Дмитрий Чернышевский покинул публичные слушания в Общественной палате, хлопнув дверью
Сегодня в Общественной палате области состоялись публичные слушания, посвященные установке памятника Юрию Киселеву. Участникам слушаний были представлены эскизы вариантов памятника.
Художественный руководитель Саратовской филармонии Анатолий Катц высказал опасения, что правительство области не выделит деньги на памятник, если его открытие не будет приурочено к дате. «В нашем государстве принято давать деньги к датам», - отметил он.
Представленные эскизы он раскритиковал. «Здесь есть «Синяя птица», но Юрий Петрович не имеет никакого отношения к этому спектаклю. Маленький принц, который ходит по голове – это странная идея. Чья это будет голова? Не дай бог это будет профиль Юрия Петровича.
Это должен быть памятник, где можно присесть на скамеечку рядом с Юрием Петровичем, пожать ему руку, потереть за нос», - отметил Катц.
Худрук ТЮЗа Юрий Ошеров отметил, что в памятнике должна быть некая камерность или семейность. «Это ни в коем случае не должен быть монумент, потому что сам Юрий Петрович их ненавидел за исключением, может быть, Александрийского столпа. У меня есть идея. Представьте себе театральные подмостки, на которой стоят кубики. Азбука театра – то, чем занимался Киселев. На них сидят мастер и два его любимых персонажа – Буратино и маленький принц, а третий кубик свободен – для того, чтобы сесть и сфотографироваться с ним. Я бы лично с ним фотографировался каждый день. Это приглашающий жест – приходи в театр, здесь тебя не подведут».
Заслуженный художник России Андрей Щербаков с этим не согласился. «Образ синей птицы – это образ недосягаемости. Почему Киселев должен быть внизу? Почему мы стесняемся говорить, что это был великий человек, а не доступный, которого за нос можно потрогать? Я этого не понимаю. Это человек-планета, который притягивал актеров и зрителей. Я даже знаю, какое прозвище дадут скульптуре, обнимающей Буратино. Давайте мастера оставим на той высоте, на которую он взошел и не надо его оттуда стаскивать. Этот вопрос должны решать архитекторы и художники, но никак не общественность», - подчеркнул Щербаков. Его коллега Анатолий Учаев добавил, что скамейку рядом с памятником может использовать молодежь для распития спиртных напитков.
Речь художника вызвала негодование у члена Общественной палаты Дмитрия Чернышевского.
«Я несколько возмущен таким подходом. Я связан с Саратовом по своей жизни и происхождению. Памятник моему предку здесь стоит. Но вот этот подход – давайте мы тут решим, мы - великие башни из слоновой кости, деятели культуры, а вы, неразумные создания, жители, которые тут бултыхаетесь, воспринимайте, что мы сделали. Искусство принадлежит народу. Саратову не везет с памятниками, у нас то сердце губернии поставили – антисимвол власти получается – ожиревшее и за решеткой, то памятник влюбленным в стиле унисекс рядом с Ротондой. Это памятник разврату – там, в этой ротонде, разврат происходит и памятник этому там стоит. Зачем нам еще одно нелепое авангардистское сооружение, с которым Киселев ну никак не ассоциируется? Я помню его прекрасные спектакли. Он не может быть символом постмодернизма, которое олицетворяет собой распад всего искусства, которое только существует», - с запалом заявил Чернышевский.
«Поделикатнее, пожалуйста. Идите во двор и там разговаривайте таким тоном. Хам появился на заседании палаты», - прервал его заслуженный художник России Анатолий Учаев.
«Я выражаю свое мнение как гражданин города Саратова и имею на это право, и не вам затыкать мне рот! Вы имеете право не согласиться», - повысил голос в ответ Чернышевский и хлопнул ладонью по столу.
«Дмитрий Викторович, я бы попросила вас быть покорректней, потому что заслуженные художники здесь есть. В конце концов, эти люди заслужили, чтобы к ним относились с уважением. И я это вам здесь говорю как ожиревшая власть за решеткой – заместитель министра культуры», - осадила крикуна Лариса Сорокина.
«Знаю, что это за заместители министра, которые учились со мной», - крикнул Дмитрий Чернышевский и покинул заседание Общественной палаты, хлопнув дверью.
«Дайте этому товарищу, который тут нахамил, почитать Ломоносова, который писал, что Россия настолько мощная, она требует к себе уважения и величия, коим является искусство», - прокомментировал это Анатолий Учаев.
По итогам совещания было решено, что окончательное решение по тому, как будет выглядеть памятник, должны принять художники, но они обязаны учитывать при этом мнение общественности.