Встречи роковые и не очень
Все ключевые культурные события минувшей недели в Саратове так или иначе были связаны с именем нашего земляка Евгения Миронова, который 29 ноября отметил юбилей – 50-летие. Разумеется, и мы не могли обойти вниманием эти мероприятия. Например, материал об открытии мемориальных досок великим театральным педагогам Валентине Ермаковой и Александру Галко ищите на третьей полосе газеты. Здесь же мы расскажем о других событиях, связанных с Евгением Витальевичем. И не только с ним.
Давайте определимся с понятиями
Во вторник и среду с саратовскими любителями поэзии встречался француз Патрик Бинар, более известный под псевдонимом Pilot le Hot. Привез арт-директора Slam Productions, международного консультанта Французской Федерации поэтического слэма «Альянс Франсез». Кстати, это уже второй визит за осень известных поэтов из Франции – 18 сентября в Саратове выступал Шарль Пеннекен. По забавному стечению обстоятельств, он тоже известен именно по слэмам. Понятие «поэтический слэм» совершенно по-разному воспринимают в России и во Франции. Если у нас это турнир поэтов на выбывание с выявлением победителя, то на родине шампанского слэм скорее напоминает обычный поэтический вечер, где есть главный выступающий и еще несколько счастливчиков, которым доведется почитать по одному стиху. Кого зрители выберут победителем, тот сможет прочитать что-то еще. Во всяком случае, так объяснял суть слэма сам Pilot le Hot в среду в областной научной библиотеке в ходе мастер-класса. В России такой формат скорее напоминает «свободные микрофоны». А вот нашу слэм-версию француз, подумав немного, назвал чересчур сложной.
В строгом смысле слова, мероприятие в библиотеке нельзя было назвать мастер-классом. Скорее это был рассказ о своей деятельности: Патрик с присущей ему иронией говорил о том, что хотел стать музыкантом, но в нем видели только поэта, что он, в конце концов, решился организовывать поэтические слэмы, и дело пошло. А еще что он ездит по всему свету, и публика благодарна ему за это. Но особенно благодарны те, кто и не рассчитывал никогда выйти на сцену. Например, одна девочка из Мадагаскара, которую земляки считали чуть ли не сумасшедшей. При этом Pilot le Hot принципиально старается дать возможность выступить сильному поэту, середнячку и графоману – для чистоты эксперимента и, видимо, толерантности ради.
Однако повествование Бинара неожиданно превратилось в реальный мастер-класс, когда пошли вопросы о том, на какие деньги он организует все свои мероприятия. И тут выяснилось, что слэмы Патрик проводит, конечно, не на голом энтузиазме – ему финансово помогает французский минкульт. У них имеется свой интерес: Pilot le Hot устраивает слэмы не только на взрослом уровне, но и для школьников. По словам Патрика, ничто так не воодушевляет детей, как возможность посоревноваться и доказать, что ты лучший. Правда, и правительственных денег ему бы не хватило, если еще до мирового финансового кризиса он бы выгодно не вложился в создание поэтического кафе, которое, судя по всему, очень серьезно ему помогает. Чем не повод задуматься отечественным поэтам над тем, как продвигать искусство в массы?
Евгений и Евгений
1 декабря Евгений Миронов с коллегами сыграли благотворительный концерт «Евгений Онегин». Деньги от продажи билетов пойдут в благотворительный фонд «Артист», помогающий нуждающимся ветеранам искусства. Учредитель фонда, актриса Мария Миронова рассказала на пресс-конференции, что с прошлого года фонд начал работать с Саратовом, и на данный момент они помогли 72 нашим землякам. По словам Евгения Миронова, удручающая ситуация с артистами является наследием Советского Союза и происходит из-за отсутствия грамотных актерских профсоюзов. Ситуацию с режиссером Татьяной Лиозновой он назвал позорной: «Она получала президентский грант. Какой грант? Если бы она получала хотя бы маленький процент с тех показов на ТВ, которые ежегодно идут, у нее был бы дворец, как у олигархов».
Авангард Леонтьев больше говорил о юбиляре: «Необязательно всё оставлять на день похорон. У вас есть много кем гордиться на саратовской земле, но Евгений Миронов – это же ваш человек абсолютно. Он здесь вырос, сформирован, он такой блистательный, развился, себя развивает, других развивает. Это неутихающая жажда обновления и творчества. Женя на другом полюсе от актерских грехов – зазнайства, гордости, перетягивания на себя одеяла». Когда Миронов попросил говорить о Пушкине, Авангард возразил: «Что о Пушкине? Пушкин такая же прелесть, как и ты».
Кстати, по словам самого Миронова, полгода назад ему предложили отметить юбилей в знаменитом «Crocus City Hall», и даже Басков уже дал предварительное согласие выступить. «На секунду я себе представил, конечно, – мечтательно рассказывал Евгений Витальевич. – Но как можно променять Саратов на «Крокус»?». На вопрос о том, какие чувства у артиста вызвало присвоение звания «Почетный гражданин Саратовской области», Миронов снова отшутился, что, по идее, должен носить, как и все награды, на халате, например, на банном, но потом скромно заметил, что, наверное, пока не заслужил.
Музей в цветах
В пятницу, 2 декабря, в Радищевском музее открылась выставка «Роковая встреча. Ван Гог и Гоген», на которой представлены литографии и ксилографии работ художников времен их знакомства в 1888 году, а также несколько работ, выходящих за эти временные рамки. Художники непродолжительное время пытались работать вместе, но вскоре их творческий союз рухнул – слишком уж не совпадали по характеру гении. Всё чуть не окончилось трагедией: Ван Гог набросился с бритвой на Гогена, но французу удалось остановить голландца. Именно после этого случая Винсент и отрезал себе мочку уха. Гоген же уехал от него, не попрощавшись. Не вдаваясь в событийные подробности конфликта и его кровавого разрешения, именно обо всем этом и рассказывал арт-директор московской компании «Артгид» Александр Щеляков, представивший проект в Саратове. Надо заметить, что именно в нашем городе состоялась презентация работ, выполненных в США в 1948–1952 годы. Также Щеляков анонсировал следующую выставку – она будет посвящена эротическим картинам Пабло Пикассо. Но это будет уже в следующем году.