Отвернулись от Волги?

Оценить
Техническое большинство отклонило проект планировки новой саратовской набережной на публичных слушаниях

Саратов, несмотря на то, что стоит на Волге, этой самой Волгой обделен. Двадцать шесть километров береговой линии, из которых километр с небольшим – набережная, и ни одного метра пляжа. И тут такой мощный проект, одним махом решающий проблему доступа саратовцев к великой реке, и всё равно – по протоколу публичных слушаний, состоявшихся 2 декабря, 105 голосов «против» принятия этого проекта (95 – «за»). Почему?

Там новый пляж, там хипстер бродит

– Основная задача проекта – развернуть Саратов лицом к Волге, – сразу заметил начальник отдела перспективного градорегулирования администрации Саратова Алексей Шушарин.

Исторически сложилось, что в нашем городе вдоль берега размещаются в основном промышленные предприятия, склады, грузовые и пассажирские пристани и причалы. То есть хозяйственные постройки, которые в любой деревне предпочитают вынести «на «зады». И это проблема. И даже не потому, что пассажирам проходящих мимо Саратова пароходов видно городское «исподнее», а скорее из-за того, что большая часть саратовцев – это волжане без Волги. Потому что нам на большей части береговой линии, находящейся в черте города, выход к берегу перекрыт.

И вот на радость саратовцам в «Саратовгражданпроекте» родилось решение этой проблемы: продлить набережную до улицы Заводской (где в будущем планируются новая развязка и мостовой переход на левый берег через остров Казачий), расширить ее, пробить заново спуски к Волге от улицы Чернышевского до набережной, постепенно вывести с этой территории большую часть промышленных предприятий, складских зданий, а также вывести из эксплуатации и разобрать железнодорожные пути (вдоль Волги работает одна ветка, обслуживающая восемь промышленных предприятий). И конечно, проектом предусмотрена намывка городского пляжа на правом берегу Волги от Провиантской до 2-й Садовой.

Но чтобы было понятно, за проектирование новой набережной взялись не потому, что саратовцам хочется быть ближе к Волге, а потому, что Волга желает быть ближе к саратовцам. Генеральный план города, утвержденный в 2008 году, предусматривает укрепление берега Волгоградского водохранилища в районе Саратова. Первые берегоукрепительные сооружения были построены еще в 50–60-х годах, одновременно со строительством Волгоградского водохранилища. С тех пор их никто ни разу не ремонтировал, а вода, которая камень точит, доедает остатки этих сооружений, что грозит городу неприятностями. А раз надо неприятности убирать, то почему бы и приятностей не добавить? Выстроить фасад там, где раньше были «зады», устроить для саратовцев настоящую рекреационную зону вдоль Волги. Красота!

Проблема в том, что новый проект, – и об этом рассказала представитель проектной организации Татьяна Волгина, – связан с изменением красных линий. Эти линии, отграничивающие территории общего пользования, если проект будет утвержден, пройдут прямо по зданиям и сооружениям, принадлежащим саратовским предприятиям.

Баланс интересов

«В представленном проекте планировки территории нарушен порядок формирования красных линий, поскольку не учтена существующая застройка», – сказано в отзыве ПАО «Т Плюс» на проект планировки новой набережной. Существующая застройка это, например, земельный участок, занятый ПТК «Саратовская ГРЭС» – предприятия, дающего городу тепло и электроэнергию.

– В прошлом году на коллегии вашей организацией было заявлено, что перемычка между ТЭЦ-2 и ТЭЦ-5 полностью обеспечит тепловую нагрузку Саратова, и необходимость подавать теплоноситель через СарГРЭС пропадет, – удивлялся заместитель главы администрации города Саратова по градостроительству и архитектуре Андрей Гнусин на возражения представительницы ПАО «Т Плюс» Людмилы Белоусовой. – Было заявлено под протокол, что в 2017 году начнется подготовка к ее отключению, а в 2018-м она свою деятельность прекратит.

– Функция СарГРЭС, касающаяся трансформации, передачи и распределения энергии, никоим образом не меняется, – возразила Белоусова. – Это я тоже хотела бы заявить под протокол.

Впрочем, тут у администрации тоже есть какое-то свое решение, которое Андрей Гнусин изложил не очень внятно: дескать, новый генплан Саратова, разработанный в Москве, включает в себя все инженерные сети города. И в этом документе на эти вопросы тоже есть ответ.

А что до красных линий, то те, что предусмотрены в проекте новой набережной, – это линии на далекую перспективу. Способ заранее «застолбить» место под территории общего пользования. Не беда, что сейчас они пройдут прямо по вашему входному крыльцу или поделят участок, на котором вы работаете, пополам. Пока никто не собирается выгонять бизнес с насиженных мест. Но вот любую реконструкцию или новое строительство нужно будет вести с учетом новых условий.

– Некоторые промышленные территории давно не используются по прямому назначению, стоят полупустые за глухими заборами, а помещения у них арендуются мелкими предпринимателями, тогда так юридически они всё еще считаются крупными промпредприятиями, – объясняла это решение Татьяна Волгина, представляя проект планировки новой набережной.

Что до демонтажа железнодорожной ветки, которая в последние годы используется слабо, то предпринимателям, всё еще пользующимся ее услугами, надо просто смириться с новыми условиями. В конце концов, тут нужен баланс частных и общественных интересов.

С этим посылом трудно не согласиться – условия жизни меняются каждый день. А лучше выживает тот бизнес, который быстрее к ним приспосабливается, да еще и с выгодой для себя. В нашей стране понимать, что именно тебя ждет в ближайшей или даже в среднесрочной перспективе, – это дорогого стоит. А когда город пытаются сделать не просто местом, где надо работать, а в котором еще и жить приятно, это хорошо. Тем более что в Саратове это так редко бывает.

Но тут выяснилось, что простые горожане тоже, в общем-то, против такого прекрасного проекта новой набережной.

Складно было на бумаге

Вопросы сыпались один за другим.

– Где будет парковка в районе нового пляжа и сколько там будет парковочных мест? – вопрошал руководитель регионального общественного движения «Жить здесь!» Александр Ермишин.

Достаточно вспомнить, что творится на парковке у солярия в Затоне в жаркие летние дни, чтобы понять, насколько уместен этот вопрос. В конце концов, пляж – это ведь для всех саратовцев, а не только для тех, кто живет от него в пешей доступности.

Но увы. В перспективе парковки план новой набережной не предусмотрел. Какое-то время функцию автонакопителя может выполнять платная стоянка, что сейчас располагается между улицами Провиантской и Вольской. Но потом ее ликвидируют, а на ее месте будет сквер.

– В перспективе устройство набережной предусматривает достаточно большие озелененные территории, благоприятные для пеших прогулок, – оправдывался Шушарин. – В приоритете интересы жителей центральной части города, не автолюбителей.

– Это что, Чернышевского, значит, совсем встанет? – спросили из зала.

– Напротив, новым планом предусмотрен дублер улицы Чернышевского, – возразил Гнусин.

Дублер планируется по верхнему ярусу новой набережной. На предложение движения «Жить здесь!» зарезервировать дублер под общественный транспорт большой вместимости, лучше всего под троллейбус, было сказано, что рано резервировать еще не построенный дублер. Точно так же рано и невозможно резервировать места под школы и детские сады на территориях действующих промышленных предприятий. А строительства новых школ, например, проект планировки новой набережной не предполагает вообще.

– Уважаемые, у вас дети есть? – недоумевал Ермишин. – Вы понимаете, что это будут многоэтажные дома, в которых будут жить семьи с детьми? А детям негде будет учиться, это в проекте не заложено. Существующие школы не смогут принять всех, они уже сейчас заполнены по максимуму.

Жительница одного из домов по улице Чернышевского (она не представилась) первым делом поинтересовалась сроками реализации проекта.

– Будет зависеть от федерального финансирования, – заметил Гнусин. – Но речь идет не об одном десятке лет. Это процесс небыстрый.

– Вот у вас там везде такие красивые зеленые зоны нарисованы, – пошла в атаку жительница будущего рая. – Но вот был у нас сквер на Большой Садовой и Чернышевского. Сначала там изменили зонирование участка, вон там, у вас на карте, розовым цветом помечено. Сдали землю в аренду якобы под автостоянку. И что в итоге? Там на самом деле возводится объект капитального строительства! И мы никак не можем добиться, чтобы оттуда это всё убрали. Какие зеленые зоны будут через 50 лет, если их уже сейчас застраивают? Или территория улешовской нефтебазы, которую тоже всю планируется застроить высотными домами. А там должна была быть малоэтажная застройка и спортивный комплекс. Да через полвека людям дышать будет нечем на этой вашей новой набережной.

Кроме того, в этот план попадает и наше самое любимое: около десятка объектов культурного наследия, в том числе федерального значения. И как с ними обойдутся в результате реализации большого плана, тоже непонятно. А в числе этих объектов, например, знаменитая мельница Шмидта, сегодня надежно укрытая от саратовцев глухим забором.

Еще жителей города интересовал вопрос коллектора, проходящего под улицей Провиантской, но только с ним и с размещением лодочных баз вопрос хоть как-то решен. Для несчастных лодочников был зарезервирован участок в районе Юриша, и в следующем году, по словам Андрея Гнусина, там уже начнется строительство лодочных гаражей. А проектная документация по благоустройству пляжа решает проблему коллектора.

После часа обсуждений и вопросов Андрей Гнусин объявил голосование. Как уже сказано выше, техническое большинство с перевесом в десять голосов проголосовало против проекта. Однако к процедуре подсчета голосов снова остались большие претензии. Визуально было видно, что перевес у противников проекта планировки новой набережной гораздо больше, чем десять голосов. Впрочем, процедуру подсчета оставим на совести чиновников городской администрации.

Тем более что мнение участников публичных слушаний носит рекомендательный характер. Утверждать или не утверждать проект планировки территорий будет глава города Валерий Сараев. А судя по тому, как он в понедельник утром хвалился на постоянно действующем совещании, что Саратов получит от федерального центра 500 миллионов рублей на благоустройство, на которые будут отремонтированы скверы и фонтаны, а также обустроен саратовский пляж и завершено строительство третьей очереди набережной, решение будет принято в пользу проекта.


[кстати сказать]

Денис Жабкин, блогер, краевед:

ПОЛУЧИМ БОЛЬШУЮ ПРОБКУ

Я голосовал против проекта, потому что он предполагает высотную застройку безо всякой инфраструктуры. Самарская набережная, например, широкая. А наша будет узкая. Да еще и с автодорогой. Чернышевского тоже не расширить никак. В результате реализации этого проекта город получит одну сплошную пробку.

Александр Ермишин, руководитель общественного движения «Жить здесь!»:

ЧЕТКИХ ОТВЕТОВ НА ИМЕЮЩИЕСЯ ВОПРОСЫ НЕ ПРОЗВУЧАЛО

Вопросов к проекту огромное количество, мы сформулировали только шесть, а удовлетворительный ответ получили всего на один: стоянка маломерных судов в районе пляжа нарисована только для красоты либо будет использоваться только для временного размещения в летнее время. Соответственно, никакой инфраструктуры для этого на берегу не требуется. Если бы так же четко и ясно прозвучали ответы на остальные вопросы, то у меня не было бы причин голосовать против! Но четких ответов не прозвучало.

Лично я не лукавил, когда говорил, что принимаю решение вот непосредственно сейчас, задавая вопросы, слушая ответы, а также анализируя аргументацию других выступающих.

В этом смысле беспокойство работников предприятий, расположенных вдоль Волги на данном участке, мне совершенно понятно. Но это не имеет отношения к конкретному проекту, а говорит лишь о том, что инициаторы всего этого не озаботились разъяснением своей позиции, куда они планируют предприятия перенести, как трудоустроить людей и т.д.