Сны о чем-то большем

Оценить
Как быстро летит время. Пройдет зима, весна начнется, и именно тогда наш губернатор Валерий Радаев отправится к президенту за новым сроком. Тут момент какой: полномочия Радаева истекают 5 апреля.

Как быстро летит время. Пройдет зима, весна начнется, и именно тогда наш губернатор Валерий Радаев отправится к президенту за новым сроком. Тут момент какой: полномочия Радаева истекают 5 апреля. А выборы традиционно назначены на третье воскресенье сентября. В будущем году это будет 17-е число. Чтобы на этот период – между апрелем и сентябрем – область не осталась без начальства, Путин назначит Валерия Васильевича временно исполняющим обязанности. Или не назначит. Тогда будет совсем другая история. Но мы, собственно, о том, что можно уже подводить некоторые итоги его правления. Предварительные итоги, как некогда назвал свой роман Юрий Трифонов.

Ну что можно сказать? Лидером федерального округа, страны и Европы мы за это время явно не стали. Ни по одному направлению. Но и глубоко не скатились, примерно на ту же глубину кризиса, что и вся страна, может, по некоторым направлениям ниже. Но не утонули же. Социальная стабильность у нас сохраняется все эти годы. Любые выборы, которые прошли за это время, привели к уверенному успеху партии власти и ее представителей. Иногда успехи эти были очень заметны, как, например, сто с лишним участков с одинаковыми для всех партий результатами. Но никого не наказали, это же Саратовская область, и здесь свои выборные технологии. Ну, что еще сделано? Мост отремонтировали; специалисты, правда, считают, что ремонт должен быть более капитальным и что основные проблемы он не устранил. И конечно, пешеходную зону открыли, как говорят, чуть ли не самую большую в Европе. Нам вообще характерна тяга к чему большому, огромному, даже прегромадному.

Аркадий Аверченко вспоминается. Его рассказ «Отец». «То была странная процессия. Впереди три человека тащили громадный четырехугольник с отверстием посередине, за ними двое несли странный точеный стержень, а сзади замыкали шествие еще два человека с каким-то подобием громадного глобуса и стеклянным матовым полушарием величиной с крышу небольшого сарайчика.

– Что это? – с тайным страхом спросила мать.

– Лампа, – весело отвечал отец.

– А я думала – тумба для афиш.

– Не правда ли, – подхватил отец, – прегромадная вещь».

Многие забыли уже, а ведь радаевская пятилетка и началась с масштабнейшего проекта: преобразования Зеленого острова в некий гибрид Куршавеля и Тенерифе. Чтобы курорт и горнолыжный был, и летний, и канатные дороги, и прочее, прочее, прочее. Предполагаемый инвестор, переполошив местную публику, потом тихо исчез. Только газетные страницы и интернет, в котором ничего не пропадает, оставили нам свидетельства полной поддержки этого фантастического проекта именитыми саратовцами. Но ведь и еще один такой проект был, менее заметный. Спасибо коллегам из «Нашей версии», напомнили. Был то проект строительства аквапарка в Энгельсе: сам аквапарк, выставочный комплекс с конференц-зоной, ресторан. Проект оценивался примерно в три миллиарда рублей. В общем, сами понимаете, не срослось.

Но эти фиаско не остановили тягу к гигантомании. Самая яркая иллюстрация – аэропорт в Сабуровке. Наша газета в прошлом номере, можно сказать, разобрала по косточкам этот казус, но не лишне будет напомнить, что проектировщики аэропорта и правительственные структуры, этот проект продвигавшие, исходили из того, что пассажиропоток будет равен миллиону человек. Откуда в небогатом Саратове появится столько желающих – никто не задумался, ведь и в лучшие годы потолок – пятьсот тысяч пассажиров, а в кризисные – вообще триста тысяч. И уж тем более необоснованными выглядели все мечты о том, что здесь будет хаб – международный авиационный узел. Но еще не стихли разговоры об этом конфузе, как губернатор заявляет, что завод «Русгидро», недостроенный еще, между прочим, будет «гигантом промышленности».

Хотя надо признать, что гигантомания всё же больше проявляется у нас в досуговой сфере. Вот скоро на общественных слушаниях будут обсуждать проект преобразования территории вдоль Волги – от Провиантской улицы до Заводской. Там много разных предложений. Например, намыть вдоль берега пятидесятиметровую – в ширину – полосу песка. Скажите, хоть кто-нибудь представляет, сколько будет стоить это удовольствие?

Нет, никто не спорит, было бы прекрасно, чтобы на берегу Волги стояли небоскребы, вдоль берега тянулись бы бесконечные пляжи и ласковый ветерок шевелил бы кроны пальм. Впрочем, стоп, пальмы – это откуда-то из Майами. У нас они пока не растут, а в остальном – похоже. Никто не спорит и с тем, что в нашем городе должны быть зоны отдыха. У Волги жить и в Волге не купаться – глупо. Но одновременно возникает и другой вопрос: все ли проблемы решены в нашем городе? Ответ мы прекрасно знаем: далеко не все. И получается у нас как в диалоге губернатора и жительницы Заводского района. Она ему: у нас тротуаров нет, до остановки добраться – столько же препятствий, как в игре в форте Боярд. А Радаев в ответ: зато у нас на набережной будет новый фонтан, пятьдесят метров струя – нигде поблизости такого нет. Как будто гигантские масштабы задумок и мечтаний могут затмить сегодняшние неурядицы.