Каждый ход хуже предыдущего
Правительство Саратовской области передало проект бюджета 2017 года депутатам регионального парламента. Через несколько дней они проголосуют за эту финансовую заготовку сразу в двух чтениях, и проект станет документом. Но этот акт превращения – всего лишь формальность. Уже на публичных слушаниях никто не просил добавить денег на расходы – ни министры, ни общественники. Потому что у всех было ясное понимание, что от областных телодвижений уже мало чего зависит. «Наш единственный выход – федеральный центр», – набравшись смелости, характеризует ситуацию думский аксакал, председатель бюджетного комитета областной думы Николай Семенец. Но таких, как мы, у федерального центра много. Да и не первое дело сейчас у Москвы – нищета российских регионов.
Бедная родина Володина
За федеральный центр как за последнюю соломинку готовы ухватиться многие. Причем объективный фактор, почему Москва может помогать именно Саратовской области, всего один – наш земляк, нынешний председатель Госдумы Вячеслав Володин. Ничем другим особенным мы перед федеральным центром не засветились.
Мы не Калуга, потому что не стали магнитом для частных зарубежных инвесторов. Мы не Татарстан, потому что не умеем вести гибкую управленческую игру с экономикой и политическую – с Кремлем. Мы не Самара, где то уходит в кому, то выходит из нее гигант советской автомобильной промышленности. Мы не Чечня, для лидера которой его слово последнее, а какой-то там российский министр финансов Силуанов, если этого не поймет, то потом горько раскается.
Если посмотреть на Саратовскую область издалека и отстраненно, то, прямо скажем, жалкое мы собой представляем зрелище. Наши руководители набрали выше крыши социальных обязательств, которые теперь вынуждены выполнять, напрягаясь из последних сил. (Мы входим в десятку регионов с самым большим рукотворным государственным долгом.)
Наших маленьких бюджетных доходов не хватает на наше большое население. Мы не только в ПФО, а во всей России чуть ли не первые с конца по бюджетной обеспеченности. И при этом, если разложить население в демографическую картинку, она получится очень грустной. Большинство у нас составляют старые и малые – то есть уже нетрудоспособные или еще не работающие люди. Если следовать федеральным директивам буквально, то картинка эта скоро станет еще отчетливее.
Цинично, конечно, так рассуждать, но чем дольше будут жить старики в Саратовской области, тем их будет становиться больше. А чем больше голодных ртов, в которые требуется что-то отщипнуть из областного бюджета, тем меньше денег остается на толчок экономике. Пока мы не построим новые дороги, она не заиграет новыми красками. Но мы их в последние годы строим практически только на федеральные деньги. Своих нет. Знаете, почему? Почти 20 миллиардов рублей из собственных доходов приходится тратить на материальную поддержку ветеранов труда Саратовской области, тружеников тыла, реабилитированных, инвалидов, многодетных семей, безработных, специалистов, уехавших работать на село, и много кого еще, что зашифрованы в бюджетных росписях как «остальные категории».
На обустройство дорог в Саратовской области в лучшем случае тратится 3–4 миллиарда рублей. В следующем году ждем от Федерации в два раза больше. А если плюсом к этим миллиардам пускать ежегодно 20, которые вынуждены тратить на бедных и сирых? Нет, я не призываю разменять людей на современные шикарные автобаны. Я просто хочу заострить внимание на уродливости ныне действующих межбюджетных отношений.
Пенсии и пособия у нас назначаются и регулируются федеральными законами. А ответственность за то, чтобы люди могли на эти деньги прожить, не опухнув с голода, возложена на региональную власть. Если губернатор и областные депутаты точно знают, что всякие социальные волнения бедных людей на площадях будут считаться их виной, они, без сомнения, выберут оплату социальных публичных обязательств, а не строительство новых дорог.
Два главных источника могут и пересохнуть
В финансовом выражении материальная поддержка различных социальных групп равняется общему объему доходов от налога на доходы физических лиц. Являясь главным налогом для доходной части областного бюджета, НДФЛ может меняться в зависимости от общего объема выдаваемых на территории области зарплат. В последние два года, если верить статистике от налоговой инспекции, поступления НДФЛ остаются примерно на одном уровне, даже несмотря на то, что в каждом районе есть своя комиссия по выводу зарплат из серой зоны. Данный факт можно объяснить только тем, что не каждый бизнес имеет такой запас прочности, чтобы сдаться налоговой инспекции с потрохами и выжить.
С какой интенсивностью предприятия в Саратовской области будут умирать – никому не известно. Зато известно, что главных налогоплательщиков, которые, скорее всего, в любые времена будут себя чувствовать живее всех живых, в регионе всего десять – Газпром, РЖД, атомная станция, Лукойл, МРСК Волги, Апатит, НПЗ, Саратовская ГЭС, табачная фабрика, Транснефть. И на их долю приходится около 22% собираемых налогов. Если эта доля вдруг начнет расти, значит, «остальные налогоплательщики» чувствуют себя паршиво.
Такое развитие ситуации очень даже возможно. Областной бюджет 2017 года верстается с оговорками о неблагоприятной экономической конъюнктуре, которая может привести к замедлению темпов роста доходов.
Вторым важным источником доходной части бюджета в Саратовской области является налог на прибыль предприятий. В 2016 году правительство ожидает собрать по этому налогу почти 22 млрд рублей. В самых смелых планах 2017 года рассчитывают менее чем на 18 млрд рублей. Сетуют, что правительство РФ откусывает у регионов от этого налога 1% в свою пользу. Но 1 потерянный таким образом процент, по словам нашего саратовского министра финансов Александра Выскребенцева, составляет менее миллиарда рублей. Значит, остальная разница между значениями нынешнего и следующего года закладывается на убытки предприятий?
По всем доходным источникам, кроме двух основных, заложен значительный рост. Объективные критерии этого роста учитывают повышение ставок, но наряду с этим полностью игнорируется платежеспособность и юридических, и физических лиц. До такой степени, что в правительстве области ставится, например, амбициозная задача – почти вдвое увеличить сбор штрафов за нарушение правил дорожного движения с помощью средств видеофиксации. В планах записан миллиард рублей, но в уме чиновники правительства держат аж полтора миллиарда!
Налог на доходы физических лиц может соскочить с заветной цифры по множеству причин. Дело в том, что министерство экономического развития области, прогнозируя налогооблагаемую базу, всегда страхует себя рассуждениями о том, что в бюджетной сфере рост будет безусловно, потому что придется выполнять указы президента, привязавшие зарплаты медиков и учителей к средней зарплате по области. Сейчас она составляет около 24 тысяч рублей. Но если предприятия будут вынуждены переводить своих сотрудников на неполный рабочий день, она может начать уменьшаться, и тогда бюджетникам не придется повышать заработную плату. С одной стороны, такое положение дел сократит бюджетные расходы, но с другой-то стороны – общий объем подоходного налога поползет вниз, скукоживая доходную часть.
[кстати сказать] Стучите – и вам построят Обеспокоенность должна граничить с социальной напряженностью За недоремонт дорог в Саратовской области пока не сажают. Но активность граждан, которые пошли отстаивать свои права на хорошие автотрассы в суд, уже начинает отражаться в бюджетных расходах. Так, по словам первого заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Сергея Плешакова, часть дорог, назначенных к ремонту в 2017 году, попала в список из-за судебных решений, предписывающих правительству области привести их в нормативное состояние, а часть – после настойчивых обращений большого числа жителей и автомобилистов в органы власти. 910 млн рублей, выделяемых на капитальный ремонт дорог, распределяются на 10 км дороги Балашов–Ртищево в Аркадакском районе, 5 км в Самойловском районе, участок дороги между Балаковом и Духовницким, два участка в Балашовском и Романовском районах, на обеспечение связи Ртищевского района с Пензенской областью. Строительство транспортной развязки на Стрелке пока не набрало критического числа голосов жителей города Саратова. Транспортная развязка около НИИ-28 с выходом на 50 лет Октября – тоже. Тут работы отложены как минимум до 2020 года. В этот же дальний список отложены транспортная развязка в районе Детского парка, развязка на Колхозной площади, путепровод через железную дорогу на Новоастраханском шоссе, путепровод на дороге Елшанка – Песчаный Умет, путепровод на дороге Саратов – Красный Текстильщик. |
Чур, чур нас от Эллиота
В ожидании помощи от федерального центра чиновники правительства Саратовской области выглядят очень уязвимо. Как Ассоль, которая, вопреки всякой логике, ждет появления алых парусов на горизонте, ну или как беспечные люди, забывшие давнюю русскую пословицу про то, что лучше рассчитывать на синицу в руке, чем на журавля в небе. Уже на всех экспертных уровнях сказано и пересказано, что помощь федерального центра регионам будет только сокращаться из-за того, что у государства есть более серьезные приоритеты. Уже цифры федерального бюджета подтверждают эти злопыхательские экспертные прогнозы. В Саратовскую область обещали прислать 11,5 млрд рублей трансфертами вместо почти 23 млрд, которыми область облагодетельствовали в нынешнем году. Уже наш министр Александр Выскребенцев не раз объявил, что по новым условиям дополнительная помощь регионам ограничена 30-процентной добавкой. Уже все усвоили, что чтобы получить эту помощь, нужно четко выполнить план мероприятий, разработанный для региона минфином РФ. А иначе у нас отберут и те бюджетные кредиты, которые успели выдать и которые нам пока удается пролонгировать, получая новые и тут же закрывая ими старые.
Но наши чиновники продолжают свято верить, что всё обойдется. Что на нарушения закроют глаза, наказания спустят на тормозах и в конце концов обнимут и, погладив по головке, дадут конфетку. Не дадут. Цены на нефть и не думают взмывать вверх, а именно они являются основным источником пополнения федерального бюджета. Одной этой причины достаточно, чтобы осознать, что федеральный бюджет тоже испытывает трудности. Уже в декабре Сбербанк может начать размещать гособлигации среди своих клиентов. А если вдруг сбудутся прогнозы самых отпетых экспертов, вангующих на теории Эллиота, то нефть уже через несколько месяцев будет торговаться по 26 долларов за баррель, а потом и по 10...
Экспертам не надо держать ответ за разрушенный бюджет. И они могут осмелиться говорить, что доходы бюджета в 2017 году могут откатиться к доходам бюджета в 2005 и даже в 2000 году.
Знаете, сколько составлял областной бюджет в 2005 году? Меньше 20 миллиардов рублей! Вернувшись в такую доходную часть, правительство поставит крест на выплатах социально уязвимым группам населения. Потому что в областном бюджете на 2017 год есть статьи, гораздо важнее этой самой важной: содержание государственного аппарата, задолженность коммерческим банкам, функционирование школ, больниц и детских садов, автодороги между населенными пунктами.
[кстати сказать] Бездефицитный бюджет это плохо Не вышли из кризиса, обстоятельства вынудили Когда вам говорят, что область вышла на бездефицитный бюджет, в этом нет ничего хорошего. Нас на эту прямую вывели принудительно. Областной бюджет Саратовской области может быть только бездефицитным из-за ограничений, установленных соглашением с минфином РФ. Размер по доходам и расходам запланирован на 2017 год в объеме 69260 млн рублей. Это на 10300 млн меньше, чем доходная часть 2016 года. Снижать расходы придется не только в 2017 году. На 2018 и на 2019 год будут действовать те же ограничения – расходная часть бюджета не может превышать доходную. Финансировать расхождения между ними за счет банковских заимствований нам запретили. Если вы будете слышать, что правительство берет в долг у коммерческих банков, то значит, ему нечем расплачиваться за предыдущие кредиты. И фактически это означает, что оно закрывает один кредит другим. Так делать пока можно. |
Главные доходные источники областного бюджета Саратовской области в 2017 году (млн руб.)
Налог на прибыль организаций | 17709 |
Налог на доходы физических лиц | 19746 |
Акцизы | 4242 |
Налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения | 3092 |
Налог на имущество организаций | 9023 |
Транспортный налог | 2208 |
Штрафы | 1018 |
Сами были с усами
Министерство финансов РФ, проверив сбалансированность нашего бюджета, предписало сделать множество льгот для уязвимых групп населения адресными. От правительства области требуется выделить среди них самых-самых бедных, установив критерий нуждаемости. Группы эти на самом деле очень обширные. Они нарабатывались в основном с 2005 года. Одни – в соответствии с федеральным законодательством (например, на региональные власти была возложена материальная ответственность за создание благоприятных условий пострадавшим от политических репрессий), другие – ради подъема своего рейтинга в глазах голосующего населения. К последним можно смело отнести новаторское на то время решение практически всех пенсионеров, отработавших определенное количество лет, сделать ветеранами труда Саратовской области, приравняв их по льготам к ветеранам труда российского уровня, льготы которых оплачиваются из федерального бюджета.
Число получателей льгот, если верить данным бюджета для граждан, на 2017 год составляет 2047720 человек! 270 миллионов рублей будет истрачено только на зубные протезы для ветеранов труда, ветеранов военной службы, труженикам тыла и реабилитированным после политических репрессий. В бюджет под эту помощь заложены осчастливленные государством 23430 человек. Почти миллиард рублей заложено на льготный проезд на общественном транспорте 768 тысяч человек. К 2 миллиардам рублей приближаются выплаты по законам Саратовской области об оплате жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам труда, ветеранам государственной службы (есть и такие!) и лицам, пострадавшим от политических репрессий. 552 миллиона рублей заплатят семьям погибших военнослужащих, сотрудников милиции и полиции.
Структура расходов областного бюджета по видам расходов на 2017 год |
Большинство из этих бюджетных выплат носят заявительный характер. И число претендентов на них, в принципе, наверное, может увеличиться. Или уменьшиться. Потому что, если почитать этот список внимательно, то не все цифры сходятся. Например, выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получают 3935 лиц, пострадавших от политических репрессий. А когда речь идет об оплате телефона за счет денег государства, то таких лиц уже 5531. Ежемесячную денежную выплату от правительства области получают уже 14700 реабилитированных. И при этом они умирают со средней скоростью 760 человек в год, потому что такому их числу оплачиваются похороны.
В общем, если в этой росписи льгот сами чиновники регионального правительства не наведут порядок, это их всё равно заставят сделать старшие товарищи из российского минфина, которые пристально следят за 14 российскими регионами с чрезмерной долговой нагрузкой. Потому что российскому минфину на самом деле плевать, из каких благих побуждений губернаторы одалживались в коммерческих банках.
Графический материал взят со страницы «Бюджет для граждан», таблица построена на расчетах минфина.
[кстати сказать] Умные учатся на чужих ошибках Астраханцы отстояли свое право на льготы массовыми сборищами На минувшей неделе на акцию протеста к зданию астраханского парламента пришли несколько сотен человек. Об этом людском недовольстве действиями властей вряд ли рассказали на российском телевидении, но зато был сделан сюжет на Би-би-си. Через несколько часов бойкота здания областной думы люди запели революционную песню «На бой кровавый, святой и правый, марш, марш вперед, рабочий народ». Говорят, получилось нестройно, но лиха беда начало. Протесты жителей спровоцировал проект «Социального кодекса» , который был вынесен чиновниками на суд депутатов. Документ с этим названием предусматривал переход к адресному оказанию социальной помощи, чтобы региональный бюджет мог сэкономить около миллиарда рублей. Аналогичные «Социальному кодексу» документы уже приняты в Санкт-Петербурге, Белгородской, Липецкой и Волгоградской областях, хотя в Волгограде региональные власти тоже столкнулись с активным противодействием. Проголосовать за кодекс астраханских депутатов призывал представитель губернатора в парламенте. Присутствовавший на заседании депутат Госдумы от «Единой России» убеждал народных избранников, что «созрела такая ситуация» и нужно помогать тем людям, «которым сейчас действительно тяжело». Но региональные депутаты не приняли губернаторский законопроект. За него проголосовали 28 человек из необходимых для подтверждения 30. Документ решили подредактировать и в новой редакции внести на следующее заседание думы. Интересно, сумеют ли астраханцы отстоять перед региональной властью свое право на государственную помощь, которой было не жалко, когда в бюджете было много денег, но от которой решили отказаться в условиях кризиса? |