Платить или прочь катить?
Две недели подряд возможность введения платы за парковку в центре Саратова активно обсуждается общественностью. У идеи есть сторонники и противники, хотя нет никакой конкретики. Если верить результатам проводимых опросов горожан, сторонников пока больше. Что странно, учитывая кризис, сокращение доходов, тенденцию к тотальной экономии на всем, включая продукты питания. Или людей окончательно достал транспортный хаос в центральной части города, или они не до конца разобрались в инициативе властей и ее последствиях для себя лично.
Если народ не против, то ладно
В администрации Саратова, как нам пояснили в пресс-службе, обсуждение идеи (а пока это только идея, без какого-либо подробного оформленного проекта) курирует экономический блок муниципалитета. Городские чиновники хотят изучить весь спектр мнений экспертного сообщества и понять настроение горожан.
Опросы администрация проводит сама и с помощью активистов из общественной палаты города. По ним получается, что население в большинстве своем ничего не имеет против платных парковок: 60 процентов саратовцев выразили готовность «время от времени за умеренную плату пользоваться парковкой вблизи места назначения поездки», 70 процентов опрошенных уверены в необходимости «как можно быстрее начать решать проблему автомобильного паркинга в центре».
Саратовцы, безусловно, правы. Но опрашиваемым, похоже, не объяснили, что проблему паркинга городские чиновники планируют решать не увеличением парковочных мест, не организацией муниципальных стоянок, которые конкурировали бы с частными по цене, а всего лишь взиманием платы в тех местах, где сейчас автомобилисты паркуются совершенно бесплатно. Этакое заигрывание с народом: мы, мол, никому не хотим неудобств, но если вы не против, тогда ладно.
Обкатывать перевод бесплатных парковочных мест в платные муниципалитет хочет начать на улицах Соколовой, Чернышевского, Рабочей, Астраханской и у железнодорожного вокзала (будут определены специальные зоны).
Вопрос тарифа пока открыт: обсуждаются варианты от 10 до 50 рублей за час. Для сравнения – на частных парковках в центре города цены варьируются от 20 до 50 рублей за час стоянки.
Некуда поставить, не на что пересесть
У властей Саратова есть две проблемы, которые они могли бы попытаться решить введением платы за парковку на городских улицах: транспортный перегруз в центральной части и недостаток средств в местном бюджете.
Если в 2012 году на тысячу населения приходилось 300 личных авто в целом по Саратовской области, что уже считалось критическим количеством, по оценкам ГИБДД, то сейчас только в Саратове на каждую тысячу человек приходится 401 автомобиль.
То есть у нас 40 процентов горожан ездят на собственных машинах и 60 процентов – на общественном транспорте
Тогда как хорошим показателем считают соотношение пользователей личного и общественного транспорта 20 к 80. Об этом, в частности, говорила Ольга Глозман, специалист по транспортной сфере ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор», на прошедшем в прошлый вторник Градостроительном совете Саратовской области.
Очевидно, что в Саратове наблюдается переизбыток личного легкового автотранспорта, внушительная часть которого в будние дни устремляется в центральную часть города, где многие горожане работают. Паркуют свои машины люди поближе к работе и как получится.
В результате весь центр Саратова с его узкими улочками – одна большая парковка. Парковочных карманов мало, поэтому машины оставляют во дворах жилых домов, вдоль тротуаров (иной раз в два ряда, существенно сужая проезжую часть) или прямо на них, нередко на газонах или любом свободном клочке земли.
При этом нельзя сказать, что в центре города совсем нет специализированных стоянок. Платных парковок немного, но они есть. На улице Киселева, например, в районе нового ТЮЗа – их сразу две. И цены там вполне демократичные: 20–30 рублей/час. Стоят полупустые. Потому что есть бесплатная альтернатива: край проезжей части, тротуар, ближайший двор и прочее.
Поэтому – да. Введение платы за парковку в подобных бесплатных местах может сократить количество желающих парковаться. Люди в целях экономии пересядут на автобусы и маршрутки, машин в центре станет меньше, порядка – больше. Именно на это рассчитывают в муниципалитете.
Другой вопрос, что пересаживаться с личных авто саратовцам некуда. Как выяснилось на том же Градостроительном совете Саратовской области, общественный транспорт Саратова не только некачественный по состоянию и плохо работает по определению, его катастрофически не хватает по количеству единиц.
На весь город с 800-тысячным населением приходится всего тысяча автобусов
Причем автобусы, по словам экспертов, в состоянии обслуживать только небольшие города с населением до 200 тысяч человек. А таким городам как Саратов, оказывается, жизненно необходимо развивать рельсовый общественный транспорт, который у нас, наоборот, в последние годы активно сворачивают.
Паркоматы – будущее муниципальных парковок |
Идея не казалась умной
Второй бонус от платы за парковку на центральных улицах города – пополнение городского бюджета. Причем практически беззатратное. В установку паркоматов муниципалитету, конечно, каким-то образом придется вложить средства, но это, вероятно, дешевле и быстрее, чем найти свободный участок земли, оформить его должным образом и организовать на нем стоянку.
Впрочем, объявляя о своем намерении реализовать проект платных парковок в центре Саратова, администрация города не назвала ни одной конкретной цифры. В том числе по предполагаемым доходам бюджета. Как пояснили в пресс-службе муниципалитета, вся конкретика с расчетами появится позже, когда будет полная уверенность, что горожане и эксперты не возражают против самой идеи.
Кстати, шесть лет назад, когда эксперименты с платой за парковку на центральных улицах начали проводить другие города (Санкт-Петербург, например), саратовские власти считали идею не самой умной. Им казалось, что проблему автомобильного засилья и хаотичной парковки можно решить ограничениями и санкциями. В 2011 году для освобождения центральных городских улиц от припаркованных на обочинах машин муниципалитет расставлял запрещающие парковку знаки.
«Нет никакого смысла разрешать парковку и делать ее платной, – объяснял тогда действия городских властей теперь уже бывший депутат гордумы Андрей Иващенко. – Штраф за парковку в неположенном месте – тысяча рублей, которая идет прямиком в казну города, а плата за час парковки будет существенно ниже. От штрафов, очевидно, пользы больше».
Впрочем, ни тогда, ни сейчас никто не смог назвать сумму, которую бюджет города выгадал от штрафов за парковку в неположенном месте. Запретительные знаки, как видно сегодня, центру города тоже никак не помогли. Зато что-то, несомненно, выгадывают от такой политики городских властей держатели штрафстоянок и эвакуаторщики.
[Кстати сказать] Соседи нас опередили Массовое обустройство зон платных муниципальных парковок в городах ПФО началось в 2015 году и продолжилось в прошлом. Первопроходцем в организации этих зон в округе была Казань. Здесь с платными муниципальными парковками экспериментируют уже третий год. В проект вложили 36,5 миллиона рублей. Потратились еще и на электронные табло в районе мест расположения парковок, чтобы горожане заранее видели число свободных мест. Сейчас в городе около полутора тысяч муниципальных парковочных мест. Тариф – 50 рублей/час. В выходные платная муниципальная парковка становится бесплатной для всех. По рассказам казанских журналистов, львиная доля автовладельцев (около 74 процентов) умудряется не платить за стоянку. Водители оставляют свою машину только на 15 минут, которые в расчет не берутся. В Нижнем Новгороде платная муниципальная парковка появилась в апреле 2016 года. Основной целью реализации проекта там тоже назвали наведение порядка с парковкой в центре города. Вопрос пополнения бюджета местные власти посчитали второстепенным, поэтому приняли самый дешевый в России тариф – 20 рублей в час. Первая платная муниципальная парковка в Нижнем Новгороде появилась только на одной центральной улице: четыре площадки на 300 машиномест. Для людей с ограниченными возможностями парковка бесплатна, им зарезервировали 30 машиномест. Здесь тоже стоянку необходимо оплатить в течение 15 минут с момента постановки автомобиля, штраф за неоплату парковочного места – от 1000 до 2000 рублей. Для выявления нарушителей используется автомобиль с устройством фотовидеофиксации. За первые 20 дней работы платной муниципальной парковки было произведено 500 транзакций по оплате на 15 тыс. рублей. Большинство автовладельцев (60 процентов) предпочли платить банковской или парковочной картой через паркомат. Треть водителей производят оплату с помощью SMS, еще 10 процентов пользователей – через специальное мобильное приложение. Возле каждой платной муниципальной парковки предусмотрены альтернативные бесплатные стоянки. В выходные и праздники, а также в будние дни с 20.00 до 8.00 платная муниципальная парковка в Нижнем Новгороде становится бесплатной для всех. В Пензе платная муниципальная парковка на 70 машиномест появилась в январе 2016 года – у здания Драматического театра. Тариф – 30 рублей/час в период с 8 до 22 часов, 20 рублей/час – с 22 часов вечера до 8 утра, за всю ночь с 22 до 8 часов автомобилисты платят 150 рублей. В планах мэрии организовать платные парковки по всему городу – у больниц, спортивных объектов. Полученные муниципалитетом доходы направят в местный дорожный фонд. В администрации Пензы считают, что отдача от муниципальных парковок может существенно повысить доходы бюджета. Зоны платных муниципальных парковок организованы также в Перми и Кирове, Самара на подобный эксперимент пока не решилась. |