Алкоголь послан на пять букв. И что?

Оценить
Как сейчас работает ЕГАИС и как ее введение отразилось на ценах на спиртное

Розничные компании, занимающиеся реализацией алкоголя, должны были быть подключены к Единой государственной автоматизированной информационной системе по контролю за алкогольной продукцией (ЕГАИС) еще с 1 июля 2016 года. Ранее ЕГАИС уже показывала свою ненадежность: продавцы алкогольной продукции, подключившиеся к системе заранее, отмечали, что из-за сбоев они не могут поставить товар на прилавки. Прошло почти полгода.

Немного о стабильности

Оценки стабильности работы ЕГАИС, с которыми удалось ознакомиться корреспонденту «Газеты Недели», неоднозначны. Так, директор сети пивных магазинов ООО «Бир Клаб» Михаил Якушев подтверждает, что поначалу в работе системы действительно наблюдались сбои, однако потом ситуация выровнялась: «Сейчас всё нормализовалось. Я проблем в работе не наблюдаю». Другую точку зрения приводит совладелец сети баров «Декабрист» Андрей Данякин: «Насколько я вижу, система до сих пор до конца не отлажена». Предприниматель поясняет, что периодические проблемы в работе ЕГАИС возникают до сих пор, и предполагает, что до окончательной отшлифовки системы может пройти еще немалое время.

Продолжают мучиться с ЕГАИС и в сети магазинов «Ярослав» (Балаково). «У нас везде стоит этот бесплатный оптовый клиент, который нам предоставило государство, – описывает ситуацию представитель сети Виолетта Склюева. – Он работает очень нестабильно – практически не работает». Например, программа не дает предпринимателям сделать перемещение алкоголя между собственными торговыми точками. «Ошибку выдает, ужас», – поясняет Склюева. Также программа не принимает информацию об остатках алкоголя, закупленного магазином до 1 января текущего года. Бесплатная техподдержка решить вопрос не может, платная поддержка с проблемой также не справилась. Магазин принял решение купить платный оптовый клиент (стоимостью 5 тысяч рублей на одну торговую точку). «Оптовики, которые нас отгружают, объясняют, что все, кто поставил платную программу, горя не знают, – сообщила Склюева. – Хотя существует бесплатная программа, которая ни фига не работает».

Вклад в цену

С оценкой влияния ЕГАИС на стоимость алкогольной продукции тоже всё непросто. По мнению директора «Бир Клаб», никакого существенного вклада в ценообразование система не внесла. В среднем оборудование для ЕГАИС обходится предпринимателю в сумму от 50 до 150 тысяч рублей, но рядовой потребитель от этого не пострадал. В нынешних экономических условиях компенсировать эти затраты за счет покупателя уже не выходит. «Как можно компенсировать 150 тысяч, если ты, утрированно, имеешь покупательскую способность, близкую к нулю – если сравнивать ее с прошлым и с позапрошлым годами? – задает риторический вопрос Якушев. – Конечно, ты можешь задрать [цену]. Но ведь ты и по тем ценам, которые есть, ничего продать не можешь. Куда уж тут компенсировать».

Иное мнение – у совладельца «Декабриста». «То, что от 5 до 10 процентов система прибавила – это точно», – сообщает Данякин. Как пояснил собеседник, установка самого ЕГАИС, в принципе, обходится не так дорого. Однако отдельный вопрос – с обслуживанием. Этим должен заниматься бухгалтер. «У большинства предпринимателей бухгалтер приходящий либо бухгалтерией занимается сервис, – объясняет Данякин. – Если это сервис, то за ведение ЕГАИС его тариф умножается на два, а то и больше. Если же приходящий специалист – то, скорее всего, понадобится другой бухгалтер, который возьмется именно за учет алкогольной продукции».

Кроме затрат на обслуживание ЕГАИС чревата для предпринимателей еще и штрафами. «Вещь новая, люди с ней разбираются, а штрафная система уже работает, – поясняет собеседник. – Пока люди разбираются, могут нахватать штрафов. А для малого предпринимательства это очень сложно».

Мнение ведомства

В министерстве экономического развития Саратовской области негативных последствий от введения ЕГАИС не находят: «О введении этой системы было известно заранее. Введение ЕГАИС проходит поэтапно, что позволяет организациям и индивидуальным предпринимателям подготовиться заблаговременно». Также в ведомстве пояснили, что по вопросам применения системы проводилась широкая информационная кампания.

Среди прочего министерство отметило, что предприятия сферы общепита не обязаны фиксировать в ЕГАИС объемы реализации алкогольной продукции (учет продаж они могут вести на бумаге), «что также снижает затраты». Однако, как пояснил Данякин, полностью от использования ЕГАИС общепит всё равно не освобожден. «В части реализации – да, так и осталась декларация, – прояснил нюансы предприниматель. – А в части закупок все предприятия, в том числе и общественного питания, должны подтверждать свои закупки. Они в любом случае устанавливают ЕГАИС, и то, что закупили у оптовика, эти объемы – они подтверждают.»

За каждым звеном цепи

Целью ЕГАИС (согласно сайту egais-retail.ru) является сбор полной информации о движении алкоголя в каждом из звеньев его оборота, включая розничную продажу. В результате факт безнаказанной реализации контрафактной продукции становится невозможным.

Производители и импортеры этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции были подключены к ЕГАИС в 2006 году. Далее к системе поэтапно подключались перевозчики продукции, производители пива и пивных напитков, оптовые и розничные продавцы. С 01.07.2017 года к ЕГАИС должны подключиться розничные продавцы в сельских поселениях.