Плавали. Знаем?
Во всех 85 субъектах России в минувшее воскресенье второй раз прошел Всероссийский географический диктант, организатором которого стало Русское географическое общество, основанное еще в 1845 году. В Саратове проверить свои знания по географии можно было в культурно-выставочном центре «Радуга», филиале Самарского государственного университета путей сообщения, школе № 43 и в 10-м корпусе СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Писал диктант по географии и корреспондент «Газеты Недели в Саратове».
Во-о-от такой масштаб
«В прошлом году я халатно отнеслась к диктанту. Даже не потрудилась учебники накануне открыть или в интернете что-нибудь по теме почитать. Ну и результат был соответствующий. Оценку свою не скажу. Уж больно мне стыдно», – улыбается участница и первого, и второго диктанта Ольга.
Так как я не был участником первого диктанта, то меня заинтересовало, что же у моей собеседницы вызвало год назад наибольшие трудности при написании работы. «Я растерялась, когда дошла до вопроса про масштаб. Обидно мне от того, что ответить на этот вопрос правильно я могла. Все-таки масштаб в школе проходили не только на уроках географии, но и математики. Да и логически можно было додуматься. Не смогла. А вот, например, про самую крайнюю северную точку нашей страны я не помнила. Ну не помню я ее! И логика тут не в силах помочь», – признается Ольга.
Речь Ольга вела о вопросе «На карте масштаба 1:10000 расстояние между точками составляет 10 см. Какому расстоянию (в километрах) на местности это соответствует?». Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, что означает загадочное 1:10000. То есть 1 сантиметру на карте соответствует 10 тысяч сантиметров на местности. Потом нужно умножить 10 сантиметров на 10 тысяч. Получаем 100 тысяч сантиметров. Далее вспоминаем, сколько же в одном километре сантиметров. Для упрощения задачи можно сначала перевести в метры, а уже полученный результат выразить в километрах. Правильный ответ – 1 километр. Если верить прошлогодней статистике, то участники диктанта при ответе на этот вопрос указывали и 100, и 1000, и даже 100 тысяч километров. На таком спотыкаться просто стыдно!
География – любовь семейная
Еще одним участником диктанта стала девятиклассница Екатерина. В этом учебном году она планирует сдавать по географии ОГЭ (основной государственный экзамен). К выбору экзаменов, которые ей предстоит сдать в мае-июне 2017 года, юная леди подошла серьезно. Обычно географию решают сдавать те, кто в других предметах ни бум-бум. Почему-то считается, что сдать географию и обществознание намного проще, чем, скажем, историю или биологию. «Я хорошо учусь. У меня в первой четверти было только две четверки – по русскому языку и математике. После девятого класса я хочу пойти учиться дальше, в десятый класс. А после школы планирую поступить на географический факультет СГУ. Поэтому и в 11-м классе буду сдавать географию. Только теперь уже ЕГЭ. У меня в семье и папа, и мама в школе географию очень любили. Похоже, эту любовь они передали и мне», – уверенно говорит мне девушка. Такой уверенности можно только позавидовать.
Катя, в отличие от Ольги, к географическому диктанту готовилась. «Я повторяла те темы, которые мне всегда казались трудными. Это часовые пояса и географические координаты. Потом я отвечала на задания прошлогоднего диктанта и им подобные. Уж не знаю, пригодится мне это или нет. Боюсь только, что мне может не хватить времени. У меня и в школе с этим постоянные проблемы. Начинаю торопиться и делаю ошибки», – поясняет школьница.
Воскресным днем в актовый зал 10-го корпуса классического университета пришло довольно много школьников вместе со своими учителями. «Никого силком я на диктант не тащила. Хочешь – иди, не хочешь – не иди. Но тем, кто все-таки пришел, я пятерки поставлю», – смеется учительница географии одной из саратовских школ, которая пришла в сопровождении своих учеников. Ученикам она пообещала не подсказывать: «Пускай пишут сами».
Облака вертикального развития? А что это такое?
Регистрация участников диктанта началась в 11 часов. Сам же диктант стартовал в полдень. С приветственным словом к собравшимся в зале обратился сначала ректор СГУ, доктор географических наук Алексей Чумаченко, а потом декан географического факультета и председатель Саратовского областного отделения Русского географического общества Владимир Макаров.
Текст диктанта включал в себя 30 заданий (в прошлом году их было 25), которые были условно разделены на три части. В первой проверялось, насколько хорошо участники знают географические понятия и термины. Во второй – расположение географических объектов на карте. А третья часть состояла из географических описаний. Как раз последняя часть диктанта показалась мне наиболее трудной. «Окрестности... отличаются жалкой растительностью. Бора калечит и убивает всё. Выживает только сухая трава и кусты колючего держидерева... Первые порывы ветра бьют по палубам кораблей... Ветер быстро набирает полную силу, и через два-три часа жестокий ураган уже хлещет с гор на бухту и город. Он подымает воду в заливе и несет ее ливнями на дома... Бора дует при ясном небе. Зимой она всегда сопровождается крепким морозом. Корабли превращаются в глыбы льда. Лед, срываясь со снастей, калечит и убивает матросов...» – вот по этому отрывку нужно было понять, об окрестностях какого российского города писал Константин Паустовский.
На мой взгляд, задания второго географического диктанта оказались чуть сложнее заданий первого. На всё про всё нам отводилось 45 минут. По истечении этого времени организаторы обещали дать еще дополнительные пять минут для того, чтобы проверить свою работу. Но потребовались эти дополнительные минуты, наверное, единицам. Еще не истекли положенные 45 минут, как к выходу из актового зала потянулись участники образовательной акции. «Ну а что толку сидеть здесь? Всё, на что я могла ответить, я уже ответила. Сомневаюсь, что если я еще минуту здесь посижу, то у меня родится правильный ответ», – подбивала свою подругу на то, чтобы уйти пораньше, девушка с соседнего ряда. В чем-то я с ней согласен. Если ты не знаешь, как называются облака вертикального развития, с которыми связаны ливневые осадки и шквалистый ветер, то едва ли сможешь ответить на этот вопрос спустя хоть пять минут, хоть десять. Единственное, можно рассчитывать на то, что удастся ответ на каверзный вопрос у кого-нибудь подглядеть. Но тогда теряется весь смысл диктанта. Проверяем ведь свои знания, а не умение списывать у соседа.
На вопросы диктанта участники отвечали в относительной тишине. Но тем, кто пришел проверять свои знания в компании друзей и подруг, не посоветоваться со своими товарищами было непросто.
При ответе на вопрос «Назовите самое мелководное море России, его средняя глубина – 8 метров, наибольшая 15 метров, а площадь в 11 раз меньше площади Черного моря» девушка, сидящая на ряду за мной, решила поразмышлять вслух. Ее непростые умозаключения привели к тому, что самым мелководным морем России оказалось Мертвое море. Сидящий через несколько кресел от нее молодой человек не выдержал и сказал: «Мертвое море никакого отношения не имеет к России». На что девушка весело ответила: «Вы, наверное, возмущены моими знаниями географии России?».
Результаты диктанта должны появиться в ближайшее время. Сомневаюсь, правда, что написал я его хорошо. Надо было все-таки более тщательно готовиться. Но результаты представляют не только мой спортивный интерес. На их основе должны быть внесены изменения в концепцию географического образования у нас в стране.