Как они уходили, как «их уходили»
Валерий Радаев был наделен губернаторскими полномочиями в апреле 2012 года. Так что совсем скоро, менее чем через четыре месяца, истекает его пятилетний срок. Станет ли Радаев вторым всенародно избранным губернатором в новейшей истории Саратовской области или нам придется знакомиться с новым руководителем – мы узнаем, скорее всего, тоже в апреле. Или чуть раньше. Но пока вспомним о том, какими были последние месяцы работы двух предыдущих губернаторов региона – Дмитрия Аяцкова и Павла Ипатова.
Часть первая. Дмитрий Федорович Аяцков
Славный путь всенародно избранного
Странно говорить о последних месяцах у власти любого руководителя, не рассказав кратко обо всем его губернаторском пути. Итак, Дмитрий Федорович Аяцков в 1996 году сменил главу администрации Саратовской области Юрия Белых. Саратов на тот момент назывался столицей застоя, что никак не устраивало молодого и амбициозного Аяцкова. Действовать ДФ начал энергично. Он собрал хороший кабинет министров, переманив в него наиболее активных депутатов Саратовской областной думы – тогда законом дозволялось совмещать работу в двух ветвях власти. Потом многие депутаты по тем или иным причинам отсеялись, но дума, которая на момент прихода Аяцкова к власти была очень сильным, самостоятельным и, пожалуй, самым влиятельным органом в региональной политике, стала подконтрольна губернатору.
Затем ДФ быстренько добился присвоения своей должности нового наименования. Губернатор вместо главы администрации звучало куда как солиднее и статуснее. Тут же, на пике своей популярности, были проведены выборы, на которых ДФ стал всенародно избранным. Его буквально внесли во власть – на выборах он победил с оглушительным преимуществом. Потом началась хорошая и интенсивная работа. В правительство Аяцкова люди рвались, хотя работать там было не просто. И не только из-за сложности характера первого лица, но также, и это в первую очередь, из-за трудностей в российской экономике.
Потом начались проблемы – губернатор бронзовел, ему начала надоедать рутинная работа, он начал подозревать всех в измене. В правительстве началась кадровая чехарда. Справедливости ради надо сказать, что полный дисбаланс на Московской, 72, произошел уже ближе к окончанию второго срока ДФ. Потому как в марте 2000 года Дмитрий Федорович Аяцков был избран губернатором на второй срок. И опять всенародным голосованием. Впрочем, эти выборы проходили уже по всем правилам политтехнологий.
Начало конца
Примерно к середине второго срока в правительстве Аяцкова случился кризис. Точнее, кризисы следовали один за одним. Аяцков менял министров как перчатки. И всё равно желающие находились мгновенно. К сожалению, как водится, каждый новый состав кабинета был слабее кабмина предыдущего. Впрочем, по сравнению с нынешними чиновниками даже в самом последнем правительстве ДФ работали асы.
Помимо внутренних проблем были и внешние. Начался раскол элит. Точнее – образовалась новая, молодая элита, которую не устраивал губернатор Аяцков. Говорят, что против ДФ объединились в то время Вячеслав Володин, который уже стал политиком федерального масштаба и работал вице-спикером в Госдуме; опальный ныне бизнесмен Леонид Фейтлихер; прокурор области, к сожалению, ныне покойный, Евгений Григорьев; бывший глава Энгельсского района Михаил Лысенко, который ныне отбывает срок в местах не столь отдаленных.
Против Аяцкова и его сторонников были нацелены многие средства массовой информации. И критиковали ДФ так, что все нынешние поползновения независимых СМИ оппонировать действующей власти кажутся эротическим массажем.
Короче, и сам Аяцков, и вся политическая элита были готовы к смене губернатора. Хотя Дмитрий Федорович уже в самые последние месяцы своего руководства пытался разобраться в ситуации и прощупать электоральные настроения. Но в то время, как говорят, у ДФ уже была договоренность с президентом Путиным. Аяцкову был обещан пост посла в Белоруссию. Послом ДФ так и не стал «благодаря» своей любви к эпатажу и некоторой несдержанности в высказываниях.
Короче, пост губернатора Дмитрий Аяцков покинул вовремя. К удовольствию изрядной части политической элиты, медиасообщества и даже населения области, которое, благодаря СМИ, было уверенно, что губернатор «зажрался». Не исключено, что и сам ДФ не был огорчен своей отставкой, хотя прощальные слова, сказанные им в областной думе, звучали очень проникновенно: «Я сделал всё, что смог. Кто сможет, сделайте лучше».
Часть вторая. Павел Леонидович Ипатов
Вопреки всему
Назначение Павла Ипатова губернатором Саратовской области было, по большому счету, неожиданным для всех. Ипатова именно назначили – к тому времени изменилось законодательство, и за губернатора голосовала областная дума по представлению президента страны.
Как говорят, Павел Ипатов был последней кандидатурой в списке, который рассматривало ведомство Владислава Суркова (управление по внутренней политике администрации президента). Большинство других претендентов было отягощено «уголовным» прошлым, а Павел Леонидович, во-первых, категорически не хотел быть губернатором, а во-вторых, получил блестящую характеристику от «Росатома», в котором трудился. Если кто не помнит, то до назначения губернатором Саратовской области Павел Леонидович возглавлял Балаковскую АЭС. И еще – по мнению сведущих в бюрократических хитросплетениях людей, блестящая характеристика в подобном случае означала стойкое желание избавиться от человека.
Понятное дело, Павел Леонидович был очень богатым человеком, сибаритом и... в экономике региона разбирался очень слабо. Есть подозрение, он не мог себе даже представить, как можно жить на 10 тысяч рублей. Впрочем, не факт, что и к моменту своего прихода во власть он об этом задумывался.
Что и говорить, губернатором Ипатов был слабым. И отнюдь не из-за скудости ума или недостаточности образования. И то, и другое у Ипатова было в достаточном количестве. Просто Ипатову было невероятно скучно разбираться в бюджетных хитросплетениях, тонкостях сельского хозяйства и социальной обеспеченности региона. Не говоря уже о том, чтобы выстраивать отношения с политической элитой региона. И она, элита, этого не простила.
Они его ушли
Ипатова начали прессинговать чуть ли не в середине первого срока. Областная дума под руководством сначала Павла Большеданова, потом Марины Алешиной и затем Валерия Радаева критиковала Ипатова за каждый чих. Руководила этим партия «Единая Россия» под руководством всё того же Валерия Радаева. Хотя, по большому счету, наблюдать столь удивительно дисбаланс в партийных рядах было странно – Ипатов тоже был единороссом и даже входил в какой-то руководящий орган партии чуть ли не федерального уровня.
Одна из версий такого противостояния заключается в том, что Павел Леонидович не присягнул на верность Вячеславу Володину. Просто не счел это нужным, будучи уверенным, что он – фигура самодостаточная. Володин такого не любит и не прощает.
И Ипатов был подвергнут жесткой и изощренной обструкции. Депутаты Саратовской областной думы под руководством Валерия Радаева начали один за другим принимать законы социальной направленности. Понятное дело, крича на каждом углу, что они (и законы, и депутаты) защищают права сирых и убогих, на которых правительству во главе с Ипатовым глубоко начхать. Но все эти законы надо было подкреплять финансово, и правительство было вынуждено брать кредиты. Бюджетные (чаще всего) и в коммерческих банках. Понятно, вину за неуклонно растущий долг области депутаты тут же возложили на губернатора Ипатова, который в очередной раз был обвинен в несостоятельности.
Короче, в один прекрасный день президент объявил о недоверии Павлу Ипатову и тут же предложил другую кандидатуру на должность губернатора. Управление внутренней политики в администрации президента на тот момент возглавлял Вячеслав Володин.
Павел Леонидович, есть подозрение, радостно покинул свой постылый кабинет на Московской.
Послесловие
Информация к размышлению
Сегодня, и это не секрет, решение о том, пойдет ли Валерий Радаев на выборы губернатора, которые должны состояться в сентябре следующего года, принимается в кабинете Сергея Кириенко. (Законодательство опять изменилось, и губернаторов по новой избирают всенародным голосованием.)
Сергей Владиленович, как известно, долгие годы возглавлял ОАО «Росатом», куда после десятилетнего перерыва вернулся бывший губернатор Саратовской области Павел Ипатов. И куда Павла Леонидовича взяли, что свидетельствует о многом.
Теперь вопрос на засыпку. Кто для Кириенко будет являться самым авторитетным экспертом по Саратовской области вообще и по Валерию Радаеву в частности?
Еще вопрос – какую характеристику может дать Ипатов Радаеву?
И напоследок, если кто забыл: месть – это блюдо, которое следует подавать холодным...