«Фиг им! Фиг нам!»

Оценить
В России заговорили об отмене контрсанкций

Во-первых, просим извинить некоторую вульгарность заголовка. Но это не мы придумали. Именно так: «Фиг им!» президент Владимир Путин ответил на вопрос о возможной отмене российских контрсанкций. И сразу возникает вопрос, кому, собственно говоря, показана эта президентская фига. Понятно, телевизор убеждает наивных россиян в том, что от принятых нами мер страдает Европа, ее сельское хозяйство и фермеры, очень они все страдают. Но статистика говорит нам обратное: потери от ограничения торговли не превышают одну десятую процента валового продукта Европейского Союза. А вот у нас в России за два года – 2015 и 2016-й – продукты питания подорожали почти на четверть. И крепнет убеждение, что, стремясь наказать Запад, российские власти наказали свой же народ. Получилось как в известной интернетовской присказке: «В ответ мы разбомбим Воронеж». Воронеж не Воронеж, но, например, морская рыба и морепродукты подорожали вдвое.

И вот совсем недавно первый вице-премьер Игорь Шувалов выступил на гайдаровском экономическом форуме. Днем позже этот форум был девальвирован, а может, и вовсе его репутация серьезного мероприятия была уничтожена выступлением путинского мотоциклиста Залдостанова. Но не об этом сейчас речь. Мы всё же о Шувалове. Он предположил, что в случае улучшения наших отношений с остальным миром российские санкции могут быть отменены 31 декабря этого года. Отметим для себя необходимое уточнение о гипотетическом улучшении международных отношений и перейдем к словам Игоря Шувалова. Он сказал: «Но, наверное, пришло время понимать, что санкции скоро прекратят свое действие. Или контрсанкции. Во всяком случае, в моей работе мне и министру сельского хозяйства, и министру экономики, скорее всего, нужно исходить из того, что контрсанкции будут отменены. Произойдет продление или не произойдет, – продолжил первый вице-премьер, – это политическое решение».

Несколько раньше – в декабре прошлого года – премьер-министр Дмитрий Медведев в интервью российским телеканалам тоже говорил, что «историю» с контр­санкциями «надо заканчивать». Российский бизнес, считает он, должен быть готов к появлению «конкурентного поля».

Мы много говорили о том, что ограничение поставок продуктов из-за рубежа позволит нашим производителям развить свое производство. Но, видимо, что-то пошло не так. Нет, громких рапортов мы услышали достаточно: о появлении отечественного пармезана, о замещении импортного хамона и так далее. И одновременно узнавали то, простите, о белорусских кальмарах, то о резком увеличении ввоза пальмового масла для производства отечественных сыров. Аграрии и сейчас горой стоят на защите контрсанкций, и не только потому, что хотят накормить-напоить российского человека российским же продуктом.

РБК приводит мнение директора института «Центр развития» Высшей школы экономики (ВШЭ) Натальи Акиндиновой. Она считает, что контрсанкции «были примером протекционизма и субсидирования. Благодаря контр­санкциям российские производители получали дополнительный доход, но у них не было стимула направлять его на улучшение продуктов. Когда ситуация изменится, то окажется, что они ничего не успели изменить в своей продукции, которая станет вновь неконкурентоспособной».

Предварительные итоги таковы: отмена контрсанкций если и будет проведена, то только через год. И только в случае отмены санкций. При этом больших надежд на изменение европейской позиции строить не стоит, вся надежда у нас на любимого дружка Дональда Трампа. Да и с ним всё не так однозначно, как нам того хотелось бы. Но не будем углубляться в дебри большой политики. Что может измениться за год в нашей стране?

Очень хочется надеяться, что прекратятся варварские операции по уничтожению «санкционной продукции». Право же, в стране, где только официально двадцать миллионов бедных, а пять миллионов человек живут ниже прожиточного минимума, большой, смертный грех уничтожать еду: давить сыры и гусей тракторами, сжигать фрукты и овощи. Наверное, и в это тоже хочется верить, что у нас в области умерят свой пыл общественники вроде Ландо и Виткина, терроризировавшие избранные продуктовые рынки поиском «польских» яблок и «турецких» помидоров. И еще очень хочется верить, что через год абсолютно неумные решения, называемые контрсанкциями, уйдут в историю, займут там место среди других позорных и вредных явлений нашей жизни. Только вот поверить в то, что после отмены контрсанкций снизятся цены на продуктовые товары – совсем уж невозможно. Это из области ненаучной фантастики.

В общем, хотели сделать хуже – для врагов, получилось – двинули больно по своим.