Автобусы под «пиратским» флагом
Представители региональной власти, кажется, зашли в тупик в собственной войне против бизнеса и впали в отчаяние. В пятницу в стенах Саратовской областной думы прошло экстренное совещание, на котором искали новые способы «выдавливания» с саратовского рынка пассажирских перевозок компаний «Ной-64», «Властелин» и прочих подобных.
Все предыдущие попытки помешать предпринимателям работать не привели к успеху. Деятельность компаний укладывается в рамки действующего законодательства, и законных способов запретить ее пока не нашлось. Депутаты областной думы решили, что пора переписывать законы.
На случай, если позарятся
По словам депутата Андрея Беликова (руководитель ОАО «Автокомбинат № 2», которого почему-то очень раздражает наличие конкурентов), проблема в том, что ряд компаний, занимающихся в Саратовской области перевозками пассажиров, работают не как регулярные перевозчики, то есть осуществляя регулярные рейсы по постоянным маршрутам, а как «заказные», то есть выезжающие в рейсы по специальным заказам. Но это, как говорит Беликов, просто видимость. На самом деле эти «заказные» перевозки тоже регулярные. Причем «Ной-64» и «Властелин», например, это просто бренды, за которые уцепиться невозможно. Под этими вывесками работают разные предприниматели, кассовые пункты и т.д., которые являются самостоятельными предприятиями.
Работа под прикрытием «заказных» перевозок позволяет этим компаниям не выполнять обязательства, накладываемые законодательством на официальных регулярных перевозчиков. Беликова и его коллег волнуют, например, послабления для «заказных» в вопросах обеспечения транспортной, технической, антитеррористической, медицинской безопасности пассажиров, страхования и предоставления льгот. Кроме того, налоговая нагрузка у таких перевозчиков тоже ниже, чем у таких компаний как, например, «Автокомбинат № 2».
По большому счету, непосредственно беликовский «Автокомбинат № 2» и других городских перевозчиков никто не притесняет. Автобусы ООО «Ной-64» и ООО «ТК Властелин», которых власти пытаются выдавить с рынка, осуществляют междугородние перевозки – за пределы региона и внутри него. Но Беликов, по всей видимости, переживает за перспективу – вдруг «заказные» позарятся на городские маршруты – и старается перестраховаться.
Проигрывают без достоинства
Сейчас конкуренции с частными междугородними перевозчиками не выдерживают ООО «Межгородтранс» и саратовский автовокзал. Борис Кайданов, председатель общественного совета при областном минтрансе, прямо заявил, что из-за «заказных» перевозчиков региональные транспортные компании и саратовский автовокзал терпят убытки.
«Они работают только на прибыльных маршрутах, а прибыль добросовестных перевозчиков падает. При этом автовокзал за год заплатил налог в 36 млн рублей, а все перевозчики под «пиратским» флагом – около миллиона в совокупности. И это при сопоставимом числе пассажиров, – говорит Кайданов. – И если раньше саратовский автовокзал по 4–5 тысяч пассажиров в день отправлял, то теперь пассажиропоток до 2 тысяч в день упал».
Но вот вопрос, если у одних транспортных компаний пассажиропоток падает, а у других растет, не значит ли это, что это пассажиры сделали свой выбор? Чья вина, что они не выбрали так называемых «добросовестных перевозчиков»? Может быть, «добросовестные» предложили своим клиентам не самые лучшие условия?
Согласно букве закона
На совещании рассказывали, что с «заказными» перевозчиками пытались договориться по-хорошему. В частности, предлагали переместиться с Привокзальной площади на автовокзал, чтобы всем было удобнее. Но те, мол, упираются и не хотят заниматься регулярными перевозками «легально».
Однако вопрос нелегальности деятельности этих компаний спорный и неоднозначный. Ее пока никому не удалось доказать, иначе бы уже прикрыли «лавочку». Евгений Лузановский, член общественной палаты Саратовской области, принимающий активное участие в противостоянии с «заказными» перевозчиками, рассказал, что общественники инициировали множество проверок этих компаний. В том числе и со стороны прокуратуры области. Но даже она не нашла ничего противозаконного в деятельности предприятий заказных перевозок.
Как отметил на совещании прокурор отдела по надзору за соблюдением законов в сфере экономики и природоохранного законодательства прокуратуры Саратовской области Константин Байкулов, всё соответствует букве закона. «С другой стороны, по факту, мы имеем в центре города массу неуправляемого транспорта, который, теоретически, может использоваться в организации незаконных перевозок на регулярных рейсах», – тут же оговорился эксперт. Байкулов добавил, что в действующем законодательстве, очевидно, есть некие пробелы, которыми пользуются предприниматели.
Законных способов немного
Начальник регионального управления Госавтонадзора (основной контролер в сфере пассажирских перевозок) Азамат Сиюхов пояснил, что законных методов воздействия на недобросовестных предпринимателей в действительности не так уж много. В основном это штрафы. Однако, по словам Сиюхова, на юридических лиц, осуществляющих регулярные перевозки «заказными» рейсами, наложить штрафы фактически невозможно. Потому что практически невозможно доказать факт осуществления регулярных перевозок вместо заказных. Поэтому административную ответственность при выявлении нарушений несут только водители, а сумма штрафов недостаточно велика, чтобы отбить охоту нарушать дальше.
Действенным инструментом стал бы арест автотранспорта, на котором осуществляются перевозки. Но беда в том, что у УГАДН нет эвакуаторов и спецстоянок для его хранения. Сиюхов заявил, что его ведомство готово продолжать работать в данном направлении и искать управу на «заказных» перевозчиков. Но для успеха в этом процессе нужны дополнительные силы.
«Необходимо создать межведомственную группу, включить в нее наших специалистов, представителей областного минтранса, ГИБДД, налоговой инспекции, полиции, миграционной службы и прокуратуры», – предложил Азамат Сиюхов.
Неужто?!
Идею с межведомственной комиссией одобрили. Депутат Алексей Мазепов считает, что в рамках работы этой комиссии нужно будет разработать конкретные «дорожные карты» по реализации мер, направленных на борьбу «с недобросовестной конкуренцией» в сфере пассажироперевозок.
«Два направления нам необходимо отладить в первую очередь, – говорит Мазепов. – Это арест транспортных средств и привлечение к административной ответственности юридических лиц. Необходимо понять, что нам для этого нужно».
Депутаты в ходе обсуждения тревожащих их вопросов несколько раз подчеркивали, что бороться они собираются не с конкретными предприятиями, а со случаями недобросовестной конкуренции и за повышение безопасности «в такой значимой сфере, как пассажирские перевозки».
«Речь идет о безопасности наших граждан, – несколько пафосно выступил депутат Сергей Нестеров. – Необходимо упорядочить работу в этой сфере. Если есть пробелы в законодательстве, надо посмотреть, что с этим можно сделать. Неужто мы не сможем?! Неужто будем ждать трагедии?! Давайте подумаем, может, необходимо выйти с инициативой внесения изменений в федеральное законодательство».