Казус Бели

Оценить
Казус Бели
Власти ратуют за выход из тени граждан, не обращая внимания на депутатский «серый» бизнес

В минувший четверг губернатор Валерий Радаев проводил ежегодную встречу с депутатами областной думы. Речь, как водится в последние недели, шла о бюджетном планировании на ближайшие три года. «Зная, с каким трудом региону достается каждый рубль, я буду еще строже спрашивать за эффективность и прозрачность расходов. И рассчитываю на поддержку депутатского корпуса», – грозно сказал глава региона, и все понимающе закивали. «Не мне вам говорить, что бюджет – это деньги наших жителей. И отчитываться мы будем перед ними», – продолжил Радаев под одобрительное молчание парламентариев. Прозвучали слова о «мобилизации доходов», «оптимизации расходов», «легализации неформальной занятости», «противодействии коррупции». Царила атмосфера взаимного доверия и всеобщей настроенности на последнюю решительную битву с бюджетным дефицитом. И одновременно – каждый думал о своем.

И ни в чем себе не отказывайте...

Вот депутат Андрей Беликов, поди влезь в его голову. Когда ты строишь транспортную империю на обломках целой государственной отрасли – до оптимизации ли бюджетных расходов? Когда твой бизнес основан на передаче субподрядов индивидуальным предпринимателям – до мобилизации ли налоговых отчислений? И до легализации ли неформальной занятости, когда текучка среди водителей сравнима разве что с гастарбайтерскими стройками? В душе депутата Беликова, вполне возможно, шла напряженная борьба между государственным деятелем и бизнесменом, и никак нельзя исключать, что первый-таки победил. Решил всё поправить, выйти из серой зоны, стать прозрачным и социально ответственным. В общем, «с нового года начинаю жизнь с чистого листа». Кто себе не говорил никогда этого, пусть первым бросит в депутата Беликова камень. Ну, а пока факты таковы.

Беликов Андрей Павлович является генеральным директором и основным акционером «Автокомбината № 2». Это крупнейший автобусный перевозчик Саратова, в распоряжении которого находятся почти две трети городских маршрутов, как на машинах большой вместимости, так и на микроавтобусах. Ежегодно на маршрутах «АК-2» проезжают миллионы пассажиров. Выручка компании в 2015 году составила 8,2 миллиона рублей, чистая прибыль – 34 тысячи рублей. В региональный бюджет перечислено налога на прибыль организаций – 8 тысяч рублей. Это по данным бухгалтерского баланса предприятия, опубликованного в открытом доступе в соответствии с законодательством РФ.

Каково? Целых восемь тысяч рублей оторвал от сердца великодушный депутат для помощи родной губернии. И это еще неплохо! Ведь в 2014 году уплаченный налог на прибыль «Автокомбината» составил 5 тысяч рублей, а в 2013-м – 4 тысячи рублей. Такими темпами, того и глядишь, по итогам 2016 года перевозчик-гигант пробьет отметку в 10 тысяч рублей перечисленных налогов. Тогда заживем.

Ну хорошо, давайте без шуток. Что это за фокусы еще? А всё очень просто: «Автокомбинат № 2» депутата Беликова формально никакими пассажирскими перевозками не занимается, даже автобусами не владеет – а занимается тем, что получает от властей право на перевозку по популярным маршрутам, а потом продает их в субаренду многим индивидуальным предпринимателям. Среди этих ИПшников, к слову, можно встретить многих штатных сотрудников «АК-2». Да что там, директором одного из субарендаторов «Автокомбината», транспортной компании «Фрелго», является отец руководителя муниципального «Транспортного управления» Дмитрия Фремке. В общем, сам с собою договоры заключаешь, сам же себя потом проверяешь – красота! Как устроена система финансовых отношений внутри этой пирамиды, ведает один лишь бог. Ну, точнее, слухов ходит много, но почти все они апеллируют к тем или иным статьям Уголовного кодекса, так что предоставим право заниматься их проверкой соответствующим правоохранительным органам. Но только здравый смысл подсказывает, что перевезенные миллионы пассажиров платят из своего кармана десятки, если не сотни миллионов рублей (ибо благотворители в этом бизнесе пока не были замечены), а потом эти деньги в пути следования от одной прокладки к другой растворяются и возвращаются к государству буквально на уровне нескольких купюр.

Со льготой жизнь вольготна

Особенно занимательно, что в обратном направлении – из областного бюджета к «Автокомбинату № 2» – приходят суммы совершенно иного порядка. По информации министерства социального развития области, в среднем каждый месяц в компанию депутата Беликова перечисляется более 10 миллионов рублей (100 с лишним миллионов рублей в год!) в качестве компенсации за перевозку льготников. Но позвольте, воскликнет читатель, автобусы у субарендаторов, перевезенные пассажиры у них же, а деньги Беликову? И кто же потом следит за их справедливым распределением? А вот сам Андрей Павлович и следит, в полном соответствии с собственными понятиями о справедливости.

Не менее интересно, как определяется сумма этих компенсаций. С момента введения единых социальных проездных саратовские перевозчики каждый месяц сдают в городской комитет по социальной защите мешки с собранными талонами. За каждый талон возвращается небольшая денежка, но только вот в чем нюанс: за одного перевезенного пассажира в городском транспорте дают 8 рублей, а на пригородном транспорте – от 30 до 100 рублей (в зависимости от длины маршрута). Но билетики-то абсолютно одинаковые, на то они и единые. Что может помешать, да хоть тому же депутату Беликову – чисто теоретически – перевезти льготника на 11-м автобусе, а талончик его сдать, будто он ехал на дачном «ПАЗике» – и получить с того немалый профит? Данный юридический казус в областном правительстве комментируют неохотно, а на условиях анонимности источники признают, что да, иногда бывают в последнее время аномалии по количеству перевезенных пассажиров на пригородных направлениях, но презумпции невиновности никто не отменял.

Было ваше, станет наше

Вообще, если покопаться в многочисленных официальных бумагах и постановлениях, можно обнаружить много интересного. Например, несмотря на прискорбные финансовые результаты прошлого года, этой весной «Автокомбинат № 2» нашел 9 миллионов рублей на покупку у государства Ершовского АТП (при изначально заявленной цене в 18 миллионов рублей). Еще один районный перевозчик, Хвалынское АТП, за совсем шуточные 3,9 миллиона рублей отошел к компании «ТрансХолдинг», совладелицей которой является дочь Андрея Беликова, Ирина. Другая дочь депутата, Диана, тоже не осталась внакладе и вошла в число учредителей совершенно нового перевозчика под названием «Саратовский автовокзал Волга». Эта компания с ходу стала одним из фаворитов находящегося в государственной собственности автовокзала и начала работать сразу на нескольких популярных междугородних маршрутах в области. И никакого удивления это не вызывает, поскольку генеральный директор ООО «САВ» Кирилл Горькуша по совместительству работает начальником отдела пассажирских перевозок на автовокзале. В саратовских СМИ уже высказывались предположения, что конечной целью спецоперации является ни больше, ни меньше банкротство автовокзала и последующая передача активов в частную собственность под чутким руководством депутата Беликова.

Собственно, нечто похожее сейчас происходит с другим подведомственным областному министерству транспорта предприятием – ОАО «Саратовский автобусный парк», которое с марта прошлого года находится во внешнем управлении и потихоньку начинает распродавать с молотка свое имущество. В пуле кредиторов – ООО «Эдельвейс-Экспресс», один из тех самых маленьких перевозчиков, работающих под крылом «Автокомбината № 2». Генеральным директором предприятия с поэтическим названием является, не поверите, некто Николай Валерьевич Сараев. А соучредитель «Эдельвейса» Лариса Штыркова в частном порядке уже выступила в качестве претендента на приобретение турбазы «Икарус» на Зеленом острове, которая пока еще находится на балансе «Саратовского автобусного парка». Цена вопроса – всего-то около 500 тысяч рублей.

Какие из всего вышесказанного можно сделать выводы? На мой взгляд, такие: государственные транспортные предприятия мало-помалу становятся аффилированными к одному конкретному депутату при параллельной накачке его компании деньгами из бюджета и минимальной отдаче в виде налогов. И всё это во времена мобилизации и оптимизации. Нет, господа хорошие во власти, тут как в анекдоте: с таким настроем вы слона не продадите. По крайней мере, жителям области.

P.S. Вообще Казус Бели – Casus Belli – в Древнем Риме это формальный повод для объявления войны. В нашем случае речь идет несколько о другом...