Электронные полисы на рынке ОСАГО
С 1 января страховщики обязаны обеспечить возможность заключения договоров ОСАГО через интернет. Полисы страхования при этом будут выдаваться клиентам в электронном виде. Возможно, нововведения помогут решить проблему с очередями в офисах страховых компаний. Ведь ранее бизнес неохотно страховал автомобилистов, ссылаясь на «отсутствие бланков» или пытаясь навязать дополнительные услуги. «Газета Недели» узнала мнения специалистов.
Хроники беспокойного ОСАГО
Проблемы с полисами ОСАГО будоражили сознание автомобилистов и в прошлом, и в позапрошлом годах. Страховым компаниям были невыгодны тарифы, которые государство устанавливало на ОСАГО. Бизнес считал их заниженными и всячески избегал заключения договоров невыгодной для себя «автогражданки». Рядовым же автовладельцам полисы ОСАГО были необходимы – без них им грозил штраф. В результате в офисах страховщиков формировались очереди из возмущенных граждан, которым сотрудники компаний под разными предлогами отказывали в продаже услуги. Отказ объяснялся, например, тем, что в офисе «закончились бланки». Но если клиент соглашался вместе с ОСАГО купить какую-нибудь дополнительную услугу – КАСКО, страхование жизни и пр., все преграды растворялись.
Чтобы решить проблему, в 2015 году Центробанк РФ увеличил норму базового тарифа на ОСАГО почти в полтора раза. Очереди в офисах прекратились, но ненадолго. В минувшем году они появились опять. Хотя, как пояснял тогда «Газете Недели» председатель гильдии страховщиков Торгово-промышленной палаты Саратовской области Павел Михеев, на тот момент проблема лежала уже не в финансовой плоскости, а банально в дефиците страховщиков (см. «Дефицит страхования» в номере от 04.10.2016).
Новая надежда
Чтобы решить вопрос с доступностью полисов, государство пошло на новые меры. С 1 января 2017 года страховые компании обязаны предусмотреть возможность оформления полиса ОСАГО через интернет. Клиент сможет получить полис по электронной почте, а оплатить услугу посредством банковской карты. В результате у страховщиков резко сужаются возможности для отказов в продаже ОСАГО по надуманным причинам. А чтобы бизнесу было сложнее выдумывать новые ухищрения, ЦБ РФ установил правила выдачи «e-полисов»: суммарная длительность перерыва в работе сайта компании не должна превышать 30 минут в сутки, заключение договора должно осуществляться в течение получаса с момента направления заявления и пр. По данным Российского союза автостраховщиков, по итогам первой недели 2017 года Саратовская область вошла в пятерку лидеров продаж электронных полисов.
По мнению Павла Михеева, введение электронных полисов действительно пойдет на пользу потребителям: «Все этого ждали, чтобы снизить градус напряженности. Теперь каждый человек сможет спокойно получить полис. То, что сейчас делается, – это здорово для потребителей. Это поможет сделать ОСАГО более доступным, без всяких дополнительных услуг, очередей и так далее».
Чуть более скептически на ситуацию смотрит председатель саратовского регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов Дмитрий Зиновьев: «Конечно, это может решить проблему. Другое дело, что сейчас могут появиться новые сложности – «зависание» или что-то еще. Появятся проблемы с тем, что нельзя ввести какие-то данные. Предполагаю, что страховые компании могут запросто пойти на такие ухищрения».
На первых порах при оформлении электронных полисов действительно могут возникать разные технические проблемы, но ничего страшного в этом нет, считает Михеев. «Не надо этого бояться, просто должно пройти какое-то время, – успокаивает представитель страховщиков. – Да, будут разные перекосы по этому поводу – и придуманные, и непридуманные. Я слышал, в СМИ уже появились жалобы из отдельных регионов по поводу того, что сайты якобы не работают, зависают и так далее. Но на первом этапе всё возможно».
Шаг сделан
Привнеся положительный эффект для автомобилистов, электронные полисы одновременно могут ухудшить положение страховых компаний. Ведь если в будущем ставки базового тарифа опять станут невыгодны, у них будет уже меньше возможностей отказать клиенту в выдаче полиса.
«Да, теперь, если что-то не будет получаться с экономикой, страховщики смогут лишь апеллировать к ЦБ или правительству», – подтверждает Михеев. Но вместе с тем страховщик надеется, что электронные полисы это только первый шаг в наведении порядка на рынке.
Вторым шагом должна стать замена денежных выплат по ОСАГО натуральным возмещением. То есть теперь при наступлении страхового случая компания не будет компенсировать клиенту затраты на ремонт автомобиля, а организует и проконтролирует ремонт сама. Это поможет очистить рынок от мошенников, выкачивающих деньги из страховщиков за счет несовершенства законодательства. «Сперва электронные полисы, потом натуральные выплаты, – поясняет Михеев. – Эти два изменения покажут, работает экономика или нет. После уже посмотрим, нужно ли опять увеличивать базовый тариф по ОСАГО». При этом, по его мнению, в ближайший год повышение тарифа вряд ли произойдет.
[Кстати сказать] Обязательные «е-полисы» Возможность оформления полиса ОСАГО через интернет появилась еще полтора года назад – после вступления в силу поправок в Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Однако тогда эта услуга не была обязательной и предоставлялась клиентам по желанию страховщиков. С 1 января 2017 года «e-полисы» стали обязательной для предоставления услугой. При этом возможность оформления привычного бумажного полиса сохраняется. Электронный полис можно распечатать на обычном принтере и иметь при себе для предъявления инспекторам ГИБДД. Если после оформления электронного полиса автомобилист хочет получить его на оригинальном бланке, эту возможность следует уточнить у компании-страховщика. |