Был и такой губернатор

Оценить
Он сдал свою должность в феврале 1920 года

Февральская революция отменила все институты царской власти, в том числе и губернаторство. Саратовский губернатор Сергей Дмитриевич Тверской был в начале марта 1917 года арестован. Однако в фонде Саратовского губернского управления главнокомандующего вооруженными силами Юга России, хранящемся в госархиве Саратовской области, среди прочих документов имеются приказы саратовского губернатора, датированные 1919–1920 гг. Очередной крутой вираж нашей отечественной истории связал в один причудливый узел города Саратов, Царицын, Новороссийск и Геленджик.

Драматичным эпизодом гражданской войны стала битва за Царицын. Город имел исключительно важное хозяйственное и стратегическое значение. Через него шел хлеб с Северного Кавказа, а из Красноводска и Баку – нефть и хлопок. Красная армия, находясь в Царицыне, не давала возможности сомкнуться контрреволюционным силам юга России, уральскому и астраханскому казачеству. Несколько раз деникинские войска предпринимали попытки взять Царицын, но «Красный Верден», как называли город в прессе, стоял неприступной твердыней.

Наконец 30 июня 1919 года, после кровопролитных боев, Царицын пал.

За эту победу английский король Георг V наградил командующего Кавказской армией генерал-лейтенанта барона Петра Николаевича Врангеля орденом. Царицын рассматривался как часть территории Саратовской губернии, очищенная от красных. Главнокомандующий назначил губернатора, имевшего статус губернатора Саратовской губернии, резиденция которого, надо полагать, лишь временно находилась в уездном городе.

Почти месяц исполняющим должность саратовского губернатора был полковник Михаил Саввич Лачинов. А 22 июля 1919 года в «управление Саратовской губернией» вступил генерал-лейтенант Владимир Викторович Ермолов (1870–1943) – внук знаменитого покорителя Кавказа Алексея Петровича Ермолова.

В Царицыне восстановились упраздненные учреждения, а в деревнях – царская волостная и сельская администрация. Были отменены запрещения ввоза-вывоза продуктов, хлебная монополия. Предприниматели пытались наладить торговлю спиртными напитками. Вновь заработали синематографы, проводились благотворительные лотереи-аллегри. Начали выходить газеты «Неделимая Россия» и «Голос Руси». Стали возрождаться различные общества, товарищества и кружки. Вместо советских денег появились деникинские денежные знаки одиннадцати номиналов от одного до 5000 рублей.

Ермолов боролся с эпидемиями тифа и холеры: населению делали бесплатные прививки, истребляли мух. Домо­владельцев города обязали содержать в чистоте половину улицы против своей усадьбы, иметь во дворах мусорные ящики, а выгребные ямы и отхожие места посыпать известью и поливать карболовым раствором.

Губернатор твердой рукой пытался искоренять грабежи, воровство и иные беспорядки. Преступники, в случае их обнаружения, приговаривались военно-полевым судом к смертной казни. Укравшие военное обмундирование карались каторжными работами до 8 лет. Уличенные в распространении слухов лишались свободы до 6 месяцев.

Однако вскоре командование почувствовало, что город не удержать. Из уездов – Царицынского, Камышинского и Балашовского – были в спешке эвакуированы чины губернского и уездных управлений, а также все гражданские учреждения. Их разместили в Геленджике «за отсутствием свободных помещений» в Новороссийске. Между этими двумя городами по специальному ходатайству саратовского губернатора четыре раза в неделю курсировал пароход «Отважный». А сухопутный путь по Сухумскому шоссе был отрезан «зелеными».

Новороссийск под напором Красной Армии белым войскам пришлось покинуть. Главнокомандующий Антон Иванович Деникин издал приказ о расформировании губернских и уездных учреждений ведомства внутренних дел 14 губерний, в том числе и Саратовской. Все дела и казенное имущество упраздненных учреждений надлежало сдать в Черноморское губернское управление.

Последний приказ саратовского губернатора, изданный в Новороссийске 18 февраля 1920 года, гласил: «За окончанием всех работ по расформированию вверенных мне управлений и сдач дел и отчетностей, я сего числа сдал должность саратовского губернатора». В марте Ермолов эвакуировался и покинул Россию навсегда.

Любопытно, что исполняющим должность губернатора Черноморской губернии и заведующим эвакуацией из Новороссийска в это время был саратовский экс-губернатор Сергей Дмитриевич Тверской.