Агломерация мечтаний

Оценить
Агломерация мечтаний
Строительство аэропорта в Нью-Васюках, сиречь Сабуровке, – одна из главных составляющих будущей «агломерации развития» (или «лидерства», или чего еще там заковыристого придумывалось?)
Финансовые параллели и литературные ассоциации

Неделю назад в Саратове случились сразу два события, которые, по мысли организаторов, изменят будущее нашего города. Это презентация проекта стратегии социально-экономического развития областного центра до 2030 года. И в тот же день на градостроительном совете обсуждалась концепция агломерации, которая позволит нам сделать еще один шаг вперед к сверкающим высотам урбанизма. Сразу надо сказать, что мы совершенно не против развития родного города. Но, как бы это мягче сказать, есть такая поговорка – «по одежке протягивать ножки». Это к тому, что в условиях постоянного кризиса неплохо бы мечты хоть немного соизмерять с реальностью. Мечтать, конечно, не вредно, только выдавать фантазии за скорую реальность – есть ли смысл? Хотя с чиновничьей точки зрения главное – не реализация планов, а заседание по обсуждению этих планов. Величайший знаток современной российской жизни Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин говорил по этому поводу: «Прежде всего замечу, что истинный администратор никогда не должен действовать иначе, как чрез посредство мероприятий. Всякое действие не есть действие, а есть мероприятие».

Роковая цифра

Все знают, что число 666 означает нечто нехорошее. Но если в числе две шестерки, как тут быть? В городской думе председатель комитета по экономике Андрей Разборов представил депутатам проект стратегии развития Саратова. Мы не будем здесь рассуждать о метафизике, ее достаточно было в докладе г-на Разборова. Эти рассуждения об особой миссии Саратова и так далее. Мы лучше о цифрах поговорим. Их в проекте тоже было немало. Например, заманчивой выглядит средняя зарплата в 78 тысяч. Но к 2030 году. Сколько тогда будет стоить буханка хлеба – большой вопрос. А вдруг 3 тысячи? Но больше нас привлекла другая цифра, поданная, правда, сложно упакованной – «достижение в уставной капитал инвестиционных доходов до 166 млрд рублей». Предполагается, что эта сумма как раз и нужна для того, чтобы «здесь будет город-сад». Источники золотого дождя, как водится, не определены, возможно, это будут доходы от туризма, а может, добрые люди подбросят.

Но в цифре 166 есть какая-то магия, что-то завораживающее. Захотелось узнать, может, она еще где-то встречается. Быстрый поиск в интернете подтвердил наши предположения. При этом обнаружилось странное совпадение: во всех найденных нами случаях 166 миллиардов были или будут потрачены на весьма странные цели.

Вот пример первый: именно столько средств корпорация Роснано вложила в свои инвестиционные проекты. Эффективность Роснано хорошо известна и в ряде случае стремится к отрицательной величине.

166 с малым миллиардов рублей потратят власти Московской области на программу «Эффективная власть». Эффективность тамошних властей известна многим, правоохранительным органам прежде всего. Как будет достигаться эффективность – тоже не совсем ясно: то ли пиар-кампанией, то ли повышением зарплат чиновникам.

И наконец, именно 166 миллиардов рублей составил ущерб от экономических преступлений во втором полугодии 2015 года. Совпадения? Возможно.

Только до любого использования 166 миллиардов в Саратове еще далеко. Ибо г-н Разборов в ходе обсуждения признал: «У нас, честно говоря, нет денег».

Мост как символ

В ходе обсуждения создания Саратовской агломерации о деньгах почти не говорили. Есть подозрение, что, если бы была названа хотя бы приблизительная стоимость этого проекта, участники совещания в панике покинули бы свои места в белом зале правительства и в ужасе бежали прочь. А без денег – почему не поговорить, тем более, как уже было сказано: «Всякое действие не есть действие, а есть мероприятие».

У нас есть некоторое представление о том, как проводятся такие мероприятия. За относительно небольшие деньги – меньше, чем 166 миллиардов, нанимаются московские проектировщики, они приезжают сюда и с чувством собственного превосходства рассказывают местным жителям о том, как должна быть устроена их жизнь. После чего убывают в столицу, оставив некоторое смущение в головах местных.

На этот раз предложения были столь интересны, что со стороны казалось, что их авторы искали вдохновения не в трудах гениев урбанизма, а в произведениях нашей классической литературы. Вот нам опять доложили, что возле Саратова через Волгу должны быть построены как минимум три моста. Или четыре – я сбился.

Мост как символ чего-то в русской литературе встречается часто. У Николая Васильевича Гоголя, например: «Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он (Манилов. – Д. К.) о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян. При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение» (Н.В. Гоголь «Мертвые души»).

Тут Тополь, там «Тополь»

В будущую агломерацию планируется включить сам Саратов, Энгельс, Татищево и Маркс. Ирония судьбы, но под Татищево стоят стратегические ракеты «Тополь», а в Марксе до недавнего времени тоже был Тополь, Олег Тополь, глава района, пока им не занялась ФСБ. Эта такая игра слов: «ФСБ посадила тополя». Но ближе к делу, то есть к разговорам об агломерации.

Среди прочих новаций нам предложен новый вид легкого рельсового транспорта. Учитывая хронические долги транспортников, логично предположить, что это будет конка. Но может: «Кондратьев уже слыхал об удивительных самодвижущихся дорогах. Их начали строить давно, и теперь они тянулись через многие города, образуя беспрерывную разветвленную материковую систему от Пиренеев до Тянь-Шаня и на юг через равнины Китая до Ханоя, а в Америке – от порта Юкон до Огненной Земли. Дороги эти не потребляют энергии и не боятся времени; будучи разрушенными, восстанавливаются сами; легко взбираются на горы и перебрасываются мостами через пропасти... Эти дороги будут существовать и двигаться вечно, до тех пор, пока светит Солнце и цел Земной шар» (Братья Стругацкие «Полдень, XXII век»).

На наш взгляд, появление в Саратове самодвижущихся дорог столь же реально, как и строительство трех новых мостов, трамвай до Сабуровки, деловой центр Саратов-Сити (не правда ли, оригинальное название?) и прочие прелести.

В ходе обсуждения проекта тоже было много интересного. Александр Ландо предложил, например, чтобы будущую агломерацию возглавил Валерий Радаев и чтобы он обладал диктаторскими полномочиями. Вне яркого выступления г-на Ландо остались два вопроса: кто же тогда будет управлять областью и как будущие диктаторские полномочия г-на Радаева соответствуют Конституции страны.

В общем, можно долго еще писать о том, какой же будет Великая Саратовская агломерация, но, как выясняется, всё написано уже до нас.

«Я предлагаю: в Васюках надо устроить международный шахматный турнир! На турнир съедутся любители шахмат со всего мира. Сотни тысяч богатых иностранцев хлынут в Васюки! Государству придется срочно построить железнодорожную магистраль и автостраду Москва – Васюки. Гостиницы-небоскребы для гостей, Дворец шахмат, где будет происходить турнир, сверхмощную радиостанцию, аэропорт «Большие Васюки» (в Сабуровке? – Д. К.), регулярное отправление самолетов во все концы света, включая Рио-де-Жанейро и Мельбурн.

Вы только представьте себе! А подумайте, что будет, когда турнир окончится, и все гости уедут?

Жители Москвы, стесненные жилищным кризисом, бросятся в ваш город. Столица автоматически переходит в Васюки. Васюки переименовываются в Нью-Москву, Москва – в Старые Васюки»! (Ильф и Петров «12 стульев»).

P.S. Надо отметить, что в планах агломерации есть и вполне выполнимые и необходимые населению пункты. Например, расширить границы кладбища в Увеке на 14 гектаров, а кладбища на Московском шоссе – на 112.