The Rolling Stones. Blues & Lonesome, 2016
Всё возвращается на круги своя. Вот и Stones вернулись к блюзу. Хотя, понятно, можно возразить, что они никогда от блюза не отходили слишком далеко. И всё же в первой половине своего почти пятидесятипятилетнего пути были именно блюзовой группой. Альбом 1964 года был сборником блюзовых стандартов, исполненных в присущей Мику и компании агрессивной манере. Эпохальный Let It Bleed украшают сразу два прекрасных блюза – Love In Vain и Country Honk. Даже на последнем альбоме оригинальных песен A Bigger Bang есть стопроцентный блюз – The Streets Of Love. В середине семидесятых были записаны несколько классических по форме, но хулиганских по содержанию блюзов. В номерные альбомы они не вошли, зато вошли в подборки бонусов, де-люкс издания: в этом доме ни одну крошку со стола не сметут.
И вот снова блюзовая пластинка, двенадцать каверов на старые чикагские блюзы, самые известные из которых Don’t Quit Me Baby(ее еще перепевали Led Zeppelin) и Hoo Doo Blues. Все двенадцать номеров были записаны за два дня сессий, как водится, в соседней студии трудился Эрик Клэптон, и он тоже забежал на огонек. Пластинка очень хороша. Блюзы, исполненные в классической напористой манере, дают проявить себя не только фронтменам коллектива – Мику и Киту Ричардсу. Неожиданно агрессивен и громок на барабанах Чарли Уотс. В мощную материю музыки очень органично вплетаются классически блюзовое фортепиано Чака Ливелла (пианист Чак Ливелл сотрудничает со Stones уже тридцать лет, а вообще он как-то играл с самим Рэем Чарльзом!).
И, что очень важно, Мик специально подчеркивает это в тексте буклета, диск записан без единого наложения звука: «Мы никогда не выпускали такой альбом прежде, даже на нашем первом альбоме были наложения». В буклете вообще много цитат главных «роллингов» о блюзе и музыке. Кит: «Сначала кажется, что это легкая для исполнения музыка, но когда начинаешь играть, видишь, сколько там секретов. Откуда они берутся»? И он же: « Если ты не знаешь блюз, нет никакого смысла брать гитару и играть рок-н-ролл или любую другую современную музыку». Зная Кита, мы уверены, что он добавил еще пару слов по адресу тех, то не знает, а берется. Хорошо, не побил, а ведь мог.
Итак, классический блюз, голос Мика, гитара Кита (и Эрика немножко) – что еще нужно, чтобы спокойно встретить старость? Но в печати появились сообщения, что блюзовый альбом был записан как импровизация во время сессий нового альбома. Сами музыканты не подтверждают, но и не опровергают новость. Катящиеся камни не обрастают мхом, не так ли?