По грибы, по ягоды

Оценить
Наш редакционный водитель Николай Иванович новости по большей части узнает из телевизора. А там, понятное дело, всё больше об Украине, Европе и замечательном Трампе.

Наш редакционный водитель Николай Иванович новости по большей части узнает из телевизора. А там, понятное дело, всё больше об Украине, Европе и замечательном Трампе. Всякие мелочи из российской жизни приходится Николаю Ивановичу сообщать дополнительно. Вот недавно рассказываю ему, что планируется ввести сбор с грибников и собирателей ягод. Заплатил шесть тысяч за ягоды или за грибы, кажется, четыре – и собирай с чистой душой. Правда, обратил взимание, что это только инициатива Минсельхоза, не закон еще.

Но Николай Иванович, вооружившись собственной теорией: чем дурней предложение – тем скорее станет законом, возмутился не на шутку. Во-первых, он грибник. Не так чтобы заядлый, но раза три за сезон вырываемся мы с ним побродить по лесам да перелескам. Во-вторых, он сельский уроженец и никак и не мог согласиться, что, возможно, нужно будет платить за то, что всегда было бесплатным. Как и любой русский человек, он тут же прикинул, как можно будет обойти будущий закон. Самый понятный вариант – объехать предполагаемый пункт контроля проселочными дорогами. Вариант второй – заявить, чтобы собирал не сам, а купил. На покупку грибов лицензию еще не придумали. В продолжение этой мысли последовала совсем уж невероятная идея: собранные грибы законсервировать у его деревенских родственников, к готовой продукции придираться никто не имеет права.

Понятно, я пытался спорить, мол, лесные богатства, которые мы по мере возможности преуменьшаем, нуждаются в восстановлении. Может, наши деньги пойдут как раз на эти благие цели. Но мои предположения были отвергнуты с порога:

– Грузди, что ли, будут по лесу рассаживать?

Говорю, хотя и не знаю точно, что в других странах существует какой-нибудь сбор на охрану природы. И получаю категоричный ответ:

– Там не воруют!

Тут, как говорится, не поспоришь.

Но не только о грибах и ягодах наш разговор. Даже и не о них вообще, а о непрекращающихся попытках государства залезть в наш карман. Не факт, что ягодно-грибная лицензия будет введена, многочисленные попытки лицензировать любительское рыболовство провалились, в том числе и по той причине, что на каждый метр берега инспектора не поставишь. Точно так же не проконтролировать каждую опушку и каждый перелесок. Но многое уже начинает приобретать грозные очертания законов: увеличенный вдвое пресловутый «Платон». Но и кроме этого: платный вход на территорию природных парков, недавно одобренный комитетом Госдумы по экологии. Приблизительная стоимость одного посещения 1500 рублей. Одно можно гарантировать – в природных парках будет удивительно тихо и спокойно. Потрясающая идея Роспотребнадзора – штрафовать физических лиц (то есть нас с вами) за хранение санкционных продуктов, в том числе овощей и фруктов – 5000 рублей за польское яблоко. Платный въезд в города тоже принят в первом чтении.

Но даже на этом фоне предложение биробиджанских водоканальщиков вызывает особый восторг. «Водоканал» столицы Еврейской автономной области выступил с предложением включить в платежку графу «за выпадение осадков от дождей и таяния снега». Подсчитав объемы выпадающих осадков, коммунальщики пришли к единственно верному, как им представляется, выводу: надо содрать с населения побольше. Устремленность этих господ к нашему предпоследнему рублю заставила обозревателя сетевого издания «Газета. Ру» Викторию Волошину вспомнить одну великую книгу. Нет, не «1984» Оруэлла и не «Москву 2042» Войновича, но сказку Джанни Родари «Чиполлино». Там синьор Помидор ровно этим же способом пополнял графский бюджет: «Каждый житель деревни повинен уплачивать арендную плату в сумме ста лир за простой дождь, двухсот лир за ливень с громом и молнией, трехсот лир за снег и четырехсот лир за град».

Представляется, что этим же путем идет администрация Саратова, стремящаяся оборудовать платные стоянки в центре города. При этом уточним, что об оборудовании стоянок как таковых никто не говорит, речь идет только о взимании платы. Ни о каких площадках специальных, перехватывающих парковках никто даже и не думает. Просто брать деньги с тех, кто паркуется вдоль дорог в центре. Максимум, чего можно ожидать, что парковки «огородят веревкой», как выразился горячий поборник этой, как и всех других идей начальства, Александр Ландо.

Присмотритесь внимательно: мы видим две параллельно идущие тенденции – содрать с населения побольше денег и при этом ничего не делать самим. Идеальная чиновничья позиция. Не Минсельхоз сажал в наших лесах маслята и подберезовики, не он высаживал на склонах землянику и клюкву на болотах, но денег хочет. Не чиновники создавали природные парки – но денег хотят опять же они.

Но и на ту ситуацию, когда деньги у населения кончатся окончательно и бесповоротно, у чиновников тоже есть варианты, как действовать дальше. Можно за долги отнимать квартиры. Эта новация совсем недавно горячо обсуждалась, но сейчас шум стих, авторы, похоже, затаились и ждут выгодного момента. Впрочем, квартиры могут лишиться не только те, у кого денег нет, но и те, кто слишком уж рьяно вступится за неимущих. Согласно законопроекту, внесенному в Госдуму коммунистами, конфискация имущества предполагается не только за коррупционные преступления, но за массовые беспорядки, «экстремизм».

Так и будет всё это продолжаться: нефтяные деньги кончаются, средств для поддержания имиджа страны на мировой арене и другие геополитические штучки становится меньше, а желающих делить бюджетный пирог – всё больше. Вот и остается: то ли сказать громко – перестаньте нас грабить! – то ли искать, как проселочными дорогами ускользнуть от очередного контроля – ягодного ли, грибного ли. Или контроля за потреблением гражданами воздуха отечества.