Заводы губернатора Радаева

Оценить
Заводы губернатора Радаева
К открытию скольких предприятий в Саратовской области примазался Валерий Васильевич

Поклонники управленческого таланта саратовского губернатора, доказывая его, таланта, существование, рассказывали намедни об 11 заводах, которые были построены и открыты за последние четыре года. Аккурат за всё время губернаторства Валерия Васильевича. Это должно было нам и прочим сомневающимся объяснить, что появились они исключительно благодаря благоприятному деловому климату в Саратовской области, который, в свою очередь, стал возможен только лишь благодаря недюжинным способностям губернатора. Мы решили взглянуть на эти заводы еще раз. Внимательно. Обнаружили, что успешный запуск большинства новых предприятий наш губернатор попросту присвоил.

Вычисление 11 заводов Валерия Радаева, о которых говорили обозначенные знатоки, – задачка с подвохом. По какому принципу вычислять? Считать все предприятия, открывшиеся за последние четыре года, или только те, которые при нынешнем губернаторе начали строиться? Или, может быть, его заводами можно считать все те, в открытии которых он принимал участие с торжественным перерезанием красной ленточки и нажатием на символическую кнопку «Пуск»? А может быть, в заслуги губернатора зачисляются только самые дорогие из новых предприятий?

2012-й. Первый и банкрот

Уже через полгода после официальной посадки в губернаторское кресло, в октябре 2012 года, в поселке Дубки Валерий Васильевич торжественно открывал завод по производству кровельных и гидроизоляционных материалов RUFLEX – АО «РБП» стоимостью 1,2 млрд рублей. В торжественной речи Радаев отметил масштабность нового производства для нашего региона и предрек «новый толчок в развитии не только кровельного рынка, но и Саратовской области в целом».

Руководство нового инновационного завода (безотходное, автоматизированное производство полимерно-битумной черепицы и рулонных материалов) обещало удовлетворить потребности кровельного рынка России на ближайшие несколько лет и существенно увеличить долю российского продукта.

Однако что-то пошло не так. То ли рука у Валерия Васильевича тяжелая, то ли время такое сложное, но в сентябре 2016 года стало известно, что этот завод признан банкротом. Там на полгода введено конкурсное управление. Печальная судьба у «первого» завода губернатора Радаева.

С другой стороны, к строительству этого предприятия и его открытию Валерий Радаев имеет опосредованное отношение. Впервые о реализации инвестпроекта заговорили еще в 2008 году, первый камень был заложен в 2010-м. То есть во времена губернаторства Павла Ипатова. Радаеву досталось только ленточку перерезать и торжественно нажать на кнопку пуска. Значит, и не его это завод, так – примазался.

Других ярких открытий в 2012 году Валерий Васильевич не сделал. Но почву под будущие успехи культивировать начал. Заложил, например, камень в будущий новый саратовский аэропорт. Хотя идея нового аэропорта тоже не его, ее активно продвигала команда прежнего губернатора. Впрочем, эта история оказалась еще печальней.

2013-й. Из «своих» только начинания

Только в самом конце 2013 года, 29 ноября, губернатору довелось присутствовать при запуске еще одного нового предприятия – «Волга Цемент» в Вольске. Ныне оно называется ЗАО «Хайдельбергцемент Волга». Хотя и этот завод тоже не заслуга губернатора Радаева.

Строительство цементного производства началось в 2007 году в сотрудничестве с немецкой компанией «Хайдельбергцемент» (Нeidelbergсement). Новый завод с проектной мощностью 1 млн тонн цемента в год был построен с нуля. Инвесторы вложили в него больше 4 млрд рублей. Этот завод на хорошем счету в правительстве региона. В текущем году он оказался в числе семи счастливчиков, которым досталась финансовая поддержка государства, направленная на снижение напряженности на рынке труда. У государства теперь такая политика – помогать не слабым предприятиям, а перспективным.

Были в 2013 году запуски и других производств. Например, в апреле Саратовский жировой комбинат открыл новый цех дезодорации и отбеливания жиров и масел (500 тонн в сутки), а на заводе «Хенкель Рус» в Энгельсе открыли новый логистический комплекс. В июле Саратовский НПЗ, входящий в состав НК «Роснефть», ввел в эксплуатацию комплекс изомеризации пентан-гексановой фракции (300 тыс. тонн в год). Тоже, кстати, дорогой проект – стоимостью 6 млрд рублей. Но все эти открытия произошли в основном без участия губернатора. Да и к новым заводам эти производства можно отнести, только если сильно напрячься. Всё-таки эта история больше про расширение действующих предприятий.

Зато в 2013 году было много «свежих» заделов на будущее. Например, заложили локомотивный завод и договорились с инвесторами о создании «системы переработки и утилизации твердых бытовых отходов» на территории Саратовской области.

2014-й. Прорыв, но чужими руками

Тут Валерию Васильевичу несказанно повезло. Пуска такого количества новых промпредприятий в один год не знает, наверное, ни один депрессивный регион вроде нашего. В 2014 году в Саратовской области открылось сразу шесть заводов и одна новая технологическая линия. В основном это всего лишь счастливое для Радаева стечение обстоятельств и опять же результат плодотворной работы команды предшественника. Но не поддаться искушению присвоить себе и славу, и почет в такой ситуации было бы трудно и даже, наверное, противоестественно.

В том урожайном году открылись, наконец, предприятия «металлургического кластера», который лелеял экс-министр инвестиционной политики Александр Жандаров и выхаживали его преемники на посту Кирилл Семенов и Ирина Блохина. Снимать сливки, открывая заводы «Северсталь – Сортовой завод Балаково» (23,2 млрд рублей), «Балаково-Центролит» (4 млрд рублей) и «Эр Ликид» (1,6 млрд рублей), пришла уже команда губернатора Радаева.

В июле 2014 года в Энгельсе открылось новое предприятие ООО «Бош Отопительные системы» по производству бытовых газовых котлов. Завод построили за год. Правда, это вряд ли стоит расценивать как заслугу губернатора Радаева. Bosch, на секундочку, обосновался в Саратовской области в 1996 году, и, как говорит президент ООО «Роберт Бош» Герхард Пфайфер, компании «с самого начала удалось выстроить конструктивное сотрудничество со всеми ответственными структурами города и области». То есть этим немцам, по сути, всё равно, кто сидит во власти. Они умеют договариваться со всеми. Или не связываться.

В декабре 2014 года было сдано сразу два новых завода – ООО «ПирроГрупп» (в Саратове) и «Волжский терминал» (в Балакове). Завод «ПирроГрупп» стоимостью 600 млн рублей обосновался в одном из цехов бывшего Саратовского авиационного завода и производит термоизоляционные панели с мягкими облицовками, используемые в строительстве. «Волжский терминал» – маслоэкстракционный завод холдинга «Солнечные продукты». Стоимость проекта составила 4,2 млрд рублей. Для инвестора этот завод в Балакове стал первым, построенным с нуля. Вот эти два новых завода, пожалуй, можно считать «радаевскими» – они при нем начали строиться и при нем же запускались в работу. У них пока всё хорошо, никто на проблемы не жалуется.

Было в 2014 году открыто еще одно новое производство. Но не самостоятельное, так что заводом не считается. В Энгельсе на заводе ЖБИ № 6 – филиале ОАО «БЭТ» – запущена новая технологическая линия по производству шпал. Стоимость проекта – 766 млн рублей.

2015-й. Крупный, уникальный, никому не нужный

В прошлом году такого прорыва в промышленности, как в 2014-м, уже не было. То, что осталось от Ипатова, к 2015 году уже практически закончилось. Самым главным достижением тут стало открытие «Энгельсского локомотивного завода» (6,7 млрд рублей), который с нуля построили за два года на месте бывшей несанкционированной свалки. Это предприятие вошло в пятерку крупнейших промышленных объектов страны, сданных в 2015 году.

Энгельсский локомотивный завод – совместное предприятие с канадским концерном Bombardier Transportation GmbH. До этого момента двухсистемные локомотивы в РФ не выпускались. Проектная мощность – 150 локомотивов в год. Пока на заводе сделали только один опытный локомотив 2ЭВ120. Назвали «Князем Владимиром» и отправили на Южно-Уральскую железную дорогу для проведения тяговых испытаний по специально разработанной методике. К серийному производству электровоза завод планирует приступить в 2017-м. Но кому их будут продавать, еще не известно. У предприятия якобы есть предварительные договоренности о поставке 12 локомотивов в страны ближнего и дальнего зарубежья (Армения, Азербайджан, Иран).

Российским компаниям энгельсские локомотивы не нужны. В прошлом году вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович заявил, что текущих мощностей компании хватит до 2025 года. В целесообразности строительства энгельсского локомотивного завода сомневался и вице-премьер Дмитрий Рогозин.

В прошлом году в Саратовской области появилось еще три предприятия, которыми губернатор Радаев и его свита гордятся. ООО «Еврорадиаторы» – четвертый завод Bosch стоимостью 500 млн рублей. Занимается производством стальных панельных радиаторов (до 300 тыс. штук в год).

Завод «Сады Придонья» в Ртищеве – подразделение волгоградской компании по выпуску соковых концентратов (инвестиции 500 млн рублей). Соки из концентратов, произведенных в Саратовской области, делаются на волгоградском предприятии. Но здесь у нас «Сады Придонья» не только перерабатывают яблоки, но и выращивают. В 2015 году компания заложила 200 га садов интенсивного типа (плодоносят на второй-четвертый год), еще 120 обещают в 2017-м.

Еще в прошлом году на ООО «НПП Полипластик» была открыта новая линия по производству специализированных полимерных материалов (205 млн рублей инвестиций). Но линия, хоть и технологическая, а всё же не завод. Да и на «торжественный запуск» губернатор вроде бы не ездил. Не гордится, может быть.

2016-й. Одна радость – мусорка

В текущем году торжественно открывалась Вольская фабрика «ЭЛИС» по пошиву женской одежды. Стоимость предприятия составила 200 млн рублей. Не помню, был ли там на открытии губернатор Радаев. Но в официальном перечне областного правительства новых крупных предприятий региона эта швейная фабрика значится.

Не стали использовать для пиара губернатора Радаева и запуск нового творожного производства на энгельсском предприятии. Пресс-служба главы региона не уточнила, на каком именно предприятии появилась новая производственная линия, но, вероятно, на единственном в городе молочном комбинате.

А вот на открытие очередного пункта мусоросортировки губернатор съездил лично. 15 декабря в Балакове запустили второй мусороперерабатывающий комплекс мощностью 150 тыс. тонн отходов при двухсменной загрузке. Первый комплекс был запущен в 2015 году в Энгельсе. Но перерабатывающий он условно. Основной вид деятельности предприятия – сортировка мусора и утилизация биоразлагаемых его компонентов. То, что не разлагается, пакуют отдельно и отправляют переработчикам вторсырья. Общий объем инвестиций в этот проект составляет около 3 млрд рублей (2,2 млрд – первый комплекс, 520 млн – второй).

Кстати, мусоросортировочные комплексы в Саратовской области от ЗАО «Управление отходами» (УК «Лидер») – это совершенно точно заслуга губернатора. Близкие к правительству источники рассказывают, что именно он привел сюда компанию еще в 2012 году и всячески способствовал реализации проекта. Компания ему за это публично благодарна.