, когда вирус поставил под угрозу экспорт свинины в Евросоюз из Испании, страна полностью перешла на промышленное свиноводство.


[Кстати сказать]

Чумные будни

Минутка микробиологии: АЧС – безвредное для человека, но крайне опасное для свиней заболевание. Смертность от вируса может достигать 100 процентов. Угроза экономического ущерба от АЧС такова, что в случае его обнаружения всё свинопоголовье в радиусе как минимум 5 км от очага инфекции искусственно уничтожается. Такие жесткие меры позволяют предотвратить дальнейшее распространение болезни. В свое время АЧС успел прогуляться по Европе и Южной Америке, а в 21 веке нагрянул в Россию. В 2011 году вирус добрался до Саратовской области и до сих пор продолжает строить здесь козни (подробнее о причинах распространения АЧС – см. публикацию «Зараза к заразе» в номере от 15.11.2016).

История АЧС в Саратовской области

– в 2011 году вирус был зарегистрирован в Вольском районе. При ликвидации произошло отчуждение 230 голов свиней, компенсация владельцам животных составила 1,188 млн рублей;

– в 2013 году вспышка чумы зафиксирована в Самойловском районе. Уничтожено 284 свиньи, компенсация составила 1,655 млн рублей;

– в 2015 году очаги АЧС фиксировались на территории Лысогорского, Аткарского, Самойловского и Калининского районов. Было отчуждено 4858 свиней, компенсация составила 30,688 млн рублей ;

– в 2016 году заболевание регистрировалось в Татищевском, Балашовском, Романовском, Турковском, Петровском, Самойловском, Аркадакском, Новобурасском, Хвалынском районах. Изъято 13305 свиней, выплачено 70,226 млн рублей.

Таким образом, за последние 6 лет количество отчужденного из-за АЧС свинопоголовья выросло почти в 58 раз.

(По материалам управления ветеринарии Саратовской области)