«Это был прогноз погоды после выпуска новостей»

Оценить
Обязательная рубрика любой информационной программы отмечает свой день рождения

80 лет назад, 11 ноября 1936 года, в Великобритании в эфир вышел первый в мире телевизионный прогноз погоды. Тогда жители туманного Альбиона увидели на экранах телевизоров черно-белую карту своего государства, на которую были нанесены какие-то линии. Диктор, находившийся в тот момент за кадром, объяснял непосвященным британцам суть этих загадочных линий. А обозначали они температуру воздуха и направление ветра. С тех пор прогноз погоды на ТВ стал главным сюжетом для многих телезрителей.

Вячеслав Коротин

За восемь десятков лет, что эта рубрика не сходит с голубых экранов, изменилось многое. Сейчас уже даже нельзя с уверенностью сказать, к какому же направлению этот телевизионный жанр относится – информационному или развлекательному.

Карта на экране телевизоров и голос за кадром – такими прогнозы погоды были вплоть до середины 50-х годов прошлого столетия. В 1954 году на фоне карты, нарисованной метеорологами от руки, появился первый ведущий прогноза погоды. Им стал Джордж Коулинг. Кстати, тот факт, что над первыми картами штатные метеорологи BBC корпели вручную, отражался и на точности прогнозов. Слепо доверять таким предсказаниям дотошные англичане не торопились. Частые ошибки специалистов в прогнозах погоды породили массу шуток на этот счет. Например, шутка о том, что синоптики к вечеру обещают потемнение, на просторах интернета чуть ли не самая популярная.

Да и в наше время к прогнозам погоды предпочитают относиться настороженно. Как говорится, доверяй, но проверяй. Предприимчивые россияне, которых прогноз частенько подводил, придумали свой оригинальный способ поиска ответа на вопрос, брать ли с собой теплые вещи в командировку. В социальной сети «Instagram», куда пользователи выкладывают миллионы фотографий из каждой точки земного шара, скептики находят фото, сделанные в том месте, куда им нужно ехать. Далее внимательно приглядываются к фотографии, пытаясь определить, как одеты люди на заднем фоне. Если все случайно попавшие в кадр в зимних куртках, то едва ли в пункте назначения жара за 30 градусов.

Больше всего прогнозы погоды не любят коммунальщики. Особой нелюбовью пользуются те новости, которые предупреждают о кардинальной смене ситуации за окном.

На прошлой неделе руководитель областного «Гидрометцентра» Михаил Болтухин сообщил, что в ближайшее время Саратов накроет снегом. В принципе, ничего удивительного в этом заявлении нет. Зима уже не за горами, а в это время года снега и стоит, собственно, ждать. По крайней мере, у нас в Саратове. Но заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства области по дорожному комплексу Сергей Плешаков поспешил обнародовать следующие данные. По его словам, к зиме в регионе готово 677 единиц спецтехники, что составляет 47,8 процента от необходимого числа машин. Всего же нашему региону нужно порядка 1395 спецмашин. Эх... Неужели снег в Саратове зимой вновь станет неожиданностью для коммунальных служб и причиной километровых пробок?

ЧС из-за трубы: будет или нет?

«Саратовводоканал» сделал всё, чтобы ответ был отрицательным, но гарантий не дает

Крупные аварии на сетях и насосных станциях «Саратовводоканала» случаются, к сожалению, регулярно. Последняя такая авария на Вольской насосной станции, от которой запитаны ТЭЦ-5 и 41 котельная, произошла в конце января этого года. Тогда без воды на сутки остались 220 тысяч человек – жители Ленинского и Кировского районов. В прогнозах МЧС Саратов – в зоне риска возникновения ЧС из-за возможного порыва труб. И «Саратовводоканал» – один из факторов риска. Мы сделали запрос на водоканал с вопросом о том, насколько предприятие готово к зиме и к возникновению возможных чрезвычайных ситуаций.

Анна Мухина

Готовь сани не летом

Летом – это поздно. И «Саратовводоканал» начал подготовку к нынешней зиме еще весной, определяя ремонтную кампанию. За лето предприятие комплексно обновило запорное оборудование в поселках Солнечном и Пролетарском, микрорайонах «Целинстрой» и «СХИ», а также в центральной части города. (Например, если в прошлом году в экстренном порядке специалисты водоканала заменили только 69 задвижек разного диаметра, то за это лето – планово – 172. Отремонтировано 2,5 км водоводов разного диаметра, в том числе участки большой протяженности: 630 м от Московского шоссе до ст. Трофимовский-2, 500 м по ул. Перспективной, 200 м по ул. Орджоникидзе, 100 м по ул. Усть-Курдюмской. Конечно, когда у тебя в хозяйстве сетей – полторы тысячи километров, 2,5 км выглядят каплей в море. Но – разводят руками на коммунальном предприятии – именно столько позволяет сделать жесткий бюджет предприятия.

Насосные станции и комплексы к зиме готовы и пострадать от сильных морозов не должны, поскольку отапливаются.

ЧС из-за трубы: будет или нет?

«Аварийный» запас и местные герои

Наиболее сложным периодом для «Саратовводоканала» является не зима с устойчивым морозом, а межсезонье – с непостоянными температурами, постепенно замерзающей или оттаивающей землей: изменяется структура грунта, провоцируя излишнее напряжение трубопроводов и нештатные ситуации. Для этих нештатных ситуаций на предприятии имеется и постоянный «аварийный запас» (тут хотелось добавить – «чопиков», но нет: в «Водоканале» утверждают, что это ремонтные комплекты, трубопроводная арматура, трубы разного диаметра и материала, а также другое оборудование и комплектующие к нему).

А вот специалисты аварийно-ремонтной службы, которым приходится устранять порывы на водоводах, работают в экстремальных условиях. Чтобы залезть в котлован, наполненный водой, в двадцатиградусный мороз, надо обладать изрядным мужеством.

«Суровая зима испытывает на прочность скорее не коммуникации, а наших работников и технику»

– сказано в ответе на наш запрос.

Нештатные локальные ситуации на сетях водоканала обычно тяжелых последствий не влекут и к чрезвычайным ситуациям привести не могут. Но высокий износ системы водоснабжения города вызывает и у специалистов водоканала опасения.

Как всегда, снег на голову

Но администрация Саратова оказалась хитрее и успела подготовиться

Смотр какой-нибудь техники на Театральной площади – дело для нашего города уже вполне привычное. Всё лето и половину осени по главной площади города катаются то новенькие автомобили скорой помощи, то школьные автобусы, а бывает, что и то, и другое вместе. В начале ноября для губернатора Валерия Радаева устроили смотр саратовской коммунальной техники: новый глава города Валерий Сараев отчитался, что Саратов к зиме готов. На 48 процентов.

Анна Мухина

«Служба благоустройства города» и «Дорстрой» – два муниципальных предприятия, которые приводят в порядок улицы Саратова. Сейчас они делят на двоих 300 единиц специализированной дорожной техники: тракторы и погрузчики, комплексные дорожные машины, лаповые погрузчики для снега, самосвалы, роторы и грейдеры. Еще двадцать единиц техники Саратов получил в дар от правительства Москвы. О том, что подаренная техника не новая, а уже отработавшая свое в столице, знали еще в июле, когда о подарке только-только заговорили. Впрочем, «свое» в Москве и «свое» в регионе, если верить словам спикера облдумы Владимира Капкаева, это две большие разницы. июле на внеочередном заседании регионального парламента он говорил, что «Москва существенно богаче, чем все остальные регионы, они технику меняют очень часто, не ждут пяти или семи лет, покатались годок – и меняют на новое». Так что «дареному коню» в виде тракторов и роторов в капот заглядывать не стоит. Особенно если учесть, что и эти двадцать единиц смогут существенно повлиять на ситуацию с уборкой города.

Как всегда, снег на голову

Вообще, и из этого никто не делает секрета, обеспеченность города спецмашинами значительно ниже норматива. Валерий Сараев 15 ноября говорил о том, что для полного комплекта Саратову не хватает 52 процента техники. Однако обещал, что и имеющегося количества будет достаточно для качественной расчистки улиц. Эффективность использования спецмашин повышают за счет оптимизации графиков и маршрутов уборки. За каждой машиной закрепляют несколько водителей, что позволяет использовать технику круглосуточно.

Большой прогноз: зима не близко, она уже тут

Большой прогноз: зима не близко, она уже тутБудет холодно, снежно, опасно, но спасатели бдят

Прогнозы погоды у синоптиков всегда сбываются точно. Просто иногда это происходит в другое время и не в том месте. По-саратовски та же самая шутка может звучать как «послушай Болтухина и сделай наоборот». Этой весной, например, после того как Михаил Федорович пообещал устойчивую теплую погоду и разрешил водителям «переобуваться» в летнюю резину, вдруг откуда ни возьмись пошел снег.

Анна Мухина

Или в середине февраля главный метеоролог области рассказывал нам, что оттепель – явление временное, краткое, за ней последуют морозы, а настоящая весна придет, как ей тут и положено, в третьей декаде марта. Но, увы, февральская оттепель до конца марта и продержалась – вытаяли все саратовские открытые катки, и даже на Кумысной поляне – отраде любителей лыжных прогулок, лыжня утонула в талой воде. И все-таки, и все-таки, очередной краткосрочный прогноз погоды, которым поделился Михаил Федорович с журналистами, сбылся на сто процентов: в минувший вторник в пресс-центре «Московского комсомольца» он разрешил саратовцам поздравлять друг друга с наступлением зимы – так как столбик термометра уверенно преодолел нулевую отметку и среднесуточные температуры в течение недели будут отрицательными.

На самом деле это была встреча не только с Болтухиным, но и с представителями регионального МЧС по поводу готовности служб к чрезвычайным ситуациям, которые могут возникнуть зимой.

Прогноз...

Долгосрочный прогноз на зиму пока достаточно радостный – ни один зимний месяц не будет аномально теплым, обещает главный метеоролог области. Аномально теплым месяц считается тогда, когда среднемесячная температура воздуха выше климатической нормы на два градуса. Такой ситуации этой зимой не будет, заметил Михаил Болтухин. И уже начавшаяся зима не будет мягкой, теплой и малоснежной.

Кстати, фактическая зима у нас в Саратове длится, в отличие от календарной, четыре месяца: с середины ноября по середину марта. Самым холодным периодом, по прогнозу, должны стать последние десять дней января и первые десять дней февраля – просто потому, что традиционно именно на это время в Нижнем Поволжье приходятся самые сильные морозы. Нельзя исключать и экстремально низких температур, хотя никто со стопроцентной уверенностью не скажет, случатся они нынешней зимой или нет.

Кроме того, количество неблагоприятных и опасных погодных явлений, которые могут привести к различным чрезвычайным ситуациям, год от года растет.

...и ликбез

Главный метеоролог области посетовал, что СМИ часто пугают жителей области, называя опасными те погодные явления, которые таковыми не являются. И объяснил, чего нам стоит бояться предстоящей зимой по-настоящему.

Сильного ветра. Ветер считается сильным, если он дует со скоростью 25 метров в секунду и сильнее. А ураган – это свыше 33 метров в секунду.

Очень сильный мокрый снег или снег с дождем становятся опасными, если за двенадцать часов выпадает более 50 мм.

Сильная метель означает, что ветер дует со скоростью не ниже 15 метров в секунду, видимость ухудшается до 500 метров, а продолжительность метели – минимум 12 часов.

Туман, чтобы считаться опасным природным явлением, должен быть очень плотным – в таком видимость падает до 50 метров, и окутывать местность он должен не менее 12 часов.

Сильным в Поволжье считается мороз от -35 градусов и ниже. Мороз до -35 градусов сильным не считается и пугать никого не должен. Хотя и в -30 застрять на трассе в легковом автомобиле – это уже самая настоящая чрезвычайная ситуация.

Естественно, в сочетании все вышеперечисленные погодные явления становятся еще более опасными, например, сильный ветер – от 20 метров в секунду делает опасным пребывание на улице при морозе уже от -20 градусов.

Такая погода вполне может привести к самым разным чрезвычайным ситуациям, поэтому региональное МЧС всегда находится в тесном контакте с областным гидрометцентром.

Самые сильные морозы – температурные экстремумы – в Саратове наблюдались уже достаточно давно. Самым холодным днем ноября стало 30 ноября 1920 года – в тот день столбик термометра показывал 25 градусов мороза. Температурный экстремум декабря случился 31 числа в 1914 году: -31 градус. Самым холодным днем за всю более чем столетнюю историю метеонаблюдений в Саратове стало 8 февраля 1929 года – термометр показывал 37 градусов ниже нуля. А самым холодным днем марта было 20 марта 1958 года: -27,6 градуса по Цельсию.

Пугачеву – гололед, Балашову – снег, Саратову – рваные трубы

Чрезвычайные ситуации, связанные с гололедом, ожидаются по районам области с вероятностью в 6%, а в Пугачевском районе – в 12%. Сильный снег, который может привести к возникновению ЧС, с вероятностью в 6% – в половине районов области, с вероятностью в 12% – в Ртищевском, Турковском и Балашовском. А чрезвычайные ситуации, к которым приведет сильный мороз, ожидаются в крупных городах – Вольске, Балашове, Балакове, Энгельсе и, конечно, в Саратове. Здесь мороз угрожает не столько людям, сколько трубам.

– Резкое снижение температуры воздуха приводит к авариям в жилищно-коммунальной сфере, – прокомментировал свой прогноз заместитель начальника управления ГУ МЧС России по региону Сергей Булгаков. – В основном в системах водо– и теплоснабжения, что мы наблюдали в прошедшие годы.

Спасатели спешат на помощь

Следует ждать и чрезвычайных ситуаций, вызванных сильным ветром, не исключены и ЧС, связанные с крупными дорожно-транспортными происшествиями.

Снегопады и морозы наиболее опасны для водителей: оказаться в снежном плену на трассе в метель – самая настоящая чрезвычайная ситуация. Однако на любую проблему найдется решение: Сергей Булгаков заверяет, что в каждом муниципальном районе нашей области действует мобильный отряд – это автомобиль для обогрева (мобильный пункт временного размещения водителей и пассажиров), тягач, чтобы вытаскивать застрявшие в снегу машины, автомобиль скорой помощи, техника для расчистки дорог. Всего таких отрядов 46, все они готовы к работе.

Кроме того, на всех федеральных и региональных трассах есть стационарные пункты обогрева и питания, которые равномерно распределены по дорогам Саратовской области, где в основном возникают осложнения в движении. Эти пункты находятся на базе действующих кафе и гостиниц – с 52 предприятиями подобного рода региональное управление МЧС заключило договоры.

– При необходимости водители и пассажиры могут разместиться в этих кафе и гостиницах, получить там медицинскую помощь, – заверил Булгаков. – В случае чрезвычайной ситуации мы подскажем водителям о местах размещения посредством смс-информирования, а все стационарные пункты обогрева и питания при наступлении времени Ч будут обозначены спецвывесками.

Спасение утопающих

С нынешнего понедельника – 21 ноября – закрыта навигация для маломерных судов. Ледостав на малых реках, прудах и озерах, по словам Михаила Болтухина, уже начался, Волга начнет покрываться льдом уже на этой неделе. И спасатели ожидают выхода на зимнюю рыбалку любителей подледного лова – тысячи людей ежегодно подвергают свою жизнь опасности. Но работа с рыбаками идет, местные чиновники и сотрудники ГИМС устраивают рейды в местах массового выхода рыбаков на лед и проводят разъяснительную работу.

– Мы не можем запретить рыбакам выходить на лед, – развел руками заместитель начальника отдела безопасности людей на водных объектах Вадим Савчук. – Но есть простые правила, соблюдая которые, можно минимизировать риски чрезвычайных ситуаций – во-первых, надо переждать период ледообразования, не выходить по первому льду. Чтобы выдержать вес одного взрослого человека, толщина льда должна быть не меньше 10 см, а если вы выходите на лед группой – не меньше 12–15 см. Во-вторых, на зимнюю рыбалку лучше в одиночку не выходить. В группе больше шансов, что вам помогут, если вы провалитесь под лед или попадете в промоину. В-третьих, ни в коем случае нельзя выезжать на лед на автомобиле. У нас отдельные рыбаки любят с комфортом ловить рыбу: «Зачем я буду идти пешком 500–600 метров, когда могу проехать на автомобиле?» И выезжают на лед. В прошлом году был случай в марте, когда два брата на «Ниве» решили выехать на лед. Итог – двое утонувших вместе с машиной.

Снег кругом. А мы с грибами

Разве возможно представить себе грибника, который в самом конце осени или в начале зимы изучает прогнозы погоды? Зачем это ему, его золотые деньки остались позади, ему придется ждать следующего лета. Но есть грибники, которые, изучив прогноз погоды вроде «минус 3–5, слабый снег», радостно потирают руки. А потом отправляются в лес. Зачем?

Фото Матвея Фляжникова

Дело в том, что среди множества грибов в нашей местности есть такой, который зовется «зимний гриб» или же – официально – «зимний опенок». Грибные энциклопедии отмечают, что период роста этих грибов – от первых заморозков до установления устойчивых морозов.

Понятно, при минус пяти мало охотников бродить по лесу. Если же учесть, что зимний гриб предпочитает старые лиственные леса с валежником и буреломом, то понятно, что в такой лес редко кто захочет поехать. Да и гриб этот по вкусовым своим качествам – так себе, только солить и мариновать.

На зато какое наслаждение, смахнув варежкой снежную шапочку, увидеть у ствола дерева семейство зимних опят с их ярко-желтыми – у молодых грибов – или коричневыми шляпками. И в корзину их – подмороженные, твердые, но настоящие зимние грибы. Кстати, бывает, что эти опята и в нынешние продолжительные зимние оттепели растут. Немного, но растут.

Снег кругом. А мы с грибами