Салават Сатаев: Вышел на Волжскую – куда идти дальше?

Оценить
Руководитель проекта «Саратовский туристический сервер» Салават Сатаев, пожалуй, как никто другой знает, чем Саратовская область привлекает туристов из других регионов России, а чем их отталкивает.

Руководитель проекта «Саратовский туристический сервер» Салават Сатаев, пожалуй, как никто другой знает, чем Саратовская область привлекает туристов из других регионов России, а чем их отталкивает. Заодно мы выяснили, может ли пострадать внутренний туризм после возобновления туров в Турцию и Египет и на какие жертвы идут президенты других государств, чтобы превратить свою родину в «туристический аккумулятор».

– Салават Рустамович, поясните, какие задачи ставит перед собой ваш портал?

– «Саратовский туристический сервер» visitsaratov.ru содержит всю необходимую информацию для того, чтобы туристу хотелось и было удобно приехать в наш регион. Это каталог отелей, главные новости туристической отрасли, календарь событий Саратовской области на год и т.д. Если человек хочет экскурсионную программу – мы можем ее предоставить совместно с туроператором.

География гостей, которые приезжают к нам, обширна: Салехард, Сургут, Екатеринбург, Омск, Новый Уренгой и т.д. Некоторые приезжали просто на машинах. Я спросил у ребят, а чем так привлекает Саратовская область. Они говорят: «До Сочи ехать в два раза дальше, цена высокая, сервиса никакого. А у вас мы можем посмотреть приличные места, мужчины могут порыбачить, а женщины позагорать – всем есть чем заняться».

– По вашим наблюдениям, увеличился ли в прошлом году приток гостей из других регионов России в связи с закрытием Турции и Египта?

– К сожалению, нет. Пропал средний класс. Те, кто отдыхал в Египте и Турции, не поедут отдыхать по России. Во-первых, отдых по России обойдется им дороже. Во-вторых, они все-таки рассчитывают получить другой уровень сервиса. У них не болит голова в Турции или в Египте, как добраться до отеля, чем питаться и что посмотреть – они просто садятся в самолет, и отпуск начинается. Пресловутый «all inclusive» решает всё. Поэтому тот турист, который ездил по дешевым турам в Египет и Турцию, остался в прошлом году дома, а сегмент туристов с высоким уровнем дохода поехали и в Египет, и в Турцию – только через Минск, Тбилиси и другие столицы.

– Есть мнение, что после того как возобновились поездки в Турцию и скоро планируют вернуть чартерные рейсы в Египет, все предпринятые усилия по развитию регионального туризма будут перечеркнуты – народ повалит за рубеж.

– Кто ездил в дешевую заграницу, те опять же туда поедут. Только анонсировали туры в Турцию – и они уже выше всех в рейтингах по бронированию. Есть также сегмент невыездных, которые продолжат ездить в Крым и Сочи.

Что касается конкретно Саратовской области, туристического бума в этом году я не предвижу. Но есть шансы, что мы получим чуть-чуть больше туристов, чем в прошлом году, потому что люди начинают чуть больше интересоваться нашей областью. Человек смотрит на карту – у нас шикарная рыбалка, лодку можно взять напрокат, острова, песчаные пляжи. Вот это наш козырь! Многие говорят: вот у нас есть Увек, место приземления Гагарина и так далее – но человек издалека не поедет на Увек! И потом, ну что там делать больше одного часа?! Это на любителя, для которого поездка тематическая. Большинству ведь нужно просто отдохнуть, получить качественный сервис, порыбачить и позагорать. А уже Увек и место приземления Гагарина на месте предложат в качестве экскурсионного выезда. Можно, допустим, составить однодневный маршрут, в который будет включен музей Гагарина, место приземления Гагарина и аэроклуб. Однако погоду делает именно коммерческий туризм, связанный с отдыхом на турбазах на Волге.

Я бы не сказал, что спрос на внутренний туризм упадет сильно – не особо сильно-то он и поднялся за это время. Мало кто верит в официальную статистику, притянутую за уши, о небывалом взлете внутреннего туризма

– Саратовский бизнес в достаточной мере реагирует на этот запрос?

– Конечно. Хорошие объекты у нас есть, они уже обеспечивают достойный сервис по приемлемым ценам, им не стыдно принимать гостей. Есть и откровенно недорогие турбазы, в которые не надо ехать, хотя они и на берегу, ведь нет ни сервиса, ни питания, а домики остались с прошлого века. Там человек, конечно, будет разочарован.

Вообще, есть разница между туристами. Когда на турбазу приезжает местный житель (как правило, на выходные), то его задача – максимально сэкономить. А если человек приезжает издалека на 10–15 дней, его задача – отдохнуть, потратить деньги. Поэтому нам нужно сосредоточиться именно на привозе туристов из других регионов, это выгодно всем. Ведь туризм сейчас находится в глубоком кризисе, буквально за каждого туриста идет война. Нам не хватает рекламы, присутствия на профильных выставках. Не знаю, может быть, многие просто не понимают, как это надо делать? Есть великолепные объекты, но их не продвигают.

– То есть хромает информационное сопровождение?

– Что уж говорить, если у нас в городе нет даже стоек справочной туристической информации, куда человек может обратиться с вопросом, взять буклеты о достопримечательностях и экскурсиях, карту города и области, путеводители. Вот вышел гость города на нашу Волжскую – и что? Дальше куда идти? Да, здорово, что построили новую пешеходную зону, но не помешало бы разместить хоть один на весь город туристско-информационный центр. Например, насколько я знаю, в Липках простаивает шахматный павильон.

Потом, в Москве, например, на вокзалах работает экскурсионное бюро, которое предлагает обзорную экскурсию по городу. В Саратове организовать или заказать экскурсию не так-то просто. Наша привокзальная инфраструктура ужасна. Туристический автобус не может подъехать к зданию вокзала – мол, антитеррористический режим. Сейчас, когда человек приезжает в город, ему нужно с чемоданом идти полкилометра до ожидающей машины, которая припарковалась с другой стороны «Локомотива». Но таксисты на площади почему-то стоят – они что, гарант безопасности? Я уже не раз говорил, что надо делать платную парковку на Привокзальной площади, как во всех цивилизованных городах.

Нет у Саратова, в отличие от многих городов России, собственного туристического бренда. Забрендировать территорию – дорогое удовольствие. Нужно нанять серьезную дизайнерскую компанию, которая бы этим занялась. Возможно, студию Артемия Лебедева – при условии, что он подготовит качественный проект, а не такую ерунду, как в прошлый раз (стилизованный розовый ключ и надпись «Люблю бывать в Саратове». – Прим. ред.). А все эти студенческие конкурсы на выбор бренда – полная чушь. Помнится, в позапрошлом году на конкурсе туристического бренда Саратовской области в финал чуть ли не вышел бренд Омской области: там букву «О» просто заменили на «С». Я обратил на это внимание и пре­дупредил жюри.

– В Саратове на каждом круглом столе, посвященном туризму, превалируют два мнения: одни говорят, что без достаточных бюджетных средств развить местный туризм не получится, а другие уверены, что можно – были бы инициативы и желание.

– Развить туризм снизу очень трудно. Насколько я знаю, бюджет по туризму в Саратовской области составляет порядка 700 тысяч рублей. Для примера, в Алтайском крае на эти цели тратится 70 миллионов, в Татарстане – порядка 70 миллионов, в Крыму – тоже 70 миллионов, в Екатеринбурге – 50 миллионов. Работа туристско-информационных центров там финансируется из регионального бюджета.

Что может сделать частный предприниматель? В своем масштабе он сделает шикарную гостиницу, но никто о ней не узнает. Регион должен пробиваться на рынок всем фронтом: со всеми турбазами, гостиницами, маршрутами – а на это нужны деньги. К примеру, один стенд Севастополя на последней туристической выставке обходился в 2 миллиона рублей – то есть в три раза больше всего бюджета Саратовской области, расходуемого на туризм. Алтай может позволить стенд за 12 миллионов на трехдневной выставке. Те регионы, у которых есть средства на туризм, могут творить.

Обидно, ведь наша область – одна из самых крупных в европейской части России, c реками Волгой и Хопром, с хорошим туристическим потенциалом. Но единой политики в области туризма у нас нет. Губернатор много и правильно говорит про туризм, но без поддержки государства бизнес пока не может прыгнуть выше головы. Нет у нас сейчас такого потока туристов, который обеспечил бы доходность бизнеса достаточную, чтобы рекламироваться везде.

– Помимо прочего, вы организовываете туры в Грузию. Есть ли успехи? Не отталкивают ли российских туристов натянутые политические отношения между нашими странами?

– Да, это второе направление моей работы. Политические мотивы не играют никакой роли, людей едет всё больше и больше. Из Саратова в Грузию каждую неделю ходит туристический автобус – пожалуйста, за 4500 рублей в один конец можно уехать. В ближайшее время собираюсь начать переговоры с «Саратовскими авиалиниями» по поводу рейса Саратов–Тбилиси ввиду стабильного спроса. Я уже связался с «Грузинскими авиалиниями» – они тоже готовы к нам летать.

Грузия – круглогодичное направление, там есть всё: шикарная экскурсионная программа, грузинская кухня, горнолыжные курорты, море. И всё это в пределах досягаемости: от горнолыжки до Тбилиси 40 минут езды, от столицы до моря – 4 часа, самый дальний регион Сванетия – в 5 часах езды от столицы. Это наиболее развитая страна по туризму среди стран СНГ. Во времена президентства Саакашвили была создана вся туристическая инфраструктура: были подведены дороги, построены гостиницы, а бывший президент даже сам снимался в рекламных туристических роликах. Первые самолеты с туристами он встречал лично, с накрытыми столами в аэропортах. Теперь туда ездят англичане, немцы, туристы из Эмиратов и Ирана. Так что это теперь туристический аккумулятор, и у Грузии есть потенциал для развития.

– Так что же нужно сделать России, чтобы достичь подобного успеха в международном туризме? Только ли дело в бюджете?

– Конечно, именно в нем. Но проблема в том числе и в законах, в которые Россия сама себя загнала. На мой взгляд, правовые акты, регулирующие туристическую отрасль, должны быть более либеральными. Слишком уж много тут ограничений при низкой маржинальности: в среднем, от 5 до 10 процентов дохода может получить туристическое агентство от продажи тура. Сам по себе закон о туристической деятельности можно читать по-разному: турфирмы понимают одно, туроператоры выводят другое, юристы, если происходит конфликт, не вникая в особенности турбизнеса, трактуют по-своему. Было много судов, когда турагентства проигрывали в суде и получали колоссальный штраф из-за непонимания посторонними людьми особенностей турбизнеса.

Есть сложности во взаимодействии турагентства с туроператором, который формирует продукт. Например, сейчас многие операторы требуют внесения депозита как гарантию своей работы, а у тур­агентства таких денег на всех тур­операторов просто нет. И потом, нет до сих пор единого образца договора с туристом. Уже который год только думают ввести единую форму электронной путевки, единую базу всех туристов, которые покупают туры у турагентств. Ведь сейчас все работают кто в лес, кто по дрова. В системе электронных путевок тогда проще отследить прохождение денег, то, что турфирма работает легально, и риски будут сведены к минимуму.

При такой ситуации на туристическом рынке, когда поручиться нельзя даже за крупного туроператора, многие люди уже самостоятельно выходят на сайты отелей и бронируют себе жилье, ищут дешевые авиабилеты, оформляют страховку онлайн. Поэтому сам туризм сейчас есть, а вот турбизнес как составляющая туризма сейчас ищет свое место в нем, подстраиваясь под новые реалии.