VISAвый режим
Федеральная антимонопольная служба России не будет возбуждать дело против международных платежных систем Visa и MasterCard – об этом стало известно в январе. Ранее организация РАТЭК (Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники) попросила ФАС проверить обоснованность тарифов на эквайринг – сумму, которую предприниматель платит банку и платежной системе каждый раз, когда клиент рассчитывается банковской картой. «Газета недели» выясняла, сильно ли тарифы зарубежных платежных систем бьют по карманам саратовского бизнеса.
Непростой эквайринг
Эквайринг представляет собой комиссию, которая взимается с каждого платежа по банковской карте. Фактически, это плата за пользование услугами безналичного расчета. Сумма эквайринга распределяется между банком и платежной системой, эмблема которой проставлена на карте. Согласно информации ТАСС, в России размер эквайринга колеблется от 1,4 до 3,5 процента с платежа.
В начале прошлого года на российском рынке платежных систем доминировали зарубежные Visa и МаsterCard. На их долю приходилось свыше 90 процентов всех выпущенных в стране банковских карт. РАТЭК (в состав которой входят магазины «М.Видео», «Технопарк» и бренды с мировыми именами) посчитало, что платежные системы могут злоупотреблять своим положением на рынке. В декабре прошлого года ассоциация обратилась в антимонопольную службу с просьбой проверить обоснованность формирования тарифов на эквайринг. Однако ведомство нарушений не нашло.
Тарифы на эквайринг вызывали вопросы у российского бизнеса и раньше. Например, в ноябре прошлого года Ассоциация компаний интернет-торговли обратила внимание, что размер эквайринга для интернет-магазинов заметно выше, чем для классических заведений. Ассоциация даже направила письмо в федеральное министерство промышленности и торговли с просьбой разобраться в ситуации. При этом специалисты объясняли разницу в тарифах значительно более высоким уровнем риска мошенничества в сети.
Без альтернативы
Для саратовской онлайн-торговли высокие тарифы на услуги платежных систем – тоже проблема. Как сообщил «Газете недели» управляющий саратовского интернет-магазина «Мега64» Сергей Новиньков, размер эквайринга для его компании составляет 2,9 процента. Несмотря на кажущуюся скромность, такая комиссия способна существенно влиять на бизнес: при хороших оборотах она складывается в заметную сумму. Новиньков объясняет, что если уплаченную по эквайрингу сумму пересчитать относительно прибыли, полученный результат уже не выглядит безобидным. К тому же у эквайринга есть свои подводные камни. «Это мы берем только чистый процент. А есть еще срочные зачисления, несрочные. То есть банки в плане эквайринга – крайне дорогое удовольствие», – вздыхает управляющий.
Однако альтернативы нет. Новиньков успел поработать с разными банками и нынешние 2,9 процента считает оптимальным предложением на рынке. Совсем отказаться от приема карт нельзя. «Я понимаю, что для многих клиентов это принципиальная позиция. Многие не хотят иметь дело с наличностью, поэтому мне приходится идти на поводу у банка», – объясняет управляющий.
Использовать электронные платежные системы нового поколения тоже не вариант. «PayPal, Яндексы и так далее – это еще хуже, – дает оценку Новиньков. – Потому что сейчас деньги приходят непосредственно ко мне на счет, это удобно». С Visa и MasterCard не приходится лишний раз обналичивать и переводить средства, теряя проценты. Затраты при использовании PayPal обходятся уже примерно в 5 процентов.
Проблема с эквайрингом настолько заметна, что Новиньков подумывает об отказе от платежей через интернет в пользу мобильного терминала оплаты, что должно уменьшить размер комиссии: «Чтобы у меня водители приезжали с этим терминалом к клиенту. Потому что даже один процент экономии – это всё равно экономия».
Классический размер
А вот классические заведения проблем с эквайрингом не испытывают. Как сообщила «Газете недели» Светлана Иванкова, директор группы компаний Виктории Австриевской (рестораны «Азиатский стиль», «Веранда», «Love суши»), завышенным размер комиссии она не считает. Хотя и процент эквайринга для управляемых ею заведений заметно ниже, чем для интернет-магазинов – 1,8 процента и меньше. «Мы больше тратим на инкассацию наличности и на пересчет», – объясняет Иванкова. При этом плюсы безналичного расчета перевешивают минусы. Например, он дает возможность экономить на услугах инкассаторов, т.к. уменьшается размер наличности в кассе (стоимость инкассации зависит от количества сдаваемых денег).
Не является эквайринг слишком тяжким бременем и для владельца бутика женской одежды «Бонжорно» Галины Паниной. Панина тоже платит 1,8 процента с покупки и объясняет, что это не такие уж большие деньги. «У меня больше претензий к налогам, чем к эквайрингу», – сообщает предпринимательница. При этом Панина признает, что платить 3 процента действительно было бы уже слишком: «3 процента – конечно, это круто. Но я бы всё равно с этим работала, потому что другого выхода нет».