Обществом – для общества

Оценить
Такова была форма помощи нуждающемуся населению, особенно в случаях чрезвычайных бедствий

В Саратовской губернии общественные работы получили распространение в начале прошлого века в связи с неурожаем 1901 года. Энтузиастом их организации стал губернатор Александр Платонович Энгельгардт.

Энгельгардт не был творцом этого способа помощи страждущим. К занятию людей на крупных общественных стройках в голодные годы прибегали еще власти древнего Египта. Очень широко практиковались общественные работы во Франции в конце XVIII века. В России они впервые состоялись по личному повелению Екатерины II в Воронежской губернии в 1774 году в связи с жестоким неурожаем.

Выделяя средства на организацию работ, казна получала возможность сокращать расходы на социальные пособия, так как число безработных уменьшалось. Работы играли также большую нравственную роль. Энгельгардт отмечал: «Удовлетворяя личным трудом переживаемую нужду, человек ясно осознает значение и цену труда. Это сознание укрепляет в нем силу воли, бодрит энергию, вызывает чувство самоуважения и является могучим воспитательным средством для будущей его самодеятельности. Помощь, получаемая вне труда, даром <...> действует нравственно растлевающим образом, парализует трудовую энергию и необходимую людям о себе заботу».

Почти в каждом населенном пункте находились нерешенные дела, до которых никак не доходили руки: расчистка родников, устройство прудов для водопоя или на случай пожара, укрепление берегов речек, сооружение удобных спусков и подъездов к водоемам, засыпка оврагов, возведение преград наступающим пескам. Мелкие земляные работы чаще всего брались в качестве общественных еще и потому, что не требовали больших затрат на материалы и инструменты. Сэкономленные таким образом деньги позволяли увеличивать заработки привлеченного к работам населения.

Средства на организацию работ выделялись как из государственной казны, так и из общественных средств местного самоуправления. Общее руководство принадлежало предводителям дворянства: губернскому и уездным. Непосредственно организацией занимались земские начальники, волостные старшины, сельские старосты, священники, учителя сельских школ. Отчеты о проведенных работах велись волостными и сельскими писарями и проверялись лично предводителями дворянства.

Так, в связи с неурожаем 1901 года на проведение работ по улучшению водоснабжения сел и деревень было ассигновано из казны 150000 рублей. Основная часть средств была направлена в наиболее пострадавшие от неурожая уезды: Вольский, Камышинский и Хвалынский. Взрослому конному работнику выплачивалось в день от 75 копеек до 1 рубля, пешему – от 40 до 50 копеек, женщине или подростку – от 25 до 35 копеек. Расчет производился раз в неделю.

Свой вклад в общественные работы внесло и губернское земство, выделив более 200 тысяч рублей, истраченных на улучшение водоснабжения, и 204 тысячи рублей – на ремонт дорог.

Кроме того, постановлением губернатора Саратову была выделена на десять лет беспроцентная ссуда, которая предназначалась для оплаты общественных работ. Чтобы обеспечить рабочие места, управление Рязано-Уральской железной дороги провело заготовку камня и щебня, ведомство министерства земледелия и гос­имуществ – заготовку лесных материалов. 58000 человек получили работу на расчистке фарватера Волги у Саратова.

Заслушав на заседании комитета министров отчет о состоянии Саратовской губернии за 1901 год, Николай II отметил: «Спасибо губернатору и его сотрудникам за умелую организацию общественных работ, которым я придаю первостепенное значение при неурожае».

Общественные работы проводились и в другие годы, в основном в теплое время. Жаждущие заработка уже с ранней весны наводили справки, где и как можно будет устроиться. Например, 31 марта 1907 года газета «Саратовский листок» сообщала, что у городской управы собралась толпа безработных, чтоб узнать об общественных работах, но была разогнана казаками. Однако 8 мая в управе всё же прошли торги на организацию таковых работ. Решили начать их через три дня, обеспечив 350 рабочих мест.