Традиционные и нестандартные

Оценить
Когда важно не только количество, но и качество

Минувшая культурная неделя строилась в основном либо вокруг изобразительного искусства, либо вокруг поэзии. Наша редакция решила не разрываться между событиями и посетила все значительные культурные мероприятия за семь дней.

Тихий голос и экспрессия

Мы никогда не пишем плохо про музей Радищева. Не будем делать это и сейчас, тем более что на минувшей неделе он представил две замечательные выставки в корпусе на Первомайской.

Сначала во вторник открылась персональная выставка Евгения Яли. Художественный критик Эмилий Арбитман некогда сказал, что «достоинства искусства Яли не в силе голоса, а в чистоте звучания». Блестящую характеристику творчества Евгения Дмитриевича дает автор буклета к выставке Ефим Водонос. С этим текстом можно ознакомиться на сайте музея. Добавим лишь, что живопись Яли по-настоящему поэтична и по-своему музыкальна. Голос Яли-художника так же негромок, как и голос Яли-человека. Это тот случай, когда глазу зрителя нужно оценить не грандиозность замысла (его нет), а оттенки настроения природы во всей их тусклой красоте. Пейзажи Яли созерцательны – их, как верно замечает Водонос, не столько требуется анализировать, сколько принимать такими, какие они есть.

В пятницу в том же корпусе открылась выставка другого замечательного саратовского художника – Вячеслава Зотова. К сожалению, он достаточно поздно пришел в настоящее искусство, а потому, как верно заметил Ефим Исаакович, выработка персонального языка шла у него интенсивно. К чему в итоге пришел бы художник, мы можем только догадываться – в 2003 году его не стало. Работы Вячеслава Юрьевича динамичны: даже в позднем творчестве сохраняется определенная экспрессивность, особенно в городском пейзаже. Между тем, экспрессия автора сочетается с внимательным отношением к проработке световых оттенков, в его картинах нет небрежности. Зато есть индивидуальное видение пейзажа. Впрочем, нельзя обойти вниманием и портреты художника, будь то «Портрет жены» или «Мужской портрет», на котором без труда можно узнать коллегу Романа Мерцлина.

Впрочем, на минувшей неделе не только Радищевский музей радовал любителей живописи. В четверг, 17 ноября, очередную годовщину со дня рождения Павла Кузнецова отметил дом-музей художника. В 12.00 в 19-й раз состоялась самая короткая выставка в мире «Художники Саратова – Павлу Кузнецову» (на фото), в ходе которой группа местных авторов приносит с собой одну картину и собирается для общей фотографии с коллегами. После этого выставка заканчивает свою работу. Кроме того, все желающие могли посетить идущую в эти дни персональную выставку Павла Варфоломеевича «Крым – Кавказ» из собрания Радищевского музея и частной коллекции.

Мистика и сериалы

Весьма интересная выставка «Совы не то, чем они кажутся» открылась 18 ноября в галерее современного искусства «ИМХО» в областном Доме работников искусства. Название отсылает к знаменитому сериалу «Твин Пикс» и продолжает серию мероприятий «На самом интересном месте...», посвященных сериалам. Если предыдущая выставка раскрывала тему фэнтези, то в этот раз организаторы решили рассказать о мистике. Неудивительно, что помимо «Твин Пикс» еще одним важным источником для вдохновения послужили знаменитые «Секретные материалы», которым посвящена инсталляция с жидкокристаллическими экранами группы «Repa».

В этот раз, используя особенности помещения, организаторы «ИМХО» решили поделить экспозицию на две части: светлую – в коридоре на третьем этаже СОДРИ, и темную – в лестничных пролетах, где принципиально не стали включать свет для зрителей. Зато раздали фонарики. Для атмосферы.

В «светлой» части гостей сразу встречала сова, вернее, ее чучело, которое вскоре после открытия пришлось убрать – ничего не поделаешь, галерея «ИМХО» находится в заведении с большим количеством детских секций, из-за чего организаторам приходится иногда изощряться и вешать объекты достаточно высоко, а то будущие посетители их выставок повредят экспонаты раньше срока. Также в коридоре висит инсталляция «[Мое полено не осуждает]»: за пленкой на стене скрыта фотосессия с участием автора инсталляции. Чтобы посмотреть ее, в идеале нужно зайти за пленку. Со стороны это тоже выглядит если и не мистично, то, во всяком случае, необычно.

А вот в «темной» части экспозиции сюрпризов еще больше: здесь за окном можно увидеть кожаные маски диких зверей работы Андрея Голубцова, другие дикие и не очень дикие звери красуются на работах Александра Гнутова-Баюна в сопровождении авторских стихов. Можно встретить и комиксы Антона Савинова по творчеству Андрея Платонова, и даже картину «Битва снеговиков с углевиками» Николая Копейкина – музыканта из знаменитой петербургской группы НОМ. На картине, как ни странно, снеговики действительно сражаются с углевиками – их черными собратьями.

Галерея «ИМХО», как обычно, подготовила нестандартную выставку, на которую, впрочем, еще надо попасть – экскурсии устраиваются по мере поступления заявок в соцсетях.

«Саратовские страдания» до «Саратовских страданий»

Культурная неделя была богата и на литературные события. Например, свое 30-летие отпраздновали сразу два литобъединения: более шумно – «Надежда» в Энгельсе, и саратовский «Контрапункт», который решил встретить юбилей в камерной обстановке театра «Балаганчикъ» в минувшую среду.

«Контрапункт» – это культовое литературное объединение Саратова 1986–1991 годов. Фактически это был цвет тогдашней неофициальной поэзии. В него входили поэты Александр Ханьжов, Сергей Рыженков, Олег Рогов, Игорь Сорокин и многие другие, композитор Игорь Гладырев, к нему были близки художники Роман Мерцлин и Виктор Чудин. Неоднократно участники «Контрапункта» привозили в Саратов живых классиков современной литературы, таких как Елена Шварц, Ольга Седакова и Дмитрий Пригов. Спустя 25 лет кто-то из них продолжает заниматься литературой, кто-то отошел от нее, кого-то уже нет среди нас. Но дело их в какой-то мере продолжает жить: в театре можно приобрести коллективный сборник «контрапунктовцев», а на следующий день после 30-летия в очередной раз был показан репертуарный спектакль «Контрапунктом» на стихи участников объединения.

Встреча «контрапунктовцев» получилась несколько сумбурной: часть членов литобъединения сменила прописку, поэтому пришлось устроить веб-конференцию. Технические неполадки отодвинули начало почти на полчаса, но встреча все-таки состоялась. Сначала «контрапунктовцы» пытались вспомнить, как всё начиналось в 1986 году. Как часто случается, у каждого была своя версия. А вот насчет окончания в целом споров не возникло. Олег Рогов говорил, что участников просто стали сильнее волновать другие проблемы: «Стало интереснее смотреть трансляцию Съезда народных депутатов, чем слушать стихи. Стало понятно, что что-то надо перестраивать. А дальше всё вышло как-то само собой». А вот Гладырев упорно не соглашался, что «Контрапункт» закончился. Но никто спор поддерживать не стал.

Встреча и разговор, перебиваемые поэтическими чтениями, растянулись почти на четыре часа. Участники вспоминали прошлое, местами смеялись, местами грустили, время от времени зачитывали письма тех, кто не смог вый­ти на связь, пели песни, а ближе к концу вечера прозвучали приговские «Саратовские страдания» – длинный стих, написанный по итогам поездки в наш город. К одноименному кинофестивалю он отношения не имеет – стих датируется 1994 годом.

Души прекрасные порывы

Через два дня, в пятницу, в областной научной библиотеке прошло заседание сообщества «Литературные чтения в Саратове». Мероприятие проводилось при поддержке общественного движения «Творческая молодежь». Большая часть присутствующих были просто поэтами и пришли не столько поучаствовать в дискуссии, сколько почитать. А дискуссия была – о «Перспективе развития в Саратове литературных движений». Впрочем, на первой встрече (их планируется продолжать и дальше) пока это больше напоминает «души прекрасные порывы», когда представители литературных организаций не столько предлагают конкретные идеи, сколько рассказывают о достижениях своих организаций и спорят по поводу того, что же нужно улучшать. Звучали, впрочем, и резонные замечания о необходимости больше внимания уделять обучающему компоненту в литклубах (то бишь чтения чтениями, но учитесь еще и писать). Говорили и о создании нормальной информационной среды для всех неравнодушных к местной литературе людей, и о том, что наш город нуждается в грамотном энциклопедическом труде, посвященном местным авторам. Единственное претендующее на эту роль издание «Литературная карта Саратовского края» (2009) отличается фрагментарностью и крайне субъективным подходом – тот же «Контрапункт» его составителями проигнорирован.

Вместе с тем, некоторые из участников предостерегали, что не стоит путать количественные показатели с качественными – проведение массы литературных мероприятий с толпой графоманов будет больше похоже на бессмысленную отчетность, чем на что-то полезное. В эти моменты, разумеется, возникал вопрос: «А судьи кто?» и почему стоит работать только на подготовленного читателя и писателя. В общем, вопросов пока больше, чем ответов.