На диво сердечный и трогательно добрый

Оценить
Три года изучал медицину и стал литератором

Саратовская земля подарила миру немало замечательных людей. Одни из них получили широкую славу, другие мало кому известны. В числе малоизвестных оказался поэт и прозаик Алексей Николаевич Будищев – продолжатель рода саратовских дворян Будищевых.

Первым в этом роду был дед будущего литератора Федор Матвеевич Будищев, бывший морской офицер, пожалованный за службу золотой медалью. Крепостными крестьянами и поместьями не владевший, но имевший шестерых сыновей, Федор Матвеевич некоторое время служил городничим в Камышине, умер рано, оставив детей на попечение родственникам. 17 января 1864 года в семье его среднего сына, штаб-ротмистра Николая Федоровича Будищева, родился мальчик, нареченный при крещении в церкви села Чардым Петровского уезда Алексеем.

Соответствующая запись в сохранившейся метрической книге названной выше церкви свидетельствует, что отец новорожденного был православным, а мать, Филиппина Игнатьевна, католического вероисповедания. Следует сказать, что в некоторых изданиях годом рождения Будищева указан 1867 год. Эта ошибка тянется от помещенного в «Саратовском листке» некролога, который и стал источником недоразумения.

Алексей Николаевич Будищев окончил Пензенскую гимназию и в 1884 году поступил на естественный факультет Московского университета, но уже в следующем году перешел на медицинский факультет. А еще через три года, «вследствие тяготения к литературе», он оставил университет, стал жить литературным трудом и вскоре перебрался в Петербург.

Его рассказы, стихи, фельетоны стали появляться в журналах «Будильник», «Осколки», «Вестник Европы», «Русское богатство», «Северный вестник», в газетах «Новое время», «Русский сатирический листок» и других.

В 1901 году вышел сборник стихотворений Будищева. Критика отмечала, что в стихах Алексея Николаевича присутствует «красота и грусть. То, из чего складывается поэзия». В этом же году вышел сборник «Разные понятия», включивший лучшие из литературных миниатюр, принесших известность автору.

В последующие годы появилось в печати немало рассказов и романов Будищева, в которых преобладали «проблемы совести, долга, пробуждения в человеке нравственного чувства, но одновременно рецензенты указывали на отсутствие в рассказах Будищева простоты и чувства меры, сгущенность красок, погоню за исключительной ситуацией».

Последние годы своей жизни Будищев провел в Гатчине, где много общался с Александром Ивановичем Куприным, искренне привязавшимся к Алексею Николаевичу. Свою личную симпатию к нашему земляку известный писатель распространил и на его творчество, завысив оценку произведений Будищева.

В Гатчине 22 ноября (5 декабря по новому стилю) 1916 года закончилась жизнь Будищева. Извещая об этом своих читателей, газета «Саратовский листок» писала: «<...> Как человек, покойный писатель был на диво сердечным и трогательно добрым. В его отношениях к окружающим было столько терпимости, душевной отзывчивости, что нельзя было не удивляться этой натуре, сильно мятой условиями и обстоятельствами жизни. Литературного заработка зачастую не хватало Будищеву, он должен был работать наспех, и это не могло не отражаться на его произведениях последних лет. Одним хорошим человеком стало меньше».

На диво сердечный и трогательно добрый