Лейб-гвардия с Охотного ряда

Оценить
Новые достижения российского парламентаризма

Либеральная часть нашего общества, вместо того чтобы делом доказывать свою нужность стране на стройках народного хозяйства, предпочитает сарказм по любому поводу и даже без оного. Когда стали известны итоги выборов в Государственную думу, а также то, что ее председателем станет Вячеслав Володин, язвительные господа иронизировали: «Вот Володин наизбирал всяких, пусть попробует с ними управиться». Слова эти доказывали исключительно одно: язвительные господа плохо знают Володина.

Кина не будет?

Предыдущая дума была одновременно и страшной, и смешной. Страшной по той причине, что было принято множество людоедских законов: от закона Димы Яковлева, он же «закон подлецов», до закона о митингах, закона об НКО и «иностранных агентах»; «пакет Яровой», наконец. Всё не перечислишь. И одновременно дума в целом и отдельные депутаты стали посмешищем. Достаточно вспомнить либерал-демократа Дегтярева, искавшего изображение «фаллоса» на сторублевках. Или единоросса Евгения Федорова, до сих пор играющего в партизана на оккупированных территориях. Он, например, предлагал законопроект о запрете операций в валюте. Планировалось не только запретить российским компаниям операции в долларах США и евро на территории России, но и брать кредиты в валютах. А борец за нравственность коммунист Иван Никитчук хотел запретить курить женщинам моложе сорока лет.

Практически все эти граждане прошли и в нынешний состав нашего парламента. Заодно к ним добавились такие заслуженные шоумены от политики, как Виталий Милонов и Геннадий Онищенко. Словом, как говорят в сети, оставалось запастись попкорном и ждать продолжения шоу. Поначалу так и казалось. Милонов предложил обрядить депутатов в форменные сюртуки. Онищенко выступил за замену мягких кресел на твердые скамьи, дабы циркуляция крови в депутатских ягодицах стимулировала их умственную активность. Но дальше – тишина. Думские юмористы умолкли. Последний всплеск идиотизма – это попытка депутатки Натальи Поклонской затеять преследование фильма «Матильда» и его режиссера Алексея Учителя. Обратите внимание: кто-то невидимый прервал эту песню на полуслове. Но мы можем догадываться, кто этот невидимый человек российского парламента – это его председатель Вячеслав Володин.

Рублем их, рублем!

Одновременно с запретом фонтанирования некто стал укреплять депутатскую дисциплину. Насколько я помню, сам Вячеслав Володин на эту тему не высказывался – зачем? Есть комитет по регламенту. Члены этого комитета единогласно рекомендовали принять законопроект о запрете голосования по доверенности на заседаниях комитетов, комиссий, совета думы и пленарном заседании. Председатель комитета Ольга Севастьянова считает, что это судьбоносный шаг: «На сегодняшний день для нас это решение очень важное, обязывающее депутатов не только более активно принимать участие в работе, но и максимально руководствоваться мнением избирателей при принятии решений».

Понятно, по поводу мнения избирателей она лукавит – когда это оно учитывалось? При этом мастера работы над регламентом понимали, что одними красивыми словами дело не поправишь. Потому следом было принято еще одно решение – ввести финансовую ответственность депутатов за отсутствие на пленарных заседаниях без уважительной причины – по одной шестой от зарплаты парламентария за каждый прогул. Одна шестая от депутатского оклада это, уточним, 75 тысяч рублей. То есть в три раза больше средней заработной платы по стране. Интересно, когда депутаты назначили себе такое жалованье, они тоже руководствовались мнением избирателей?

Немного придержали любителей поездок на казенных Ауди и Вольво. Устно, но строго депутатам запретили удаляться от Москвы на служебном транспорте на расстояние более 50 километров. И наконец, совсем недавно народным избранникам был нанесен настоящий удар под дых.

По инициативе Вячеслава Володина Госдума отказалась от традиции проведения новогодних корпоративов в зале заседаний. Вроде бы им рабочий график мешает: после заседания 21 декабря депутаты должны разъехаться по регионам. Сглотнув слюну и с тоской вспоминая прошлые торжества, депутаты единодушно одобрили решения своего начальника. Депутат от СР Олег Шеин, тот, что некогда голодал в Астрахани: «Это решение было принято спикером парламента Вячеславом Володиным и советом думы, и в условиях кризиса это выглядит логично»; Игорь «сынок Жириновского» Лебедев из ЛДПР: «Вячеслав Володин считает, что в нынешних условиях не нужно показывать, как депутаты гуляют, и мы это поддерживаем».

«Новое начальство думы стремится провести демаркационную линию между собой и своими предшественниками с целью избавиться от любых имиджевых остатков, которые к ним могут приклеиться, – сказала РБК политолог Екатерина Шульман.– Новое руководство хочет, чтобы дума была значимым властным органом, а не источником смешных новостей. На новогодних корпоративах депутаты или пели, или плясали, видео с этими кадрами распространялись по соцсетям, регулярно получалось какое-то позорище. Сейчас есть стремление продемонстрировать, что депутаты тяжело и серьезно работают, не пропускают ни одного заседания, сидят по много часов в пленарном зале и даже на Новый год не веселятся, а думают исключительно о законотворчестве».

Два месяца прошло после выборов, и Вячеславу Володину удалось навести в Госдуме порядок, как в образцовой воинской части вроде президентского кремлевского полка. По своему предназначению Госдума всегда была таким полком. Сейчас – и по форме.

Вегетарианцы здесь не водятся

Значит ли всё вышесказанное, что от нынешней думы вовсе не стоит ждать самодеятельности? В ее чистом виде, конечно, нет. Спонтанных инициатив, понятно, не будет, точнее – они не будут проникать в публичное пространство. Но заранее подготовленные шары катать будут (не путать с катанием шаров саратовским губернатором по пешеходной зоне). Все эти пробники не касаются экономики, только политика в чистом виде. Предложения направлены исключительно на закручивание гаек, что понятно: вегетарианцы в думе не водятся. Вот лидер «эсеров» Сергей Миронов решил покуситься на святое – на Конституцию страны, ее 13-ю статью, где написано: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Но вот бывший десантник Серега и спаситель выхухолей считает, что «у нас должна быть государственная идеология, она ни в коей мере не должна быть обязательной». Смутны слова его, чувствуется, что хочется ему единообразия, но вот выразить свои мысли словами депутат не очень смог. И еще интересно: как будет сочетаться существование как бы оппозиционных партий, том числе и мироновской, с единой идеологией?

Уже упомянутый (не к ночи будь сказано) Евгений Федоров озабочен чистотой кандидатских рядов. Нет, не о себе он беспокоится, хотя стоит – психическое здоровье этого депутата вызывает много вопросов. Об оппозиции печется. Вот что пишет о предложении Федорова Дмитрий Гудков, последний оппозиционер Госдумы прошлого созыва – в этом созыве несогласных нет.

«Если очистить его (Федорова. – Ред.) мысль от шелухи про врагов России и пятую колонну, то получим следующее: раз человек несколько раз привлекался к суду за митинги или «экстремизм», то его лишат права избираться. Причем – и вот здесь главная, как говорят юристы, новелла – неважно, был ли этот человек осужден или оправдан, достаточно самого факта привлечения. Допустим, я выступаю с трибуны перед выборами. Меня, проигнорировав закон, задерживают и везут в суд. Судья говорит полицейским: нет, он имел право, отпускайте. На следующий день – то же самое, а на третий я уже не имею права в выборах участвовать, потому что дважды привлекался. Действовал по закону, но просто был в суде».

Дальнейшая судьба этих двух новаций покажет нам, будет ли дума по-прежнему закатывать под асфальт всё живое или, может, займется чем-нибудь иным. Чем? В народ, например, пойдет.

Сутки – трое. Хождение в народ

Абсолютной уверенности, что наших депутатов рвет на малую родину, нет ни у кого. Были в прошлом созыве господа, жившие по принципу «Неделю в думском буфете, три – на пляже в Пхукете». Сейчас ситуация изменилась коренным образом. Остался только принцип «сутки – трое» – так в охранных ЧОПах работают. Только в нашем случае не дни считают, а недели. Три недели в думе – одна в регионе, который осчастливил депутатов своим голосованием. На прошлой неделе первый десант согласно новому регламенту посетил Саратов.

Первым делом московские гости встретились со своими областными коллегами и рассказали провинциалам, как тяжело им жить и работать в столице. «Я думал, будет чуть полегче в Госдуме. Но тяжело», – вздыхал бывший глава Саратова, а ныне госдеп Олег Грищенко.

Потом согласно политесу стали расспрашивать хозяев, чего бы им хотелось. Хотелось одного – больше денег. Но г-н Грищенко не обрадовал принимающую сторону: «Мы внесли поправку об изменении налогового распределения, она была отклонена. Но нам объяснили, что один процент от налогов, ставших федеральными, идет, в том числе, на поддержку регионов, – и зачем-то добавил: – Депутатский корпус стоит на поддержке интересов нашего региона».

Конечно, все всё понимали. В первую очередь, что денег нет и не будет и регионам надо держаться тут. Но и обязательные слова тоже надо было говорить. Думский аксакал Николай Семенец сделал вид, что обрадован:

«Один процент... Он греет. Хотелось бы, конечно, чтобы при выделении средств учитывали положение регионов. Просим оказать поддержку нашему региону».

Под положением регионов Николай Яковлевич, вероятно, имел в виду колоссальные долги нашей области. Но оптимизма г-н Семенец не терял: «Теперь у меня есть новый законопроект. Предлагается 70 процентов сборов отдавать Федерации, а 30 – оставлять региону. (По всей видимости, речь идет об акцизных сборах. – Ред.) Мы просим, чтобы кто-то из вас представлял его в Госдуме». История умалчивает о том, кто согласился стать проводником революционных идей саратовского депутата в Государственной думе.

Очень многое на этой встрече напоминало известную картину – встречу властных бюрократов с меньшими братьями. Вот Леонид Писной долго и аргументировано говорил о трудностях в реализации программы капитального ремонта, об агонии программы строительства жилья для молодых семей. И что? Госдеп Михаил Исаев (это бывший наш сенатор) обещал изучить вопрос. Прекрасная бюрократическая формула.

Была и забавная деталь: катание шаров по-саратовски стало уже федеральной проблемой. По крайней мере, глава Саратова Валерий Сараев уверил госдепов, что уже придуман способ закрепить бетонные шары на пешеходной зоне (есть у нас свои Кулибины!), и сорвал похвалу Николая Панкова.

В целом же можно сказать, что по ходу этого общения вырабатывается формула будущих встреч: местные просят – федеральные обещают. При этом все понимают, что денег нет. И не будет.


[кстати сказать]

Непримиримость оппозиции

Как же относится ко всем этим новациям наша парламентская оппозиция? Как всегда – она непримирима. Только не думайте, что свою принципиальность оппозиция показывает, отстаивая нужды народа. Какой тут народ, когда Володин покусился на святое: на право депутата ничего не делать, получая при этом немалые деньги. Как только комитет ГД по регламенту рекомендовал обязать депутатов посещать парламентские сессии, старейшины российского парламентаризма возмутились.

Возвысил свой голос в защиту обездоленных вождь пролетариата и его авангарда КПРФ Геннадий Зюганов. Его возмутило предложение, согласно которому «депутат должен сидеть привязанным к стулу и нажимать на кнопку». Страшная участь. Зюганов решил бороться: «Я сегодня разговаривал с Володиным, – заявил он на заседании своей фракции, – и сказал, что нет смысла рассматривать эти поправки, потому что они не учитывают ни сложившуюся практику, ни обстановку, которая складывается в регионах, ни опыт работы одномандатников, ни новый график. Нам предлагают только сидеть и нажимать на кнопки. Но кроме кнопок есть избиратели, которые давали наказы. Мы с этим категорически не согласны, потому что депутатов, прежде всего, касается жизнь избирателей». Не совсем понятно в части, кто и кого касается, но в целом ясно: коммунисты – за прогулы.

Осторожный во всем, кроме отношения к Конституции, Сергей Миронов тоже не стремится постоянно заседать и голосовать. «Депутат Госдумы избран населением, чтобы работать. Не нужно чрезмерно штрафовать, всех пересчитывать по головам. Есть норма, и ее надо выполнять... Если будут какие-то вопросы, есть руководители фракции, я готов нести ответственность за своих коллег, депутатов фракции, я сам разберусь, чтобы все сидели и работали», – заявил Миронов. Вот она, истинная принципиальность – не надо нас штрафовать, мы сами разберемся.

Всё, господа и товарищи. Володин сказал – будем сидеть, значит, будете сидеть. В смысле в креслах на Охотном ряду.