«Здравые смыслы»

Оценить
Писатель Захар Прилепин не любит литературных критиков. Он не любит даже самого словосочетания «литературный критик» – в нем он заранее ощущает недоброжелательность, эдакий «тошнотворный скепсис».

Писатель Захар Прилепин не любит литературных критиков. Он не любит даже самого словосочетания «литературный критик» – в нем он заранее ощущает недоброжелательность, эдакий «тошнотворный скепсис». И всё же есть исключение, и это – наш земляк Алексей Колобродов, чью книгу под названием «Здравые смыслы» недавно выпустило московское издательство «Центрполиграф», а Захар написал к ней предисловие.

«При своей, скажем так, строгой, не слишком падкой на развернутые комплименты интонации Колобродов доброжелателен какой-то внутренней, физически ему присущей доброжелательностью. Он доброжелателен не к определенным авторам, а в целом к литературе, просто потому, что чтение для него – форма осмысления мира и радость. На кого ж тут злиться?

С подобным подходом и не самая удачная книжка не станет помехой или раздражителем».

Автор предисловия отмечает еще одно явное достоинство статей автора – здравый смысл: «В наши смутные дни, когда за каждым вторым пишущим подозреваешь явные призраки психической деформации, которая к тому же используется как навязчивый прием, здравый смысл стал товаром дорогим и долгожданным».

Колобродов, начавший литературно-критическую деятельность более двадцати лет назад, в 1996 году, включил в свой сборник статей тексты, написанные им в последние пять-шесть лет и опубликованные в российской периодике – от толстых журналов до интернет-изданий. Книга состоит из трех разделов.

Первый, названный автором «Пограничья величия», включает в себя эссе о классиках, точнее, о неких «внутренних рифмах» между классиками и классиками, классиками и современниками. Здесь Пушкин вступает в странные взаимоотношения то с Пелевиным, то с Владимиром «Адольфычем» Нестеренко, здесь Довлатов перемигивается с Чеховым, Шукшин оказывается то «почти Мамлеевым», то alter ego Стивенсона, а то проступает их «общий бэкграунд» с Достоевским...

Второй раздел назван «Замеры» и состоит из рецензий – на книги Михаила Елизарова и Сергея Жадана, Алексея Иванова и Петра Алешковского, Анны Матвеевой и Виктора Пелевина, Льва Данилкина и Александра Терехова, Алексея Слаповского и Евгения Водолазкина... ну и Захара Прилепина, в том числе.

Наконец, третий, заключительный раздел назван «Страна сближений», и в нем автор доказывают свой тезис о том, что «таланты ходят парами». Пелевин с Аксеновым оказываются «соавторами пространств», Гаррос и Генис – почти близнецами, а Быков с Пелевиным (опять) то сходятся, то расходятся в трактовке чародейств...

Книга Алексея Колобродова – тот случай, когда читатель, закрыв последнюю страницу, больше знает не о героях книги, а об ее авторе. Но поскольку Алексей Юрьевич – человек, бесспорно, интересный, а его построения весьма головоломны, читатель внакладе не останется.