Трудоустройство машин

Оценить
Кто будет стоять за прилавком в магазине через десять лет?

Жители российских мегаполисов уже не удивляются, когда рекламный буклет им в руки настойчиво протягивает робот-промоутер, а в кафе к столику уверенно спешит робот-официант. Прогресс, конечно, движется не семимильными шагами, но и незаметным его назвать никак нельзя. На очереди – магазины. Голубая мечта ритейлеров – свести к минимуму количество «живых» сотрудников, которым и зарплату платить надо, и отпуска оплачивать. И вот мечта начинает осуществляться потихоньку и в саратовских магазинах.

Деньги – роботу

Своеобразный переворот в сознании консервативных саратовцев сделал гипермаркет «Ашан». Система оплаты набранных в корзинку товаров в нем устроена таким образом, что покупатель не должен отдавать деньги в руки сотрудникам магазина. Стоимость товаров считывают по штрих-коду, а оплачивать приобретенное добро следует через терминалы, которых в специальной зоне установлено несколько десятков.

«Мне очень нравится так оплачивать. Хотя по первой никак привыкнуть не мог. Норовил всё женщине на кассе сунуть деньги. Думаю, не я один такой тугодум, – самокритично признается покупатель Дмитрий. – Как же плохо, что так не во всех саратовских магазинах можно оплачивать. Знаете, когда торопишься куда-нибудь и на счету буквально каждая секунда, а в магазине вляпываешься в очередь. Начинает бесить всё и вся. Продавщица говорит покупателю, сколько должен заплатить, а он только начинает по карманам шарить, кошелек искать. Или когда пытаются карточкой оплатить – карту вставляют и понимают, что забыли пин-код. Начинаются звонки братьям, сватьям, чтобы те напомнили. Вот поэтому я за оплату по терминалам. Тусуйся возле него хоть весь день и тупи в свое удовольствие. Других задерживать не будешь».

Полное самообслуживание

В другом гипермаркете решили пойти по другому пути – для Саратова инновационному. Наряду с привычными всем кассами поставили несколько касс самообслуживания. Задумка, в принципе, неплохая, но полностью избавиться от обслуживающего персонала в этой зоне всё равно не удалось.

Суть работы таких автоматов проста – подъезжаешь с тележкой, выкладываешь товар на подставку с одной стороны (в нее встроены весы), потом берешь каждый товар по отдельности, проносишь перед считывающим штрих-код устройством и перекладываешь на другую подставку (весы в нее тоже вмонтированы, чтобы вес соответствовал), предназначенную для отсканированных предметов. Когда товары с одной подставки перекочуют на другую, можно приступать к оплате. В специальные отсеки вставляешь купюры или бросаешь монеты, после чего получаешь чек, не забывая при этом про сдачу, если она полагается.

Вроде бы всё просто. Тем более что на сенсорном мониторе терминала высвечиваются подробные подсказки. Но на деле не всё получается так идеально, как хотелось бы.

Первая проблема – штрих-код не со всех товаров считывается автоматически. Если что-то не получается, то нужно звать на помощь операторов торгового зала. Надо быть готовым к тому, что такие проблемы возникнут не только у тебя одного. Вполне вероятно, что оператора придется подождать. У меня, как у самого «везучего» человека, такая проблема, понятное дело, возникла. Оператор торгового зала некоторое время крутила в руках ароматизатор для автомобиля (который автоматическая касса настойчиво не желала пробивать), а потом стала вводить код товара вручную. «Надо бы до ума довести это начинание», – высказываю я ей свое мнение, пока женщина колдует над товаром. В ответ она лишь испепеляет меня взглядом, давая понять, что нечто подобное она слышит от многих покупателей десятки раз на дню.

Возраст имеет значение

И даже если всё идет как по маслу, радоваться рано. Передо мной в одной из касс самообслуживания свой товар пробивал мужчина. В его тележке было несколько бутылок пива. Как известно, алкогольные напитки нельзя продавать тем, кому не исполнилось 18 лет. Но если продавец еще чисто визуально сможет хотя бы примерно определить возраст покупателя, то автомат этого сделать не в состоянии. Как только умная машина считала штрих-код с первой бутылки пива, прозвучало оповещение: «Для подтверждения покупки данного товара обратитесь к сотруднику магазина» (или что-то подобное). Мужчина стал озираться по сторонам в поисках того, кто разрешит роботу продать ему бутылку пива. На нескольких кассах самообслуживания, как я понял, ситуация была аналогичной. «Вообще не хотят работать! Сколько я здесь буду стоять ждать?» – бубнил себе под нос молодой человек у соседнего аппарата. Ему чудо техники не хотело продавать безалкогольный энергетик и требовало также подтверждения возраста.

В корзинке мужчины помимо пива было еще несколько сопутствующих товаров. Понервничав некоторое время, но так и не дождавшись помощи от сотрудников магазина, он крепко выругался, оставил корзину возле аппарата и направился к выходу. Правильно: пару бутылок пива и пачку сухариков можно купить и в магазине попроще.

А вот у молодого человека, которому аппарат не хотел продавать энергетик, пока не удостоверится в его возрасте, корзинка была заполнена продуктами чуть ли не наполовину. Ему бросать набранный товар и гордо уходить из магазина было не с руки. «Блин, я по магазину, пока всё это (указывает на аккуратно уложенные товары в своей тележке) набрал, чуть ли не с час бродил. Сейчас уж бросать дело на полпути было бы глупо. Дождусь!» – объяснил он мне.

Наряду с кассами самообслуживания в магазине работали и обыкновенные кассы. Но их популярность уступала в разы автоматизированным системам. Может, дело в том, что на каждом аппарате красовалась вывеска «Экономия времени»? У нас, как известно, люди покупаются на громкие лозунги.

Ученье – свет, а неученье...

Как только эпопея с подтверждением возраста завершается, мое внимание привлекает пожилая женщина. Она с невозмутимым видом самостоятельно пробивает товар на кассе. Как будто бы только этим добрую половину жизни и занималась. Мое удивление объясняется тем, что даже у более молодых людей пробить товар на таких кассах не всегда получается гладко. «Надо быть просто внимательным. Когда магазин только-только открылся, девушка, здесь работающая, мне подробно всё объяснила, как с таким терминалом обращаться. В первый раз я всё делала под чутким руководством моей помощницы. А потом уже сама. Со временем привыкла, – поясняет мне дама, а потом с улыбкой продолжает: – Думаешь, если я на пенсии, то совсем-совсем не дружу с прогрессом? Ничего подобного! Я на «Одноклассниках» есть, и «ВКонтакте». Вот так!».

Но не торопиться, быть спокойным, как мне советует моя собеседница, не всегда получается. Например, в гипермаркете я оказался в выходной день. Старался специально выбрать то время, когда число покупателей в магазине максимальное. Когда у традиционных касс образовались довольно внушительные очереди, особо нетерпеливые решили довериться слогану, упорно утверждающему, что кассы самообслуживания позволяют существенно сэкономить время.

В такие часы пик работы у сотрудниц такой зоны изрядно прибавляется. Чтобы помочь всем и сразу, бедной женщине нужно было разорваться как минимум частей на десять. Масла в огонь подливали те покупатели, которые только-только начинали толкать тележку по квадратным метрам гипермаркета. «А как мне проверить, каким цветом загорится эта новогодняя гирлянда?» – интересовалась какая-то женщина через ограждение, которое отделяло зону самообслуживания от остальной территории магазина, у сотрудницы магазина, пытающейся помочь пожилому мужчине отсканировать товар на автоматической кассе. «Акция на порошок еще не закончилась? Он действительно стоит 180 рублей?» – следом спешила поинтересоваться другая покупательница также через ограду. Параллельно с этими вопросами и справа, и слева сотруднице магазина нетерпеливые покупатели напоминали о том, что у них то товар не пробивается, то нужно подтверждение возраста, а то и вовсе сыпались вопросы типа «как работает эта ерунда».

Не став дожидаться, пока и на меня обратят внимание (для меня стала актуальна на этот раз проблема с подтверждением возраста), я развернулся и направил свою тележку с покупками в сторону привычных касс, на которых еще пока не могут обойтись без человека. На таких кассах моя проблема решилась бы просто. Достаточно показать паспорт.