Губернаторы ждут списков
В то время как Саратовская область готовилась к своему восьмидесятилетию, и праздник обещал быть гораздо скромнее, чем планировалось вначале. В то время как на телеканале «Россия-1» монтировали интервью нашего губернатора, в котором он, к сильному удивлению общественности, объявил область «территорией лидерства». В общем, пока наша территория жила своей жизнью, в федеральных средствах массовой информации появилась утечка из администрации президента. Понятно, что утечка была спланирована: просто так из администрации информация не утекает. Смысл утечки в том, что в течение одного-двух месяцев внутриполитический блок администрации президента подготовит для президента свои списки ранжирования губернаторов. «Всего будет три списка. В один попадут губернаторы, которых необходимо поменять. Во второй – тех, кого менять точно не надо. Третий – где ситуация под вопросом».
При этом, по мнению анонимных источников, каждый губернатор будет прежде всего оцениваться по двум критериям – экономической ситуации в регионе и уровню доверия населения. В экономике рассматривать будут не столько текущие показатели, сколько ситуацию в динамике. Доверяет ли население своему региональному лидеру, будут определять по опросам ведущих социологических организаций ФОМ и ВЦИОМ.
Все источники пятничных утечек указывают, что система оценки деятельности губернаторов будет значительно упрощена. Максимум – девять критериев, но лучше пять-семь. Оно и верно: раздутость и размытость критериев оценки чиновника приводит подчас к совершенно комическим результатам. Мне недавно рассказали историю об одном саратовском министре. Плохи были его дела – по всем пятнадцати или там восемнадцати графам. Изучая проклятую таблицу собственной эффективности, министр обратил внимание на графу «сотрудничество со СМИ» и решил действовать. Он встречался с журналистами, давал комментарии и интервью. Сумма баллов в этой графе росла, рос и рейтинг министра, не беда, что в остальных графах было пусто.
Но вернемся к нашим губернаторам. Все процитированные анонимные источники заявляют, что решения по рейтингу будет принимать президент. И хотя сейчас первые рейтинги еще не составлены, комментаторы утверждают, что делить воевод будут на три группы. Первая и самая малочисленная группа – те, кого оставят. Можно предположить, что здесь будут Собянин, Полтавченко, естественно, Кадыров, тюменский губернатор Якушев, калужский Артамонов.
Во вторую группу войдут те, чье будущее под вопросом – то ли оставить, то ли прогнать. И наконец, третья и, как утверждают комментаторы, самая многочисленная группа, это те, кому светит «переход на другое место работы», то бишь завуалированная отставка. И еще один нюанс – первыми через новое сито пройдут те губернаторы, которым предстоит избираться в 2017 году. Среди них и наш народный Валерий Васильевич.
По поводу шансов Радаева на второй срок существуют диаметрально противоположные мнения. Одни считают, что слабее его губернатора у нас еще не было. Ему вменяют в вину стагнацию в экономике, существование по меньшей мере двух коррупционных центров силы – в Саратове и Энгельсе, многословные и сумбурные речи по каждому поводу. Сторонники Радаева традиционно говорят об открытии одиннадцати заводов (не беда, что половину «привел» в область предыдущий губернатор Павел Ипатов), пешеходную зону и страсть к урбанизации. Оппоненты в этой же самой страсти видят развитие нескольких имиджевых проектов в ущерб всему городскому хозяйству. Однако и сторонники, и противники Радаева прекрасно отдают себе отчет, что этот человек возглавляет область прежде всего по той причине, что является протеже Вячеслава Володина. И совсем недавно в интервью «Коммерсанту» Володин назвал Радаева одним из сильнейших губернаторов России.
Всё это, конечно, так, но при этом надо иметь в виду несколько обстоятельств. И главное из них – Володин уже не тот в силу того, что занимает уже другую должность. Политолог Валерий Соловей, ставший популярным в несколько последних месяцев, считает: «Володин говорит всем конфидентам, что всё будет более чем хорошо, будет блестяще. Но, честно говоря, в российской табели о рангах, в российской недоинституциональной системе роль думы невелика. Как бы Володин ни дисциплинировал, как бы ни пытался поднять, увеличить ее вес – нет, это несравнимо с администрацией президента».
Косвенным подтверждением этих слов может служить и начатый администрацией рейтинг губернаторов, большинство из которых было утверждено в бытность работы Володина в АП. Представляется, что прежние заслуги и связи уже не будут учитываться – впереди перевыборы Путина, и нужно сделать так, чтобы региональные начальники не раздражали население, чтобы недовольство ими не экстраполировалось на президентские результаты. Пока в связи с этим можно сказать только одно: шансы Валерия Радаева на второй срок стали меньше.