Сиротская очередь на жилье
Очередной розыгрыш квартир для детей-сирот прошел в министерстве строительства и ЖКХ Саратовской области 21 декабря. Посреди рабочей недели, в половине двенадцатого дня, в конференц-зале собралось около полусотни человек, претендующих на получение законного жилья от государства. Все – из Балаковского района. В этот день в министерстве разыгрывалось 45 квартир в доме № 70 по Саратовскому шоссе в городе Балаково. Правда, претендентов на квартиры в этом районе в три раза больше – 120 человек. А по Саратовской области своего жилья ждут 6198 детей-сирот, и у 4218 из них уже возникло право на получение жилого помещения.
Крутите барабан!
Право на получение жилья у детей-сирот возникает в 23 года – так гласит федеральный закон. В конференц-зале минстроя присутствовали люди, которым на вид можно было дать от 25 до 40 лет. Все эти люди рассредоточились по залу, но не заняли даже его половины. Тепло одетые, немного сонные, они почти не обращали внимания на то, что происходило вокруг. Многие ковырялись в телефонах. Пока Леонид Писной говорил свою вступительную речь, сотрудники министерства паковали бумажки с именами и фамилиями претендентов в конверты.
Перед сценой установили, наконец, пластиковый прозрачный барабан. Сотрудники министерства утрамбовали в него внушительную стопку конвертов. А депутат Писной попросил из зала двух добровольцев – крутить барабан. Чтобы всё было по-честному, никаких подтасовок. Добровольцами вызвались две девушки.
Жеребьевка проходила по следующей схеме: из президиума зачитывали номер разыгрываемой квартиры, одна девушка раскручивала барабан, вторая открывала задвижку, вынимала конверт и объявляла имя счастливчика.
Вот разыграли одну квартиру, вторую, третью, четвертую – но в зале не было ни одного из тех, чьи фамилии достали из «волшебного барабана».
– Да что ж такое-то! – удивился Писной. – Ну хотя бы по законам статистики должны же, наконец, выпасть и имена присутствующих здесь!
– Белова Светлана Петровна! – разнеслось по залу.
На одном из последних рядов внезапно началось оживление – три молодых человека зашикали на симпатичную блондинку в голубом свитере:
– Светка! Светка! Слышишь, тебя назвали.
– А? Что? Кто-кто-кто? О, я здесь! – громко воскликнула девушка, вздергивая обе руки вверх. – Ну ничего себе! Не верю своему счастью!
В зале раздались дружный хохот и бурные аплодисменты. Из-за стола президиума уже называли следующую квартиру, добровольцы продолжали раскручивать барабан, а новоиспеченная собственница долгожданной квартиры всё еще удивленно восклицала, отирая слезы, вдруг выступившие из глаз.
У нее за плечами не один год ожидания собственного жилья, семь судов и судебное решение, обязывающее областной минстрой предоставить ей жилье.
– Я уже не верила, что так будет, – признается Светлана. – А сейчас свое жилье мне как нельзя кстати – у меня родился ребенок, ему год и три месяца.
В числе счастливчиков, кстати, оказались всего 15 человек из присутствующих на жеребьевке.
Выиграть квартиру в этой лотерее – и правда большая удача. Поскольку с недавнего времени спрогнозировать, сколько еще сироте ждать получения положенного ему по закону жилья, невозможно.
Справедливость Верховного суда
– У нас существовал такой порядок – есть судебные решения, и есть, к примеру, 45 квартир, – объясняет Леонид Писной. – Мы отсекли по дате вынесения решения 45 человек и между ними проводим розыгрыш жилья. Но Верховный суд посчитал, что такой порядок несправедлив и ущемляет в правах тех, кто получил судебное решение позже. И теперь эти 45 квартир разыгрываются между всеми, кто на сегодняшний день получил судебное решение, и работает теория вероятности. И это психологически тяжело, поскольку трудно рассчитать свои возможности. Раньше было понятно – вот получил ты решение суда о выделении тебе квартиры, и ты понимаешь, что через год-два-три ты ее получишь. А сейчас этого нет: кто-то получил решение суда вчера и сегодня уже выиграл квартиру, а кто-то – несколько лет назад, и снова остался ни с чем.
Кстати, в Саратовской области на сегодняшний день – 1662 неисполненных судебных решения о наделении квартирами детей-сирот, вступивших в право владения имуществом.
20 лет в хорошем темпе
– Пятый год у нас идет снижение очередности, – обнадеживает сирот областной депутат. – Потому что мы выделяем квартир больше, чем детей-сирот попадает на учет. Грубо говоря, прирост детей-сирот в области составляет порядка 500 человек в год, а квартирами мы обеспечиваем 700 человек. Но даже четыре тысячи очередников разделить на двести квартир, сколько понадобится лет, чтобы закрыть очередь? Много лет! Хотя показатели, повторюсь, у нас неплохие.
Несложные арифметические действия говорят нам о том, что даже если двигаться в том хорошем темпе, о котором говорит Писной, нашему региону понадобится около 20 лет, чтобы полностью закрыть очередь на жилье среди детей-сирот.
Однако по данным министерства строительства и ЖКХ Саратовской области, в этом году за счет всех источников планируется обеспечить жильем 510 граждан этой категории. На сегодня было проведено уже 17 жеребьевок, на которых распределены жилые помещения в 19 муниципальных районах области (в том числе 50 жилых помещений в Балаковском районе). И на 21 декабря 2016 года жильем обеспечено 368 человек, 306 из которых получили квартиры, а 62 человека выбрали денежные компенсации.
Феномен и его соседи
Конечно, Саратовская область – это давно признанный всеми феномен: такая огромная очередь детей-сирот на получение квартир от государства есть только у нас. В Самарской области, где цифры относительно сопоставимы с нашими, например, на 2 февраля 2016 года в очереди на получение жилья числилось чуть больше четырех тысяч детей-сирот. Но в случае с этими нашими соседями все-таки стоит делать поправку на то, что у них в двух городах региона – Самаре и Тольятти – народу живет больше, чем во всей Саратовской области вместе взятой.
В Нижегородской области, например, в очереди на получение жилья стоит около 2,5 тысячи детей-сирот, а жителей там 3,2 млн человек. В Псковской области очередь из тех, кто имеет право на законное жилье от государства, составляет 1428 человек. А ведь в псковской очереди стоят не только дети-сироты, но и другие категории граждан, имеющих право на жилье.
Впрочем, за положительными примерами далеко ходить не надо: в Пензенской области, судя по всему, очередь на жилье из детей-сирот сумели-таки закрыть. Последние данные о том, что в соседнем регионе есть проблемы с получением жилья сиротами, датируются 2013 годом. Тогда в Пензенской области жилье получили 270 человек, а еще 332 очередника остались ждать жилья дальше. Судя по тому, что позже 2013 года этот вопрос в пензенских СМИ не всплывал, вопрос был решен окончательно.
Велосипед, который не едет
В чем же секрет саратовского феномена? Основных причин, как нам кажется, две: раздолбайство чиновников в районах области и резвость строительного лобби. И в нашем случае эти причины прекрасно друг друга дополнили.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который гарантировал этой категории граждан получение жилья от государства, был принят еще в 1996 году.
– Полномочия по выделению жилья по этому закону были на органах местного самоуправления, – объяснил Леонид Писной. – Изменения, согласно которым эти полномочия были отданы на уровень региона, вступили в силу 1 января 2007 года. В 2006 году, когда эти изменения увидели свет, мы стали мониторить ситуацию по региону, и цифры были смешные: меньше тысячи человек. Я был в составе рабочей группы по выработке регионального закона.
Областной закон «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области», утвержденный в апреле 2005 года, в октябре 2006 года был отредактирован в связи с изменениями в федеральном законодательстве. Пункт второй статьи 27 этого закона гласит, что «органы местного самоуправления осуществляют предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, принятым на учет до вступления в силу настоящего закона». То есть все те имеющие право на получение жилья граждане из категории детей-сирот, которых органы местного самоуправления выявили и поставили на учет до 1 января 2007 года, должны были дожидаться квартир от муниципальных чиновников. А вот те, кто вступал в право после 1 января 2007 года, доставались уже региону.
И тут выяснилось, что в муниципалитетах этим вопросом 11 лет практически никто не занимался.
– Из муниципальных районов как из рога изобилия посыпались нововыявленные сироты, – возмущался Писной. – Оказалось, что всё это время органы местного самоуправления просто бездействовали: не выявляли, не закрепляли, не вели учет, не выделяли помещений. И вся эта невыявленная очередь легла на плечи региона. И мы теперь догоняем уходящий поезд.
Вернуть этих внезапно обнаружившихся сирот, право на жилье у которых возникло еще в 90-х годах, но так и не было удовлетворено, обратно по адресу – на уровень муниципалитетов, никто не смог. А может быть, и не захотел. Среди региональных парламентариев у нас всегда были и есть представители строительного бизнеса, которым интересно сотрудничать с региональным бюджетом. Да тот же «Саратовоблжилстрой» Леонида Писного – компания, специализирующаяся на строительстве жилья эконом-класса.
К слову, 2007 год в России был годом процветания – те самые сытые нулевые. Экономика росла, бюджет был более-менее наполнен, перспективы сотрудничества строительного бизнеса с бюджетом региона – заманчивые. И опять же, цель – благородная: наделить жильем тех, кто в нем нуждается и имеет на него законное право. Так все неучтенные в конце девяностых – начале нулевых дети-сироты попали в региональную очередь на жилье. Думается, варианты, как сократить нагрузку на бюджет и не множить очередь, могли бы быть найдены. Но их просто не стали искать. А постарались сделать хорошо всем – и сиротам, и строителям. И даже – опосредованно – бюджету (бюджет покупает квартиры у бизнеса, бизнес развивается, увеличивая собираемые в бюджет налоги).
Но сегодня мы имеем ситуацию с гигантской очередью, в которой, правда, почти не осталось тех сирот, которым уже за сорок (по словам Писного, граждане этого возраста жильем уже обеспечены). С напряженным бюджетом, которому трудно тащить на себе абсолютно всех льготников (ведь в этой очереди не учтены, например, переселенцы из ветхого и аварийного жилья и прочие категории граждан, имеющих право на жилье от государства). И со строительным бизнесом, который единственный от этой ситуации имеет хотя бы какой-то профит: бюджет продолжает закупать квартиры у застройщиков (по конкурсу), участвует в долевом строительстве жилых помещений, чем поддерживает строительную сферу.
Ведь строительство это как велосипед – он устойчив, пока едет, как только останавливается, он падает.
Компании, у которых были приобретены квартиры для детей-сирот, выделенные в 2016 году: ООО Компания «Кронверк» Саратовская обл., муниципальное образование «Город Саратов», Кировский р-н, жилой дом № 7 второй жилой группы в микрорайоне № 10 жилого района «Солнечный-2» в Кировском районе г. Саратова КПСО «Государственное жилищное строительство» г. Саратов, Кировский район, жилой район «Солнечный-2», микрорайон № 10, жилая группа № 2, дом № 19 ОАО «Строитель» г. Аткарск, ул. Тимирязева, д. 21 ООО «Компания промышленных строителей» Саратовская обл., г. Красный Кут, ул. Пролетарская, д. 131 МУП Балаковского МР «Дирекция кап. строительства» Саратовская обл., г. Балаково, Саратовское шоссе, д. 70 |