Всё только начинается

Оценить
Всё, что меня касается, всё, что тебя касается

Бюджетный комитет в Саратовской областной думе, собираясь на свои заседания, то двигает деньги туда-сюда, то придумывает, кому снизить платежи в бюджет, а кому – поднять. В минувший четверг, занимаясь такой вот рутинной работой, депутаты умудрились «обидеть» предприятия птицепрома, владельцев новых автомобилей и много кого еще.

Какие мысли, какие сюжеты

В четвертом квартале региональным властям придется принимать много непопулярных законов. Это требование минфина РФ. Не выполним предписанные мероприятия по повышению доходов и снижению расходов в областном бюджете – не получим бюджетных кредитов. На ближайшее заседание думы готовится целый блок таких непопулярных нормативных актов.

Областные министры и депутаты, вынужденно выполняя предписания федеральных чиновников, сами не до конца их понимают. Ну скажите, кому и зачем нужна отмена льготы по налогу на имущество? Да, по региональному закону некоторые юридические лица были освобождены от этого платежа. Таким образом областной бюджет недополучал около 20 процентов от возможного объема налога. Но 80 процентов этих недоплаченных средств приходится на близкое правительству области предприятие, которое держит на своем балансе региональные дороги. При отмене льготы в областной бюджет от этого предприятия поступит 800 млн рублей. Но учредителем предприятия является министерство транспорта. И ему в расходах областного бюджета на 2017 год уже заложили эти 800 млн. Получается, что нет результата от отмены льготы?

На первых порах, когда законопроект об отмене только принесли в областную думу, робко говорилось о том, что среди бенефициаров есть еще сельхозпроизводители, которые льготу берут, а отдачи в бюджет от них нет. Из-за льгот от сельхозпроизводителей недобрали в последний год аж 160 млн рублей в областной бюджет. И вдруг в четверг на заседании комитета выяснилось, что среди этих сельхозпроизводителей – как минимум два предприятия птицепрома. Это что же получается, федеральный минфин своими предписаниями на наше татищевское яйцо замахнулся?

Если птицефабрики этой льготы лишить, то через год они перейдут из рентабельных в убыточные. И собственники их закроют. Тысячи рабочих мест не будет в Татищевском районе. И 150 млн рублей налогов, которые эти птицефабрики платят в районный бюджет, не будет. Ну и продукции, само собой. Так говорили депутаты в ходе обсуждения представителям областного минфина, порицая их за то, что они решили «играть в русскую рулетку».

– Не смогли мы отстоять перед комиссией минфина эту льготу, объяснить ее социальную направленность, – признался первый заместитель министра финансов Виктор Осокин. – Нам было сказано, что это всё должно субсидированием регулироваться, а не льготой. Посыл в том, что льгота предоставляется непрозрачно. У нее заявительный характер. А субсидии – это все-таки условия, которые сельхозпроизводители должны соблюсти.

Субсидировать суммы выпадающих льгот птицефабрикам пообещали. Было сказано, что и минфин, и минсельхоз областного правительства сейчас как раз занимаются подсчетами, чтобы заложить адекватные платежи в бюджет. Окончательных результатов пока нет, но что-то мне подсказывает, что экономический эффект от отмены льгот по налогу на имущество юридических лиц составит ноль рублей и ноль процентов. Или и того хуже: в доходной части бюджета прибавится, но расходная – увеличится еще сильнее. Председатель комитета пообещал, что на птицефабрики внимательно посмотрят и «никто не будет доводить их до банкротства».

Одна надежда у минфина в этих мероприятиях – на инвесторов. Объем сделанных ими капвложений, дающих право на льготы по налогу на имуществу, пересмотрен с 650 млн до 2 млрд рублей. Обосновали увеличением стоимости стройматериалов. Кроме того, льготы теперь предоставляются организациям, осуществляющим капвложения только в новое строительство. Таким образом областной минфин рассчитывает на 100 млн рублей плюсом в доходную часть.

– А что теперь с муниципальными дорогами будет? – задал вопрос с подвохом депутат Леонид Писной.

– А у нас только областные дороги были освобождены нашим законом от уплаты налога на имущество. А муниципальные не платили, – ответили ему. И пояснили, что когда дороги находятся в казне, то за них налог на имущество не берут. А муниципальные, в отличие от областных, – в казне.

– А Саратов передал на баланс муниципального бюджетного учреждения, – продолжал лить свет на темные места депутат Писной.

– Значит, теперь Саратов должен платить! – услышал депутат ответ.

В карманах медленно тают конфеты

Олег Галкин, которому в правительстве Саратовской области не так давно доверили заниматься инвестиционной политикой, рассказал, что пять инвесторов, получавших льготу на прибыль, ожидает ее отмена. Это тоже не прихоть саратовского правительства, а рекомендации российского минфина. По сути, российский минфин здесь прав. Потому что инвесторами бенефициары были условными. Они не были новыми для региона и не вкладывали деньги в выпуск новой продукции, а просто реализовывали свои инвестпрограммы по расширению своего производства. С января 2017 года обещан новый, более эффективный для государства механизм стимулирования инвестиций. Льготы будут давать только предприятиям, осуществляющим проект либо с полной модернизацией, либо с выпуском принципиально новой продукции. Чтобы их получить, предприятию нужно будет подписать договор с минпромом РФ и субъектом РФ. Но зато эти льготы будут давать не на пять лет, а до тех пор, пока предприятие не вернет свои инвестиции.

По словам Олега Галкина, у нас в области в очереди за этими льготами стоят пока два проекта – Химпроминженеринг и Русгидро.

Такие маленькие перемены

Министр экономического развития области Юлия Швакова рассказала про новые ставки транспортного налога. Его подъем предписан тем же планом по оздоровлению финансов региона. Но правительство области, желая максимально снять негативный фактор для организаций и населения, повышать платежи решило не всем. На два рубля больше за лошадиную силу будут платить хозяева автобусов, грузовых и легковых автомобилей до 150 лошадиных сил. Но не все легковые машины обложили новым налогом. А только те, что моложе трех лет. Юлия Швакова успокаивала депутатов, что даже после повышения Саратовской области еще далеко до максимально возможных ставок по этому налогу. Что не надо бросаться жалеть хозяев по-новому обложенных новых легковушек. Они ж на автомобили деньги нашли!

Тот же самый подход областная власть применила по отношению к владельцам яхт и гидроциклов. Эти виды транспорта являются дорогостоящими. Беда только в том, что на сегодняшний день на учете состоит всего 33 яхты и 122 гидроцикла.

– А вот смотрите, где наши резервы! – оживился Николай Семенец. И даже предложил депутатам поехать в Усть-Курдюм, чтобы только там найти всего этого водоплавающего транспорта больше, чем стоит на налоговом учете. Потом взял себя в руки и выдал более солидное предложение – направить на имя губернатора соответствующее обращение. Кто-нибудь сомневается, что губернатор переадресует это обращение председателю общественной палаты Александру Ландо? Потому что только он сможет и всё увидеть своим наметанным глазом, и пристыдить.

Еще чуть-чуть, и посыплются звезды

По требованию российского министерства финансов в Саратовской области необходимо отказаться от дифференцированных налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, пользующихся упрощенной системой налогообложения. В Саратовской области мудро решили не отменять, а приостановить старые ставки.

Для плательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», налог будет теперь составлять 15%. А ИП, выбравшие в качестве налогообложения «доходы», должны будут теперь платить в бюджет 2% от них вместо уже привычного 1%. Но министр Юлия Швакова всё равно считает саратовские условия очень хорошими. Потому что федеральный потолок по этой категории равняется аж 6%.

Не напрягайся, не думай об этом

На заседании бюджетного комитета зарубили на корню законодательную инициативу депутатов Саратовской городской думы. Депутаты просили старших коллег внести в Госдуму свой проект изменения Бюджетного кодекса. Саратовские власти не устраивает, что с 2012 года штрафы, которые берутся за нарушения правил дорожного движения, в полном объеме уходят в областной бюджет. До этого они оставались в муниципальном. И именно из муниципального бюджета тратились десятки миллионов рублей на покупку, установку и обслуживание средств видеофиксации ПДД. Только за первое полугодие 2016 года с помощью этого муниципального имущества саратовцам начислено более 400 млн рублей штрафов. Губернатор области поставил задачу за год собирать таких штрафов аж целый миллиард рублей. Но счета за обслуживание оборудования видеофиксации до сих пор приходят в муниципалитет. И городским властям, у которых бюджет тоже трещит по швам, это очень обидно.

По сути, депутаты были правы. Федеральный уровень власти совершенно напрасно распорядился этими муниципальными доходами в пользу региональных бюджетов. Но что сделано, то сделано. И теперь уж точно федеральный уровень откажется вернуть всё обратно. Потому что это приведет к тому, что теперь уже дырку в региональных бюджетах придется компенсировать федеральному уровню. Правительство РФ не даст положительного заключения на этот законопроект, – сказали депутатам юристы, обслуживающие областную власть. А позор за плохо подготовленную инициативу ляжет пятном на депутатов Саратовской областной, а не городской думы. А так-то да, понятно, конечно, что когда у человека есть корова, он ее содержит, покупает сено, выгребает навоз, доит, а потом приходит председатель колхоза и всё молоко забирает – это обидно.

И между нами любовь – это точно

Вольская инициатива досталась бюджетному комитету Саратовской областной думы от упраздненного комитета по экономике и земельным отношениям. Вольские депутаты задумали подправить Гражданский кодекс. Но так как у муниципальных представительных собраний права законодательной инициативы в Госдуму нет, они должны убедить выступить с ней областных коллег.

Из Вольска предлагают помочь пенсионерам оформить в собственность самовольные постройки погребов и гаражей, которыми они пользуются всю жизнь.

Но вольским ходатаям разъяснили, что такие инициативы уже вносились в Госдуму другими законодательными органами других субъектов федерации. И их отклоняли. Концептуальная позиция Российской Федерации состоит в том, что оформить незаконно возведенное строение в собственность может только тот, на чьей земле находится объект.

– Земля чья под гаражами? – спросил Николай Семенец.

– Муниципальная, – ответила ему представитель Вольского собрания депутатов. – Но бабушки и дедушки, которые пользуются этими очень давнишними постройками, хотели бы их узаконить. Сносить для них очень дорого. Заново возводить тоже. А мы бы хотели, как муниципалитет, получать какой-то доход от этого оформленного имущества физических лиц.

– Вы нам рассказываете о жизни, – перебил Николай Семенец. – А мы правовую сторону обсуждаем. С юридической точки зрения ваше предложение сделано топором.

И не только у Николая Яковлевича не укладывалась в голове вольская самонадеянность. Ишь что придумали: сначала своими поправками узаконить оформление разваленного гаража в собственность на муниципальной земле, а потом воспользоваться нормой Земельного кодекса, которая позволяет оформить земельный участок под объектом в собственность. А потом внуки снесут эти гаражи и построят на вчера еще муниципальной земле какой-нибудь амбар. Поэтому было решено эту муниципальную самодеятельность отклонить.

А-а-а-а-а-а-а-а-а-а

Коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, если к нему внимательно присмотреться – настоящая песня про государственный цинизм.

В 2014 году федеральные законодатели внесли изменения в закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», дав новый механизм расчета суммы фиксированного авансового платежа для их работодателей. Его привязали к инфляции, на которую ежегодно повышается стоимость этого своеобразного патента, и к НДФЛ. Коэффициент-дефлятор устанавливается из федерального центра. А коэффициент, привязанный к НДФЛ, отражает особенности регионального рынка труда, и его принимают на областных уровнях. Расчет ведется очень просто. Берется прогнозная зарплата на следующий год, вычисляется подоходный налог с нее, а потом этот усредненный подоходный налог делится на фиксированный авансовый платеж для иностранцев, который прислали с федерального уровня.

Авторы проекта закона Саратовской области в пояснительной записке в эту формулу добавили саратовские цифры, из которых мы узнали, что средняя зарплата в Саратовской области составляет 24720 рублей. Подоходный налог с этой зарплаты равняется 3213 рублям. Вот столько ежемесячно будем брать и с иностранцев, приехавших без виз в Россию на заработки. Это позволит увеличить «конкурентоспособность граждан РФ на рынке труда в отношении специальностей, в том числе не требующих высокой квалификации», – пишут авторы законопроекта, совершенно точно зная, что на неквалифицированных работах гражданам Абхазии, Армении, Азербайджана, Беларуси, Молдовы, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Южной Осетии в Саратовской области заплатят в лучшем случае 10 тысяч рублей. Но заплатить в бюджет с этого заработка придется всё равно 3213 рублей. А вот за работника с российским паспортом – всего 1300 рублей.