...и примулы из Сан-Ремо
Есть народная российская примета: как только на балконах многоэтажек появляются продрогшие елки, а город украшается гирляндами, огнями и становится особенно пригожим – жди Нового года.
А что если совершить «прогулку» по предпраздничным саратовским магазинам, только вековой давности? «Посмотреть», что они продавали, и представить тогдашнюю суету нам помогут местные газеты за декабрь 1912 и 1913 годов.
Аптекарские магазины Саратова предлагали «громадный выбор и разнообразие» предметов для украшения елок: «несгораемый пушистый снег», бенгальские огни, «магнит в лентах», стеариновые свечи и подсвечники, хлопушки, конфетти, «зажигательные нитки», золотую и серебряную бумагу для орехов, безопасный бездымный комнатный фейерверк. Разнообразные торговые учреждения на Немецкой улице зазывали за подарками на любой вкус. Торговый дом «Абачин и Орлов», к примеру, уверял, что лучшим приобретением к празднику для взрослых и детей могут стать фотографические аппараты, «волшебные фонари, кинематографы и модели паровых машин».
Не уступал в изобретательности Иван Иванович Онезорге: его магазин предлагал принадлежности для выжигания. А магазин акционерного общества «Норблин бр. Бух и Т. Вернер» мог реализовать чью-то заветную мечту к празднику в виде всевозможных предметов из серебра, мельхиора, бронзы. В парфюмерном магазине, располагавшемся напротив здания консерватории, на устраиваемом «большом рождественском базаре изящных подарков» ждали своих покупателей хрустальные вазы, цветы, «счастливые слоны» из фарфора, майолики. Для любителей экстравагантных подарков нетрудно было подобрать музыкальные щетки для одежды, булавки «со свистом соловья», вазы с духами и цветами и прочие забавные вещицы.
Книжный магазин «Нового времени» в Пассаже на Московской улице напоминал, что лучший подарок – это книга. Для детей всех возрастов продавались издания А.С. Суворина, Вольфа, Кнебель, Гроссмана, Сытина, «Посредника» по цене от 1 копейки.
Ну и конечно же, какой праздник без маскарадного костюма или просто нового платья?! В модно-галантерейном магазине Андрея Павловича Кузнецова (Гостиный двор) продавались черные и цветные полумаски, бусы, «мишурная бахрома» и позументы, перчатки, чулки, «монетки для костюмов», рюши. Иван Иванович Вырвич предлагал заграничную, «специально изготовленную дамскую и мужскую художественную обувь».
Последний необходимый штрих: цветок в петлице, на платье или в волосах тоже был важен. И оранжереи Николая Павловича Корбутовского манили широким праздничным ассортиментом цветов, полученных из Ниццы и Сан-Ремо. Здесь могла закружиться голова от разнообразия и запаха цветущих нарциссов, азалий, ландышей, сирени, камелий, тюльпанов, цинерарий, роз, примул, гиацинтов, маргариток, резеды, парижских фиалок и др. Двери оранжереи не закрывались до 11 часов вечера.