Тракторист – это дорого и модно

Оценить
Сельхозпрофессии нуждаются в популяризации, АПК нуждается в профессионалах

Агропромышленный комплекс Саратовской области испытывает нехватку кадров. Дефицит в тысячу человек фиксируется ежегодно в сезон полевых работ. Общая численность занятых в АПК региона составляет 38 тысяч человек. Причем ежегодно количество работников сокращается на 2 тысячи. С другой стороны, в Саратовской области подготовкой специалистов для АПК занимается 18 образовательных организаций (без учета СГАУ и его филиалов), которые в состоянии обеспечить нужными специалистами (от агронома до тракториста) все хозяйства региона. Более того, порядка 70 процентов выпускников успешно трудоустраиваются и остаются в отрасли. То есть теоретически дефицита кадров быть не должно, но он есть. Не хватает в основном механизаторов. Их на всю область всего 10 тысяч. Что делать с кадровым дефицитом и нужно ли с ним бороться, пытались понять на заседании круглого стола, прошедшего в прошлый четверг в пресс-центре «МК в Саратове».

Проблема в системе

Эксперты от областного минсельхоза, минобраза, сельхозтоваропроизводителей и профильных учебных заведений в ходе разговора отметили, что сегодня АПК, как и другие отрасли, активно автоматизируется. Множество операций в сельском хозяйстве и пищепроме теперь выполняют машины. Людей нужно всё меньше и меньше.

«Среднегодовая численность занятых в АПК снижается и в целом по России. В нашем регионе в 90-е в этой отрасли было занято 150 тысяч человек, а сейчас – 38 тысяч», – говорит Наталья Мариевская, начальник управления кадровой политики министерства сельского хозяйства Саратовской области.

Практически все сельхозпредприятия сегодня используют современную дорогостоящую технику. Поэтому в АПК нужны специалисты, умеющие с такой техникой управляться: «готовые к ответственному труду на современных тракторах и комбайнах». Это оказалось одной из основных проблем в вопросе кадровой обеспеченности агропромышленного комплекса региона. Сельхозтоваропроизводители не всегда довольны качеством подготовки выпускников аграрных техникумов и вузов. Представители организаций профобразования заявляют в свою очередь, что хозяйства сами, мол, не проявляют интереса к подготовке своих специалистов.

«Нам нужна современная дуальная модель обучения: когда сельхотоваропроизводитель, заботящийся о будущем своего производства, вместе с образовательным учреждением готовит для себя кадры, – говорит Надежда Крупнова, директор Базарно-Карабулакского техникума агробизнеса. – У нас два «Кировца», три комбайна, четыре МТЗ, собираемся купить культиватор, но мы не можем себе позволить технику за несколько миллионов, на которой сегодня работают хозяйства. Поэтому мы и не научим на ней работать. Нужно социальное партнерство, нужно организовывать практику, оплачивать наставничество».

Почетно, модно, прибыльно

Недостаточная информированность хозяйств о возможностях профобразования – тоже проблема. Иногда сельхозтоваропроизводитель, испытывающий нехватку специалистов, просто не знает, где их искать. Это проиллюстрировала участвовавшая в разговоре директор ООО «Осень» (сельхозпредприятие Озинского района) Равза Акчурина.

«Наши спецы учились и работали на старой технике. В прошлом году мы купили дорогую технику, серьезно вложились. Это современная техника, там много электроники, и у нас некому на ней работать. Кто бы нам мог с этим помочь? – спрашивала Акчурина у экспертов. – Мы готовы посылать их на переподготовку и обучение. Готовы платить за это».

Предпринимательнице из Озинок не без удивления, но ответили, что в соседних районах, буквально в часе езды, есть как минимум два профессиональных учебных заведения, где можно было бы организовать подготовку и переподготовку специалистов.

Еще одна проблема кадрового обеспечения агропромышленного комплекса – сложность закрепления молодых специалистов в сельской местности и низкий престиж сельхозпрофессий.

Надежда Крупнова, директор Базарно-Карабулакского техникума агробизнеса, отметила, что современному молодому человеку, разносторонне развитому, получившему образование, в селе просто скучно. Поэтому они там и не задерживаются. А работодатель, как правило, «маститый хозяйственник старой закалки», не озабочен тем, чтобы молодого специалиста заинтересовать и удержать. Для него тракторист – это просто тракторист.

«Дают же у нас молодым врачам или педагогам, едущим работать в село, подъемные. Есть же такие программы. А вот молодым специалистам агропромышленного сектора не дают. А надо бы», – предложили свой вариант эксперты от профобразования.

Что до популяризации сельскохозяйственных профессий, то здесь ведущую роль отводят средствам массовой информации. По мнению участников круглого стола, СМИ должны побольше рассказывать о том, как выглядит работа тракториста или комбайнера в современном мире.

«Надо убирать из сознания людей мнение, что тракторист это не модно, не почетно. Это не так. Конечно, это тяжелый труд, но сейчас в кабинах тракторов и комбайнов чисто, тепло, стоят кондиционеры», – убеждает глава Госинспекции по надзору за состоянием самоходных машин в Саратовской области Николай Ченцов. – И оплачивается такая работа достойно. Хотя многие до сих пор уверены, что трактористы получают 4–5 тысяч рублей». Предпринимательница из Озинок Равза Акчурина подтвердила, что в ее хозяйстве «Осень» средняя зарплата тракториста составляет 35 тысяч рублей в месяц. И не только в сезон полевых работ, а в целом по году.