«Коммуналка»: лебедь, рак и щука

Оценить
В областной думе искали причины неэффективности общественного контроля в ЖКХ, а нашли причины неэффективности системы в целом

Система общественного контроля в сфере ЖКХ практически не работает. Так считают представители саратовских общественных организаций и две трети экспертов по всей России. Одни говорят – всё потому, что общественных организаций для эффективного контроля сложной сферы ЖКХ недостаточно много. Это, по мнению экспертов, связано с низкой информированностью граждан об их правах в ЖКХ и способах их защиты, тогда как именно информированность граждан является основным инструментом стимулирования россиян к участию в общественном контроле. Другие уверены, что общественников никто не слушает и не воспринимает всерьез, а власть так и вовсе «отбрыкивается» от назойливых активистов. Есть проблема и в том, что ряд общественных организаций существуют только на бумаге, фактически не выполняют своих задач и полностью подчиняются тем госорганам, при которых создавались. О том, как повысить значимость роли общественников в реализации жилищной политики в Саратовской области, думали в прошлую пятницу на рабочем совещании в Саратовской областной думе. Но додумались до другого.

Года четыре назад в России активно начали формировать систему общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В регионах и муниципалитетах развернули активную деятельность центры общественного контроля в сфере ЖКХ под патронатом некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль». Законодатели написали и издали специальные нормативные акты, чтобы как-то урегулировать деятельность ранее созданных общественных объединений. В Саратовской области, например, как сказал Сергей Нестеров, председатель комитета Саратовской областной думы по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики, принят закон об общественном контроле, к которому, «конечно же, относятся и общественные организации в сфере ЖКХ».

Тем не менее, несмотря на созданные условия и нормативную базу, польза от деятельности общественных организаций в ЖКХ неочевидна. О том, что мешает, и пытались понять на рабочей группе в облдуме.

Законы, говорят, плохие и непонятные

Представители общественных организаций заявили, что самая главная проблема в ЖКХ сегодня – это действующие законы. Во-первых, они очень часто меняются, дополняются и перекраиваются. Нередко еще до того, как выходят в свет и начинают работать. Никто не успевает отслеживать законодательные нововведения, даже судьи. Об этом на совещании говорил председатель общественного совета при правительстве Саратовской области по вопросам ЖКХ Анатолий Соколов.

Изменения, вносимые в законы, далеко не всегда не имеют отношения к реальному положению вещей в жилищно-коммунальном хозяйстве. Или, как минимум, не учитывают всех нюансов системы. По словам Соколова, изменения в закон должны идти от жизни, от непосредственных работников сферы ЖКХ.

«А то получается, что они там, в Федеральном собрании, по 10 лет гоняют вопросы из стороны в сторону: то давайте оплачивать места общего пользования, например, то давайте не будем их оплачивать. И в итоге эти изменения ни к чему хорошему не приводят», – отметил Соколов.

Общественникам не хватает полномочий, остальным – ответственности

Вторая проблема, мешающая общественникам быть эффективными в вопросах контроля над ЖКХ, – ограниченные полномочия. Об этом сказала Лариса Брезгунова из Центра общественного контроля в сфере ЖКХ. «К нам обращаются люди с просьбами помочь разобраться в каких-то важных вопросах. Мы делаем запросы в разные ведомства и органы, но в ответ получаем отписки, а не информацию», – пояснила она. Госжилинспекция, по словам Брезгуновой, прикрывается законом о персональных данных и коммерческой тайне. В итоге Центр общественного контроля не может перепроверять информацию и помогать людям.

«Всё, что мы могли предложить обратившимся гражданам, – совет обращаться в суд. По-моему, нам надо менять законодательство и расширять реальные полномочия общественных организаций», – сообщила Брезгунова.

Александр Джашитов, член общественной палаты области, а также всех общественных советов по вопросам ЖКХ при правительстве, думе, Госжилинспекции, считает, что Жилищный кодекс, олицетворяющий государственную жилищную политику, вообще пора полностью переписать. По словам Джашитова, нынешний ЖК перекраивался так часто и бессистемно, что стал труден для толкования. Тогда как закон, регулирующий жилищно-коммунальную сферу, должен максимально удовлетворять потребности граждан, говорит Джашитов. А гражданам давно пора доходчиво объяснить, что они хозяева своей собственности со всеми вытекающими последствиями, где главное – ответственность за состояние и содержание дома. Это к вопросу об информировании населения об их правах и обязанностях и стимулировании участвовать в контроле реализации жилищной политики.

Пути к порядку, совершенству, согласованности

В целом у Джашитова на сегодняшний день есть список из 11 предложений по совершенствованию системы ЖКХ. Среди них переход собственников помещений в многоквартирных домах на прямые договоры с ресурсопоставщиками – это решит вопрос качества снабжения и проблему неплатежей. Осуществление платежей за ЖКУ должно быть только в соответствии с показаниями прибора учета и чтобы никаких нормативов потребления, отсутствие счетчика должно наказываться рублем. Общедомовые нужды тоже должны оплачиваться только по счетчику (дополнительному) и только по нему, чтобы в эту строку не вписывались необъяснимые суммы. К тому же тарифы на ОДН, по мнению Джашитова, должны устанавливаться законодательно. Сроки и размер взносов на капремонт должны определяться собственниками. При этом дома, которые не в состоянии самостоятельно накопить на капремонт, должны поддерживаться государством, а не собственниками других домов. В пример Джашитов привел опыт Воронежа, где при накоплении собственниками 30 процентов суммы, необходимой на ремонт, еще 30–40 процентов вносит регион. На недостающую сумму собственникам выдается кредит по минимальной или вовсе нулевой процентной ставке.

Сергею Пятковскому, заместителю председателя городского общественного координационного Совета собственников жилых помещений, в нынешних реалиях недостает «координирующей структуры» для повышения роли общественных организаций в системе ЖКХ. По его словам, общественных организаций у нас уже прилично, но все они работают «как лебедь, рак и щука» – один про одно говорит, другой про другое.