$200 хорошо, $100000 лучше

Оценить
Популизм популизму рознь

Нефтяному королю Игорю Сечину разрешили на минувшей неделе продать госпакет акций Роснефти по цене значительно ниже рыночной. Эта информация про удачные обстоятельства для товарища Владимира Путина, потому что Роснефть сама намерена купить госпакет. Удивляются и возмущаются такой многоходовочке только аналитики неф­тегазового рынка. Граждане, если и слышали что-то об этом странном правительственном распоряжении, то пропустили информацию мимо ушей. Простым людям давно ясно, что думать о том, как расходуются неф­тегазовые доходы, не их ума дело. И такое отношение к правительственным распоряжениям может сохраняться у людей в России бесконечно долго. Но испортить этот праздник бесконтрольности и правительственным чиновникам, и нефтяным и газовым королям можно.

Группа депутатов-коммунистов в Госдуме зарегистрировала законопроект о перераспределении природной ренты. Бывший глава бывшей компании ЮКОС Михаил Ходорковский тоже размышляет о перераспределении сверхприбылей в нефтяной отрасли. Коммунисты готовы раздавать эти дополнительные деньги не всем. Ходорковский куда великодушнее. И простая суть его предложений наверняка понравится пенсионерам – и нынешним, и завтрашним, и послезавтрашним.

Кто не работает, тот не получит

Толчок к написанию законопроекта коммунистам дал руководитель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов. Осенью 2014 года в эфире телеканала Россия 24 он предложил: «Пускай у каждого гражданина будет счет, куда идут деньги за каждую тонну проданной нефти за рубеж... Пусть ежегодно они, к примеру, получают от тысячи долларов».

Кощунственное предложение Миронова с ежегодной стоимостью в 140 млрд американских долларов публично поддержал только наш земляк, коммунистический депутат Валерий Рашкин. Он предложил провести референдум, чтобы народ высказался «за» и «против». Партия «Справедливая Россия» референдума не дождалась, но пообещала написать законопроект. Однако коммунисты их опередили в деле законотворчества. Нынешней осенью Валерий Рашкин и Сергей Обухов зарегистрировали в Государственной думе свой законопроект в форме дополнения к федеральному закону «О недрах».

Валерий РашкинВ нем предлагается часть доходов федерального бюджета от поступающих за финансовый год платежей, связанных с добычей полезных ископаемых, распределять в равных долях между гражданами РФ. В первый год действия закона на это должна пойти пятая часть таких платежей. А в каждый последующий год под раздачу следует пускать на 2 процента больше, чем в предыдущий. По расчетам депутатов-коммунистов, если законопроект удастся принять в 2016 году, то уже в 2017-м на счета граждан поступит около 13 тысяч рублей (примерно $200 по нынешнему курсу).

Важная деталь законопроекта состоит в том, что на рентный платеж смогут претендовать только: взрослые граждане России, за которых работодатели платили налоги в бюджет; официально зарегистрированные безработные, не получающие пособия; пенсионеры с трудовым стажем не менее пяти лет. При этом выплаты из бюджета должны носить заявительный характер. Неполученные средства возвращаются в казну.

Законопроект депутатов преследует не одну цель осчастливить соотечественников. Сверхзадачи более объемны. Авторы считают, что реализация их предложения вынудит правительство наполнять бюджетную систему РФ иными доходами вместо привычных нефтегазовых. А кроме того, приятным бонусом для правительства станет желание людей добровольно отказаться от теневой занятости, чтобы получить право претендовать на рентную «тринадцатую зарплату». Замену выпадающим нефтегазовым доходам федерального бюджета авторы законопроекта видят в госмонополии на производство и оборот алкогольной продукции, и особенно – в возврате прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц.

Судьба законопроекта пока туманна. Думские бюрократы отправили авторов за официальным заключением правительства РФ.

Деньги, которые принадлежат всем, нельзя тратить непрозрачно и бесконтрольно

Михаил ХодорковскийЗаконопроект, идеологом которого является Михаил Ходорковский, пока еще вообще не дошел до Государственной думы. Однако в интернете идет сбор подписей его сторонников, которых лишь неполных 4 тысячи человек.

Видимым отличием законопроекта Ходорковского от законопроекта Рашкина и Обухова можно назвать предложение раздавать изымаемую ренту всем российским гражданам. И малые, и старые, и те, кто сидел в тюрьме, и те, кто не работал, и те, кто уехал жить за границу, – все имеют на нее право. Потому что эти деньги как бы подарок ныне живущим от прошлых поколений: тех, кто присоединял к российскому государству эти богатые нефтью земли, и тех, кто защищал родину в годы войн и умел ее любить и ценить в годы лишений.

«Можно говорить о больших правах жителей тех регионов, которые несут экологическую нагрузку от добычи полезных ископаемых, но в общем понятно, что защищали наши предки эту землю, и если придет беда, то каждому из нас, и нашим детям, и нашим внукам, придется ее защищать так же, – разъяснял Ходорковский идеологию возможного законопроекта перед участниками круглого стола в Иркутске нынешним летом. – Так что все просто: получили природную ренту – отдайте ее непосредственно людям более-менее поровну».

Ходорковский рыночник и понимает, что деньги, перечисленные на индивидуальные счета, должны работать. Он предлагает начинать выдачу денег только после достижения человеком пенсионного возраста. Пусть она будет страховой частью пенсии, которую люди будут получать не как благо (или подачку) от государства, а по праву рождения в стране. А вот вторая часть пенсии может зависеть от стажа работы человека, от его заработков. Между прочим, если верить в исходные цифры Ходорковского, то в 2016 году страховая часть пенсии-ренты могла бы составлять 27 тысяч рублей.

Ходорковский уверен, что ежегодно на персональные счета каждому жителю страны можно начислять по 500–600 долларов. С учетом процентной ставки к моменту получения пенсии эти деньги при грамотном инвестировании превращаются в 100000 долларов.

То, что падает с неба

Ежегодные 500–600 долларов для каждого жителя России Ходорковский увидел только в нефтяной отрасли. Хорошо разбираясь во всех ее расходах и доходах, он легко считает: затраты на добычу одного барреля составляют 5–7 долларов США (это включая капвложения), затраты на транспортировку – 3–5. С учетом прибыли в 3–5 долларов с каждого барреля у бывшего главы ЮКОСа получается, что условная бочка с нефтью URALS стоит не больше 18 долларов. Разница между ценой на рынке и этой стоимостью называется природной рентой.

Цена на рынке бывает и ниже стоимости нефти для компании. В 1998 году российский сорт URALS стоил меньше 8 долларов за баррель, а в 2003 году, когда Ходорковского упрекали, что он отнял у российского народа всю нефть, – уже около 25 долларов. Несколько лет назад цена российской нефти зашкалила за 100 долларов, продержалась выше этой отметки годы и только потом начала снижаться, опустившись уже до 45–47-долларовых значений.

Рента (то есть разница между ценами) и сейчас частично забирается в бюджет различными платежами и сборами (НДПИ, налог на прибыль, таможенные пошлины). «Эти деньги как бы падают чиновникам с неба, и они имеют возможность распоряжаться ими без контроля граждан, – говорит Ходорковский. – 90 процентов казнокрадства в стране (я сейчас не говорю о коррупции) – это расходование таких непонятно откуда упавших денег. Но внедрение схемы прямого перечисления средств на пенсионные счета позволит каждому гражданину прозрачно контролировать общий доход».

Известно куда перекачиваются

В заседании круглого стола, где впервые говорили об идеологии необходимого России законопроекта, принимал участие Владимир Милов, известный не только попытками партстроительства, но и глубоким анализом событий в нефтегазовом секторе. Он подсказал Ходорковскому, что посчитать можно не только нефтяные, но и газовые сверхдоходы. Причем газовые кажутся Милову даже более перспективными.

Он приводит только две цифры. Поступления в бюджет от нефтяного сектора составляют в последние годы примерно 5 триллионов рублей. А газовая отрасль, которая добывает примерно столько же, платит в бюджет всего 1 триллион рублей. При этом каждая тысяча тонн проданной нефти облагается налогом на добычу полезных ископаемых в размере 100 долларов, а за каждую тысячу тонн газа Газпром платит в бюджет всего 20 долларов НДПИ. «Многие слышали споры о том, какую цену лучше назначить за газ Украине: 200 долларов за тысячу кубов, 300 или 400, но налога при любой цене Газпром платит всего 20. И если в нефтяной отрасли изымается примерно половина от выручки, то в газовой – неприлично низкий уровень налогообложения, абсолютно не соответствующий справедливому изъятию рентных доходов. И это связано с тем, что Газпром аффилирован с политическим руководством страны, – утверждает Милов. По его словам, только две подрядные фирмы Газпрома, которые принадлежат двум друзьям Владимира Путина, имеют годовую выручку в 500 миллиардов рублей. – Вот куда это все вместо бюджета перекачивается».

Однако, по мнению Милова, «вместо того чтобы размазывать рентные доходы по всей стране», лучше целевым образом направить их в недофинансированную пенсионную систему: «Грубо говоря, отдать Газпром пенсионерам. Сегодня на нем зарабатывают непонятные люди».

Избыточные доходы нефтяных компаний россияне должны видеть в своих карманах

Компетентный не только в России, но и в международных кругах эксперт Михаил Крутихин, который тоже участвовал в обсуждении идеи Ходорковского, подтвердил бездумную растрату нефтяных и газовых денег направо и налево. Он привел в пример решение Газпрома построить газопровод Сахалин–Хабаровск–Владивосток – «с одного конца нет газа, с другого – рынка, непонятно зачем строили, нажились только подрядчики». «Южный поток» для транспортировки газа в Европу строят без разрешения на строительство от западных стран. Вложили 17 миллиардов долларов в трубу – «кто будет за эти деньги расплачиваться, совершенно непонятно». Проект «Сила Сибири» эксперт тоже называет заведомо провальным. Потому что начинали его строить из расчета получать от китайцев 300 долларов за тысячу кубов поставляемого газа, но уже сейчас в азиатском регионе газ согласны покупать не дороже чем по 140 долларов – «в конце концов у нас получится, что российский налогоплательщик будет субсидировать китайских потребителей газа».

К Роснефти у Крутихина тоже есть вопросы. Зачем она согласилась выделить 11 миллиардов долларов Индонезии на строительство нефтеперерабатывающего завода? Зачем решила построить нефтехимический завод на Дальнем Востоке мощностью 26 млн тонн нефти в год? Откуда Роснефть возьмет эту нефть, если она уже продала всю будущую добычу китайцам?

Но, по мнению Крутихина, строить новый закон на задаче перераспределения части прибыли компаний на пользу населения недостаточно. Нужно говорить о политике государства в отношении этих компаний. Ходорковский соглашается, что «важна политическая воля, чтобы эти деньги не исчезали, не направлялись на идиотские проекты». Но для того, чтобы эта политическая воля возникла, нужно, чтобы давление шло со стороны общества. Ходорковский понимает и то, что просто так, ни с того ни с сего, общество на власть давить не собирается еще долго. «Я знаю наших граждан. Для того, чтобы они всерьез заинтересовались каким-то вопросом, они должны увидеть деньги у себя в кармане», – говорит он, объясняя полезность популистского, в общем-то, законопроекта.

– А чем вы тогда отличаетесь от Путина, который тоже покупает симпатии людей патерналистской политикой? – спрашивали Ходорковского из зала.

– Патернализм это когда власть делает вид, что раздает гражданам блага из своего кармана. Я не считаю патернализмом, когда люди требуют от власти то, что им принадлежит, – говорит Ходорковский. – Но сейчас люди не чувствуют, что избыточные доходы нефтяных компаний – их деньги. Хотя это так.

Всерьез думать, что этот условный законопроект Михаила Ходорковского пройдет согласование в российском правительстве и получит голоса в действующей Государственной думе, нельзя. Но в данном случае, вынося идею на обсуждение, он хотел заострить внимание людей на том, что власть, оставляя все как есть, не собирается слезать с сырьевой иглы – раз, согласна продолжать бездарное государственное управление рентными доходами – два, продолжит практику передачи ренты узкому кругу приближенных лиц – три.