Были на заседании гордумы оптимисты!
Очистные сооружения ливневого коллектора Глебучева оврага не будут делаться в ближайшее время в Саратове. И дренажная система на улице 3-й Степной в Ленинском районе подождет. И канализация в поселке Мирном. Никто не будет спасать от подтопления территории в районе улиц Миротворцева – 2-й Садовой. И противооползневые сооружения в Октябрьском ущелье пока не стоят в плане первоочередных действий. Не получит в 2016 году Саратовгорэлектротранс почти 500 млн рублей, которые этому МУПП задолжала городская администрация. И много кто еще чего не получит. Такие вот решения принимали большинством голосов депутаты Саратовской городской думы на своем заседании в минувшую пятницу.
Настоящих буйных мало
Список отклоненных депутатами адресов бедствий, подкрепленных судебными решениями, занимает несколько страниц. Одних только дышащих на ладан центральных тепловых пунктов в том перечне несколько десятков. Но исправить положение можно, лишь выложив из казны 10–40 млн рублей на каждый из них. Всего же в очередь на исполнение стоят дела общей стоимостью почти в 3 миллиарда рублей. Об этом рассказал депутатам заместитель главы администрации Саратова по экономическим вопросам Алексей Никитин. Он попросил их увеличить на эту сумму расходы бюджета Саратова до конца 2016 года.
В эту игру депутаты гордумы играют уже несколько лет. И те, кто перешел в нынешний созыв из прошлого, до мелочей знают все правила. Когда городские прокуроры требовали от Алексея Прокопенко не игнорировать судебные решения, игра эта выглядела даже красиво. Потому что в ходе жесткого противостояния прокурорам давали понять, что, понуждая городскую администрацию исполнять судебные решения, они, по сути, требуют от нее нарушать Бюджетный кодекс. Ведь расходы должны соответствовать доходам. А если дополнительных доходов у города нет, то увеличивать расходную часть, даже на исполнение судебных решений, нельзя. Глава администрации города за подобное бюджетное своевольство совсем не хочет идти в тюрьму. Но и отмахнуться от прокуроров, вынужденных настаивать на исполнении судебных решений, не может. И вот придумали, что глава администрации периодически будет обращаться к депутатам, чтобы они поддержали заведомо нарушающие Бюджетный кодекс поправки. А они ему хором всякий раз будут отвечать: «Нельзя так делать! Не будем за это голосовать!». И все довольны – и прокуроры, и глава администрации, и депутаты. Все хорошо сыграли свои роли и договорились исполнять судебные предписания с оглядкой на доходы, не уставая обещать, что как только деньги в бюджете появятся, так администрация сразу сделает рывок и со всеми недоремонтами и недопокупками квартир расплатится.
Однако в новом созыве среди депутатов есть два бузотера, которым многолетние думские правила пока не писаны. Антон Ищенко не вписывается в здешний формат, потому что привык к госдумовским стандартам, где главное – поговорить, а Александр Анидалов свою политическую карьеру начал на митингах, где кто громче и резче скажет что-нибудь против, тот и молодец. Эти два депутата уже не раз пробовали раскачать устойчивую гордумовскую лодку. На этот раз они призвали коллег устроить праздник неповиновения, показав рогатую «козу» и прокурорам, и главе администрации Валерию Сараеву, и губернатору, и депутатам Госдумы, и правительству РФ, да и самому Владимиру Путину.
– Это как раз тот случай, когда надо поддержать главу города и проголосовать за поправки к бюджету. От них зависит благополучие горожан. После принятия этих поправок на нас обратят внимание «старшие руководители», как здесь говорят, – сказал Антон Ищенко. По его мнению, «как раз сейчас самое время обозначить проблему нашего муниципального образования».
– Я готов поддержать, – встал плечом к плечу с Антоном Ищенко Александр Анидалов. – Бюджет надо показывать реальный.
Он попросил работников администрации продолжать вносить такие скандальные поправки и в ходе формирования бюджета Саратова на 2017 год.
– Давайте проголосуем за поправку, не надо бояться нарушить Бюджетный кодекс, – вставил свое слово и гордумовский старожил Геннадий Турунтаев. Совсем недавно он тоже был пламенным коммунистом, готовым встретить смерть бюджета города Саратова стоя. Сейчас к ней громче призывает молодой коллега Анидалов. А Турунтаев уже на вторых ролях у коммунистов. Да и понял давно, что коммунистической плетью обух единоросского большинства не перешибешь. Тем более когда в зал заседаний после лечения вернулся легкий на подъем с места член партии «Единая Россия» Александр Ванцов. В новой майке с дразнящими надписями под пиджаком, он дерзко заявил, что «вышестоящие товарищи из нашей партии на нас каждый день обращают внимание и будут обращать, за что им большое спасибо».
Под этим невидимым строгим взглядом «вышестоящих товарищей» поправку о трехмиллиардных расходах на исполнение судебных решений депутаты гордумы большинством голосов отклонили. Без всякого драйва. Не в пику прокурорам. Буднично. И как-то кисло. Может, им Валерий Сараев, которого они вынуждены подстраховывать этим голосованием, нравится меньше, чем Алексей Прокопенко и Александр Буренин? Или в глубине души они уже почти готовы проголосовать за нарушение Бюджетного кодекса, чтобы начать уж отстаивать права российских муниципалитетов на достойные доходы? Ну, уж на исполнение судебных-то решений по искам саратовцев к администрации города доходов ведь должно хватать. Или федеральная власть этого не понимает?
Депутат Ищенко давно не был в общественной бане
Между прочим, пятничными поправками бюджетные доходы Саратова на 2016 год даже уменьшили. Такого долгие годы уже не было. Обычно хоть чуть-чуть, да что-то в него добавляется и собственными крохами, и перечислениями с вышестоящих бюджетных уровней. Но даже в этих стесненных условиях внутри расходных статей некоторым распорядителям бюджетных средств удалось подкинуть деньжат. Банно-прачечному комбинату, например, добавили 2,3 млн рублей.
Эта бюджетная корректировка не устроила Антона Ищенко. Заявив, что все передвижки денег должны преследовать какие-то цели, он спросил:
– Для чего выделяются субсидии банно-прачечному комбинату?
– Иначе остановится его работа, – устало сказал исполняющий обязанности руководителя комитета по финансам Александр Струков.
– Это вы так думаете. А депутаты вот не уверены в этом, – не отставал Ищенко.
– Уверены, уверены, – пошел по залу единодушный гул. Про городские бани депутаты, работавшие два созыва с Олегом Грищенко, точно знали всю подноготную. И предложение Ищенко выделить один раз 10 миллионов рублей, отремонтировать на них бани, закупить новые отопительные приборы и начать оказывать услуги за приличные деньги казалось им наивным. В муниципальные бани уже вложено гораздо больше бюджетных средств. «И все они в порядке», – по словам депутата Юрия Ерофеева. А убытки в 2,3 млн рублей появились из-за принципиальной позиции – не повышать тариф на посещение общественных бань до рыночного уровня, потому что ходят в них не самые богатые саратовцы.
Но не так-то просто было оконфузить грищенковским старожилам в думе нового депутата. У него к этому заседанию было припрятано много игральных карт. Он пенял председателю комитета по имуществу Татьяне Карпеевой на то, что ее ведомство наплевало на бюджетные доходы в форме арендной платы за землю под 156 котельными. И не брало платежи аж с 2009 года. Он ругал всю городскую администрацию скопом за то, что она не озабочена ни налоговой, ни бюджетной политикой, ни муниципальными программами, а деньги тратит «только для того, чтобы заткнуть очередную дыру». Он настаивал, он требовал, он призывал, он видел доходы, которые игнорировала администрация.
Например, в ходе обсуждения вопроса о повышении ставки аренды имущества для СПГЭС Антон Ищенко не на шутку разбушевался и предложил брать с этой организации ежегодно минимум 100 млн рублей, а не 36,6 млн, как предложил комитет по имуществу. Повышение платежа на каких-то 2 млн рублей после долгих лет, когда ставка не менялась, он считает подыгрыванием нечистым на руку энергетикам. Сам Ищенко их подозревает во всех грехах. Говорит, что в их пользовании полно бесхозного имущества, среди которого огромные офисы площадью в пять тысяч квадратных метров. Что они зарабатывают прибыли в миллиардах рублей, а их никто не хочет контролировать – ни городская, ни областная власть. «Вот они, ваши деньги! Почему здесь, в нераспределенной прибыли СПГЭС, не ищете?» – вопрошал он чиновников, пеняя им за нежелание найти другого арендатора для муниципального электрохозяйства, «который будет по-честному исполнять свои обязанности, который не будет воровать и установит нормальный тариф для населения и предприятий».
– Вы всех учите, но вы вообще ничего не понимаете в энергетике, – возразил ему депутат Дмитрий Кудинов. – Область поставки электроэнергии очень зарегулирована, вплоть до того, какая должна быть прибыль и куда и на что ее потратить. Если не разбираетесь, то никого не объявляйте ворами в микрофон.
Депутат Юрий Ерофеев в отношениях с энергетиками разбирался. Потому что он директор предприятия и подписывает платежки. Ерофеев сказал, что на самом деле такие организации, как СПГЭС и Облкоммунэнерго, даже при тарифе в 6 рублей за кВт час для предприятий получают себе с него 5–6 копеек. «Всё остальное они отдают тому, кто генерирует, вырабатывает электроэнергию, – заверял он и предлагал, если уж на то пошло, во всем винить Чубайса. – Это после реформы этого господина получаются такие тарифы».
Самым профессиональным экспертом в данном споре был, наверное, депутат Адель Славутин. Он не так давно возглавлял ПАО «Таттеплосбыт» в соседнем регионе. Эта организация осуществляла оптовую торговлю электрической и тепловой энергией. И опыт сбытовика мог ему подсказать, какими деньгами оперируют поставщики. У Славутина возникали по ходу дискуссии вопросы, но после того как он узнал, что СПГЭС кроме обязательств по техническому обслуживанию сетей делает и капремонт, и вводит новые мощности, он предпочел выйти из популистских словопрений.
За предложение Антона Ищенко обложить СПГЭС арендной платой в 100 млн рублей проголосовал только он сам. Остальные согласились с предложением комитета по имуществу.
В Саратове скоро будет интернат для юных хоккеистов
Так уж получилось, что комитет по имуществу на пятничном заседании гордумы оказался главным докладчиком и настоящей боксерской грушей для депутата Антона Ищенко. Участникам депутатского собрания предстояло оценить целесообразность прощания со зданием бывшего общежития на территории 1-й городской клинической больницы и двумя помещениями на территории ледового дворца спорта «Кристалл». По первому зданию разногласий не было. Оно признано аварийным. Оно пустует после расселения жильцов по федеральной программе. Оно входит в состав единого исторического объекта культурного наследия «Больничный корпус». Здание передано в безвозмездное пользование медицинскому учреждению, и муниципалитет не получает за его использование арендной платы. Руководство больницы решило сделать здесь хоспис. Облминздрав готов выделить деньги на реконструкцию помещений, если здание перейдет в областную собственность. Сам город денег на превращение аварийного общежития в хоспис не имеет. Держать его под собой, как собака на сене, не видит смысла. Так что отдали с легкой душой и без лишних разговоров.
Зачем области помещения гостиницы «Спорт» в ледовом дворце «Кристалл», тоже, вроде бы, было понятно. Региональная власть обещает отремонтировать эти 1300 квадратных метров и разместить здесь школу-интернат, воспитанников которой обещают углубленно учить хоккейным премудростям. В этом же дворце спорта есть еще одно муниципальное помещение площадью 440 квадратных метров. Там находятся мастерские. Несколько лет назад весь дворец спорта был муниципальным. Но потом, из-за отсутствия средств на ремонт, администрация города с согласия депутатов передала здание в областную казну. Без этих двух помещений. Может быть, думали, что удастся все-таки отремонтировать гостиницу и брать деньги за ее эксплуатацию. Мастерские в полуподвальном этаже после ремонта можно было использовать, например, под кинозал (там есть отдельный вход). Однако денег на ремонт у города не нашлось. Расходы на содержание этих квадратных метров продолжали превышать получаемые с них доходы. Ежегодные убытки составляли около 400 тысяч рублей.
Антон Ищенко вызывает на заседаниях Саратовской гордумы бурю чувств. Председатель думы Сергей Наумов уже не раз отключал ему микрофон. Глава администрации Валерий Сараев намекнул Ищенко, что тот давно перестал быть патриотом Саратова. Депутат Александр Ванцов рискнул упрекнуть коллегу в переливании слов «из пустого в порожнее». |
– Зачем сразу отказываться, если не хватает средств? Почему у областной думы не попросить субсидию? Почему не устроить муниципально-частное партнерство? Какие формы сотрудничества с бизнесом вы рассматривали? – забросал Татьяну Карпееву вопросами Антон Ищенко. – Мы уже много чего напередавали. И сейчас находимся перед разбитым корытом. У нас нет сетей, которые мы передали СПГЭС, мы передали в концессию водоканал. На грани банкротства горэлектротранс со своим имуществом. Это говорит о том, что город неэффективно управляет своими активами. Гостиница это доходный бизнес. Если там останавливаются спортсмены, то за соревнования спортивные федерации платят деньги! Давайте отдадим эти помещения предпринимателям и одним из условий пропишем для них размещение спортсменов во время соревнований.
По словам Ищенко, у области тоже не будет денег на ремонт. Он предложил вспомнить громкие анонсы последних четырех лет. И самый громкий из них – новый аэропорт, который обещали запустить в работу в 2017 году.
– Там планируется интернат, где будут заниматься хоккеем звезды нашего спорта, – удивилась крамольным речам коллеги депутат Ольга Сынкина. – И если дети будут приезжать туда учиться из дальних уголков нашего региона, они будут духовно расти, нравственно и патриотически.
Ей кажется, что «это особенно сегодня важно».
А для депутата Олега Комарова важным был другой аспект сделки по безвозмездному отказу от имущества. Его греет, что, проголосовав за предложение, депутаты окажут помощь хоккеистам «Кристалла». Депутат Александр Янклович убежден, что только «передав данный объект не в частную, а в государственную собственность, мы поможем сделать его пригодным для проведения соревнований высокого уровня, в том числе международных». Депутат Виктор Марков попросил коллег не драматизировать вопрос и не сравнивать последствия передачи гостиницы с глобальными климатическими изменениями на земном шаре. В данном случае всё делается правильно, потому что единый комплекс «Кристалл» разорван между несколькими хозяевами. Это положение нужно изменить.
Глава администрации Валерий Сараев намекнул Антону Ищенко, что за долгие годы отсутствия в Саратове он перестал быть патриотом города. А тут наблюдается положительная динамика. Построен лыжный стадион. Строится ФОК «Газовик». С 1 декабря будет достраиваться дворец водных видов спорта. Скоро начнется строительство аквапарка. Есть проекты строительства дворца гимнастики, манежа в районе бассейна на Чернышевского, горнолыжного комплекса в парке Победы.
Кроме депутата Ищенко депутат Анидалов не готов был поддержать передачу гостиницы в региональную собственность. Он будет сожалеть об этом решении депутатов, потому что «город смог бы при нормальном менеджменте содержать и получать прибыль от этого интересного имущества», а заработанные на этой гостинице средства «использовать на городской спорт, а не на команду «Кристалл»«. Но что сделано, то сделано. Нет больше у Саратова гостиницы «Спорт». Остается ждать появления звезд хоккея родом из саратовской глубинки.
Идет охота на людей, идет охота...
После того как на федеральном уровне был принят закон о новых ставках на имущество исходя из кадастровой стоимости, предприниматели, в собственности которых находились большие торговые и развлекательные центры, рестораны и комплексы бытовых услуг, начали массово дробить их на этажи, желая снизить платежи в бюджет, которые для них резко выросли. Перевод этой собственности с юридических лиц на физические делал предпринимателей плательщиками муниципального бюджета. На этом уровне не было вообще ставок для исчисления налога с кадастровой стоимости помещений. И вот муниципальные власти решили воспользоваться своим правом и установить ставку. В 2017 году она будет не 2%, как для имущества юридических лиц, а 1,5%. До 2018 года, когда ставка всё же повысится до 2%, муниципальным чиновникам предстоит выявить всех хозяев. Как расширится налогооблагаемая база на 2017 год, никто даже предположить не может. Но предпринимателям на всякий случай лучше приготовиться к выходу на свет.
А вот для муниципальных служащих предупреждения о плохом уже стали явью. Им приостановили индексацию заработной платы. С декабря 2016 года по январь 2018-го она будет стоять, несмотря на любые бушевания инфляции. Такой подход к экономии бюджетных средств предписан планом мероприятий по оздоровлению финансового положения. От муниципальной власти потребовали бездефицитного бюджета на весь период 2017–2019 гг. Не будут индексировать выплаты также добровольным дружинникам и добровольцам, призванным для пожарной охраны. Дожились до того, что материальную помощь и расходы на похороны почетным гражданам Саратова не на что повышать.
Но еще большее разочарование ждет тех муниципальных чиновников, кто готовился выйти на пенсию и получать выплату за выслугу лет в органах власти. Теперь возраст, с которого муниципальные служащие могут обратиться за пенсией за выслугу лет, составляет 63 года у женщин и 66 лет – у мужчин. Предусмотрено и постепенное увеличение минимального стажа службы. Не сразу в лоб, но повышая его каждый год на 6 месяцев, доведут минимальный стаж, достаточный для пенсионных доплат, с 15 до 20 лет. Из-за этого количество претендентов на особые чиновничьи пенсии сократится уже в этом году. Тех 400 человек, которым уже начислены доплаты, изменения не коснутся.
Депутат Александр Ванцов поддержал эти ужесточения. Он сравнил чиновников с военными, служба которых намного сложнее и труднее. «Наши граждане Российской Федерации, которые сейчас в Сирии присутствуют, получат льготы, после того как отслужат в Вооруженных силах 20 календарей, – сказал он. – Так что подъем для муниципальных служащих выслуги с 15 до 20 лет очень логично выглядит».
А вот депутат Александр Анидалов попросил муниципалитет для тех чиновников, «кто уходит на небольшую пенсию и не имел возможности служить в Сирии», предусмотреть возможность единовременных выплат. Правильно я поняла депутата-коммуниста, что чиновник в ожидании надбавки на простую человеческую пенсию может и не прожить?