Навальный вышел на старт
Вот и началась президентская кампания. Алексей Навальный заявил в сети, что намерен баллотироваться на пост президента страны. Оппозиционная общественность тут же разделилась на два непримиримых лагеря: ее хлебом не корми – только дай повод начать священную войну против единомышленников. Понятно, что часть либералов безоговорочно Алексея Анатольевича поддержала: начался сбор средств, люди уже пишутся в волонтеры кампании. Другая часть категорически заявила, что участвовать в выборах – значит легитимизировать откровенный фарс, каковым у нас является любая избирательная кампания. Пусть, говорят они, Путин соревнуется со своими «мурзилками», с теми, кто уже шестнадцать лет выдвигает свои кандидатуры исключительно для того, чтобы создать декорации демократии.
Найти ответ на вопрос, как поступить, действительно трудно. Я лично для себя этого ответа не нашел. С одной стороны, есть желание поддержать политика, позиции которого разделяешь (не все, правда, позиции). С другой стороны, зная мастерство саратовского избиркома, которое от кампании к кампании только растет, сто раз подумаешь, идти ли на избирательный участок или остаться дома. А то придешь на участок, проголосуешь, а потом выяснится, что везде результаты одинаковые. Стало быть, нарисованы в соответствии с чьими-то указаниями, а твой голос в эти расчеты не входит.
Немного фарса – о намерении выдвинуть свою кандидатуру заявил экстравагантный бизнесмен Сергей Полонский. Помешать ему может лишь приговор суда, который как раз рассматривает его дело. Несколько общих фраз о том, какой должна быть Россия, произнес лидер «Яблока» Григорий Явлинский. Явлинский, вне всяких сомнений, выдвинет свою кандидатуру, это было обещано еще в период думской кампании. Сокрушительное поражение, которое потерпела партия, судя по всему, не повлияло на намерение Григория Алексеевича.
Главный кандидат пока хранит молчание, поддерживая видимость интриги. На самом же деле всё уже работает на выборы Владимира Путина еще на один срок. Тем самым будет превзойден рекорд нахождения у власти Леонида Брежнева – 18 лет, и нынешний президент приблизится к показателям Иосифа Сталина. Тот возглавлял страну почти тридцать лет, с середины 20-х годов прошлого века и по начало 1953-го. К окончанию очередного срока Владимиру Путину будет 72 года, из них 24 года во главе России – и ничто не исключает следующий срок, а конституцию можно и подправить – не впервой.
Примет начавшейся кампании по переизбранию Владимира Путина немало, назовем некоторые. Это неожиданно жесткий рейтинг фонда «Петербургская политика», согласно которому восьми губернаторам надо «приготовиться с вещами на выход». Зачистка губернаторского корпуса от неэффективных руководителей просто необходима в связи с тем, что поставлена задача и высокого процента, и высокой явки. Понятно, что в тех регионах, где население действиями губернатора раздражено, трудно добиться и того, и другого. Еще одной приметой я бы назвал поспешное извинение социологов из Левада-центра. Сначала они сообщили, что 29 процентов россиян разочаровались в президенте Путине. Затем сослались на техническую ошибку и сократили эту цифру вдвое. Понятно, когда на тебе висит ярлык «иностранного агента», будешь согласен на любые поправки.
Сам же президент во время своего визита в Японию – по мнению экспертов, неудачного – тоже поговорил с местными журналистами о доверии к себе самому. По мнению президента, россияне видят, что он «работает «напряженно, открыто, честно» и «искренне стремится к достижению тех результатов, которые нужны стране». Добавить можно только одно: вот уже шестнадцать лет «он стремится», а результаты не так чтобы хорошо видны, особенно в последние годы. Но, тем не менее, Владимир Путин считает, что главное – это «искреннее стремление к максимальному результату». Иначе говоря, процесс – всё, итог – ничто. Попутно действующий президент заклеймил популизм, вред которого, согласно его словам, в том, что популизм «вселяет избыточные ожидания».
Так что готовьтесь к выборам, но ничего хорошего ждать не стоит, не надо тут «избыточных ожиданий» хорошей жизни.