«ВПЗР: Великие писатели Земли Русской»

Оценить
Игорь Свинаренко, журналист, публицист, редактор журнала «Медведь», автор четырехтомника диалогов с Альфредом Кохом «Ящик водки», выпустил новую книгу в московском издательстве «Время» (серия «Диалог»).

Игорь Свинаренко, журналист, публицист, редактор журнала «Медведь», автор четырехтомника диалогов с Альфредом Кохом «Ящик водки», выпустил новую книгу в московском издательстве «Время» (серия «Диалог»). Книга носит несколько хулиганский заголовок «ВПЗР: Великие писатели Земли Русской» и состоит из полусотни интервью с писателями-современниками. Хулиганский потому, что «ВПЗР» – аббревиатура ироническая и чаще всего относится к авторам, величие которых, мягко говоря, под вопросом.

Среди героев книги такие есть (Сергей Шаргунов, Александр Проханов, Сергей Лукьяненко, Михаил Веллер, Юрий Поляков и др.), но все-таки большинство из собеседников Свинаренко действительно внесли немалый вклад в современную литературу. Некоторые из них к моменту выхода книги уже ушли из жизни (Василий Аксенов, Борис Стругацкий, Валентин Распутин, Фазиль Искандер), но другие, по счастью, остаются в добром здравии и продолжают писать. Вопросы Свинаренко задавал острые, а ответы получал нередко парадоксальные. Дальше мы дадим слово писателям и приведем несколько мини-выдержек из книги.

Василий Аксенов о том, что такое для него запой: «Утром, значит, еще не почистил зубы, натягиваешь джинсы, идешь на улицу, находишь открытый кабак – там выпиваешь стакан коньяку. Дома приходишь в себя, жаришь яичницу, работаешь за письменным столом. Потом обед с вином. Вечером ЦДЛ: там уже пьешь до упора. И так каждый день».

Борис Акунин о чтении художественной литературы: «Уже не читаю. Причина – не хочу перебивать свою внутреннюю литературную эволюцию чужеродными влияниями. Это в моем ремесле неполезно».

Светлана Алексиевич про Лукашенко и свою Нобелевскую премию: «О премии объявили, когда шли выборы, тут было полно наблюдателей. Он к концу дня сказал, что рад премии. Через два дня, когда все разъехались и объявили, что он победил – хотя у нас никто же не считает, он сказал: «Она клевещет на русский и белорусский народы»... Он нарцисс. Не любит, чтоб еще кто-то рядом с ним был».

Аркадий Арканов о таланте: «Я, как врач по образованию, скажу: талант, гений – это всё шизофрения. Но не та, с какой укладывают в клинику, а другая, которая идет на пользу. Талант, как и шизофрения, – это идея фикс».

Игорь Иртеньев о своей переписке с Маленковым: «Когда мне исполнилось шесть лет и я получил в подарок цветные карандаши, то оранжевым – почему-то – написал: «Дорогой товарищ Маленков! Пишет вам Игорь». Дальше ничего придумать не смог, и переписка заглохла, практически не начавшись. Но, видимо, еще ребенком я понимал, что надо как-то отметиться, доложить о своем существовании на свете».

Даже по кратким цитатам видно, что в книге много интересного. Читайте. Вместо протокольных «глянцевых» интервью получился нормальный разговор – непростой и небесконфликтный, но почти всегда живой.