Монашествующий генсек и непреклонные мотоциклисты

Оценить
А также депутатки-монархистки, культурно близорукие активисты и иже с ними

Что-то непонятное творится в головах российских граждан. Я не о реакции на избрание Дональда Трампа, хотя и здесь немало странного. Согласитесь же, удивительно, когда Маргарита Симоньян предлагает ездить по Москве с американскими флагами. Симоньян – обратите внимание – руководитель одного из пропагандистских телеканалов – RT. Оставим Трампу трампово. Поговорим о тех странностях, из которых сшито пестрое лоскутное одеяло нашей идеологической жизни.

Да, это одеяло настолько пестро, что сенатор от Крыма Ольга Коветиди даже предложила разработать закон о единой идеологии. Потом, правда, заявила, что ее неправильно поняли, что она предлагает только еще новый праздник – День верности присяге. Тоже вызывает вопросы, ведь другая представительница Крыма в российском парламенте Наталья Поклонская уже давала присягу – но Украине. И заместитель командующего российским Черноморским флотом Денис Березовский тоже присягал Украине. Так что и с этим праздником сенатор, похоже, погорячилась.

Мы не в ответе за тех, кого приручили

Последнее идеологическое обострение началось с речи Константина Райкина и реакции на нее (подробности – в прошлом номере нашей газеты). Потом страсти вроде бы улеглись, но не все горячие головы остыли. Как вы помните, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков посоветовал главному байкеру страны Залдостанову извиниться перед артистом. Залдостанов совету не внял и отказался. Вместо него еще один «ночной волк» Кайгородов предложил пресс-секретарю вернуть на Родину дочь, обучающуюся за рубежом. Песков слов ответных не нашел, может, счел ниже своего достоинства отвечать мотоциклисту. И вроде бы это ерунда, мелочь. Но, может быть, и симптом, первый признак. Признак того, что создаваемые и пестуемые Кремлем ультрапатриотические организации начинают выходить из-под контроля в своем понимании и проявлении патриотизма. А всё от того, что некоторые работники администрации президента, отвечающие за подобного рода организации, плохо знают историю. Понятно, велик соблазн иметь под рукой карманную, ручную «Черную сотню». Только дело в том, что такие сообщества, к тому же состоящие, как правило, из людей, мягко говоря, неуравновешенных, способны на многое. Вспомним классическую «Черную сотню», ведь среди ее жертв были и системные политики, пусть и оппозиционно настроенные – Михаил Герценштейн и Григорий Иоллос. Впрочем, и сегодня в России есть жертвы политического террора – Борис Немцов, Станислав Маркелов. И получается, что ни тогда, ни сейчас классическая формулировка «Мы в ответе за тех, кого приручили» не действует.

Есть в этом и в некоторых других современных конфликтах одна примечательная черта. По сути, свои борются со своими. Судите сами: Константин Райкин был доверенным лицом Владимира Путина на его прошлых выборах. Или вот еще одно противостояние – депутат Наталья Поклонская против режиссера Алексея Учителя и его фильма «Матильда». Интересная деталь: Учитель был среди тех деятелей культуры, которые подписали письмо в защиту крымской политики Путина. Получается, что неким образом он содействовал появлению Поклонской на российской политической орбите. Теперь оправдывается, к определенному злорадству либеральной публики.

Большевики и монархисты

Но в чем же суть конфликта депутата и режиссера? Политически продвинутая часть российского общества и прежде замечала за госпожой Поклонской сходство с героинями японской мультипликации для взрослых и некоторый недостаток образования. Последнее качество в ее противостоянии с фильмом «Матильда» проявилось в полной мере. Хотя вполне вероятно, что Поклонская просто транслировала в паблик и в правоохранительные органы тезисы некоей монархической организации «Царский крест». Но и сама она к фильму относится категорически: «Бюджет (фильма. – Д. К.), по некоторым данным, составил около 25 миллионов долларов. А на какие цели такие деньги, что прославляет и культивирует этот фильм? Неужели патриотизм или высоконравственные начала? Вчера в ходе бурных недовольств у меня спросили, смотрела ли я этот фильм. Конечно же – нет, и не буду мараться». Вот уже шестьдесят лет прошло, но ничего в России не меняется: «Пастернака не читал, но осуждаю» – это вечная наша формула.

Кстати о «патриотизме и высоконравственных началах», о которых так печется депутат. Алексей Учитель утверждает, что его фильм как раз об этом: о трудном выборе молодого человека – цесаревича Николая – между любовью и долгом. Николай даже хотел отказаться от престола ради любви к Матильде Кшесинской – это исторический факт. Но потом всё же выбрал трон. Началось с Ходынки, продолжилось Цусимой, закончилось 1917 годом. Но Поклонская как истинная монархистка – она даже на акцию «Бессмертный полк» ходила с портретом императора – ничего этого знать и слышать не хочет.

Впрочем, монархисты на нашей сегодняшней картине не только ею одной представлены. 1 августа 2016 года Владимир Путин поручил Российскому военно-историческому обществу, Министерству культуры РФ, Управлению делами Президента РФ и Федеральной службе охраны РФ рассмотреть вопрос о воссоздании памятника великому князю Сергею Александровичу на прежнем месте.

Великий князь Сергей Александрович, дядя кумира Поклонской, был генерал-губернатором Москвы, весьма неэффективным управленцем даже по свидетельству своих же родственников и виновником Ходынской катастрофы. В народе его прозвали князем Ходынским. В 1905 году был убит эсером Иваном Каляевым, на месте взрыва его кареты и установили памятный крест. Снесен крест был при непосредственном участии Владимира Ленина, по крайней мере, так пишет революционный комендант Кремля Павел Мальков:

«Владимир Ильич ловко сделал петлю и накинул на памятник. Взялись за дело все, и вскоре памятник был опутан веревками со всех сторон.

– А ну, дружно, – задорно командовал Владимир Ильич.

Ленин, Свердлов, Аванесов, Смидович, другие члены ВЦИК и Совнаркома и сотрудники немногочисленного правительственного аппарата впряглись в веревки, налегли, дернули, и памятник рухнул на булыжник».

Ну, стало быть, мы монархисты теперь. Грозный Иван в кумирах у нас. Но тогда как быть с недавним решением научного совета при Совете безопасности России? А решил совет при совете пресечь фальсификации нашей истории, в том числе революции 1917 года. Эксперты отметили необходимость противостоять попыткам намеренного искажения этого важнейшего периода российской истории. Вот только какую версию Октября 1917 года надо защитить от посягательств? Ту, согласно которой рабочие, солдаты и матросы после залпа «Авроры» под руководством товарищей Ленина, Сталина и Троцкого свергли прогнивший режим Временного правительства? Или товарища Троцкого вычеркиваем? Или совсем уж радикально объявляем основной версией, что революция была операцией германского Генштаба? Всё смешалось в доме...

Многим кажется непонятным наше, на первый взгляд, хаотичное отношение к истории – то Ленин, то Иван Грозный, династия Романовых. Но есть прекрасные слова немецкого историка позапрошлого века Иоганна Густава Дройзена: «Освещается не прошлое – его больше нет, – но то из него, что Здесь и Сейчас еще не прошло». И если исходить из этих слов, то ничего у нас не прошло: ни варварское средневековье Ивана IV, ни монархия, ни большевизм, ни религиозный фанатизм.

Вот еще иллюстрация: ростовский театр драмы планирует поставить спектакль «Сталин. Часовщик».

«Спектакль видится как исповедь героя с трибуны Мавзолея, героя, готового предстать перед судом Божьим и судом времени. По сути, перед нами покажется монашествующий монарх, аскет, человек очень сложного нрава, избравший путь беззаветного и бескорыстного служения своему Отечеству», – приводит слова худрука театра Пудина сайт театра. Пудин также сообщил, что в спектакле «на сцену выйдут мама Сталина, его жена Надежда Аллилуева, дочь Светлана и сын Василий, а также самые ближайшие люди, с кем он работал, кому доверял и с кем делал победу: Жуков, Ворошилов, Поскребышев, Берия и другие». Вот интересно, Лаврентий Павлович тоже предстанет в облике монашествующего аскета?

Приключение Эндрю Ллойд-Вебера в России

Но это не все театральные новости. В 1970 году англичане Эндрю Ллойд-Вебер и Тим Райс написали рок-оперу «Иисус Христос – суперзвезда». Поистине это было эпохальным событием в мире музыки. Яркие запоминающиеся мелодии, вокалист группы Deep Purple Йен Гиллан исполнял партию Христа в классической версии – словом, шедевр. Сюжет был близок к евангельскому оригиналу, с одним только существенным отличием. Иуда предавал Христа не ради денег, он сомневался, что тот справится с возложенной на него миссией, и потому ускорил события.

Шли годы. Опера Ллойд-Вебера не так уже популярна, но по-прежнему в чести у любителей музыки. Понятно, что в Советском Союзе она была запрещена – как пропаганда религии. Сейчас вроде никаких запретов нет. По городам и весям путешествуют различные музыкальные коллективы и представляют публике свои версии «Суперзвезды». Добавим: и разного художественного достоинства эти версии. И вдруг против них ополчилась некая «православная общественность». Сначала пытались запретить постановку в Ростове, конфликт решал Сергей Иванов, тогда еще глава президентской администрации. Но вот Иванов переброшен на экологию и защиту леопардов, и «общественники» снова взялись за свое.

В середине октября показ оперы «Иисус Христос – суперзвезда» был отменен в Омске. Против постановки выступило движение «Семья, любовь, Отечество». Его сторонники назвали оперу кощунственной и заявили, что она «является непрерывным богохульством и попиранием сакральных смыслов».

31 октября стало известно, что письмо с требованием отменить показ оперы поступило к губернатору Тюменской области. По мнению авторов письма, опера направлена на «создание ложного представления о божественной сути Иисуса Христа, канонических воззрений на библейские события».

Пришлось вмешиваться РПЦ – опять повторилась ситуация с «теми, кого мы приручили».

Глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Владимир Легойда заявил, что рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» «многих привела в церковь». «Между кощунственным и неканоническим изображением святыни – пропасть, которая незаметна только культурно близорукому человеку, – сказал он и добавил: – Художественные произведения, основанные на библейских сюжетах, являют нам отблески христианской культуры».

14 ноября постановка оперы должна была состояться в Саратове. Пока, по крайней мере, на тот момент, когда писался этот текст, «общественность» никак себя не проявила.

Перед бурей головы болят

Но что удивительного в приведенных фактах, могут спросить читатели. Одни привычно скажут, что это наша традиционная «разруха в головах». Другие возразят, что Россия ищет себя, свою самобытную, исконную и проч. идеологию и понимание мира. Но есть и третий вариант: разброд мыслей, слов и действий есть интуитивное предчувствие каких-то больших перемен. Понятно, что одни, чувствуя эти перемены, стремятся как-то приблизить их. Другие же яростно бьются за сохранение статус-кво.

Но о каких переменах может идти речь в нашем стабильнейшем из стабильных государств? Тут вот какое дело: на протяжении ноября в крупных СМИ появились почти подряд сразу две статьи Валерия Соловья – политолога, профессора МГИМО и одного из самых точных предсказателей политического будущего в России. Один из его текстов был оперативно убран с сайта МК, но на то и есть интернет, чтобы рукописи не горели. Второй долго был в главном на «Газете Ру». Именно Соловей предсказал перевод Вячеслава Володина в Госдуму. Да, это носилось в воздухе, и наша газета еще в августе писала о том же. Но кто мог предсказать появление Антона Вайно во главе администрации президента? А Соловей это сделал за два месяца до назначения.

Но сейчас речь идет не о предсказаниях профессора, не о вероятности появления госсовета и досрочных выборах и даже не о победе на них (кого бы вы думали?) Дмитрия Медведева.

Речь идет об общем настроении российского общества:

«Если уж мы говорим, что всё сегодня находится в руках власти, нельзя забывать, что власть, у которой нет конкурентов, обязательно начинает совершать ошибку за ошибкой. Плюс общая ситуация поджимает: ресурсы у страны заканчиваются, нарастает недовольство. Одно дело, когда вы терпите год или два. А когда вам дают понять, да вы и сами «нутром» чувствуете, что придется терпеть всю жизнь (20 лет стагнации, что потом?), ваше мироощущение начинает меняться.

И вы вдруг понимаете, что терять-то вам уже нечего. Вы и так уже, оказывается, всё потеряли. Так чем черт не шутит – может, лучше перемены?

Социологи, которые занимаются качественными исследованиями, говорят, что мы находимся накануне кардинального разворота массового сознания, который будет очень масштабным и глубоким. И это разворот в сторону от лояльности власти. Похожую ситуацию мы переживали на рубеже 80–90-х годов прошлого века, перед крушением СССР. Потому что сначала революции происходят в головах. Это даже не готовность людей выступать против власти. Это неготовность считать ее властью, которая заслуживает подчинения и уважения, – то, что называют потерей легитимности».

Так вот, наше предположение, что все эти идеологические разброд и шатания – тоже признак близких перемен. Пока, конечно, только в общественном сознании.