Нам реально не хватает!
19 миллиардов рублей требуется администрации Саратова для того, чтобы исполнить определенные для нее законами полномочия перед горожанами. А в бюджет придет в лучшем случае всего 6,5 млрд. Жить будем – по средствам. Выживем ли – никто не знает. Да, похоже, это мало кого волнует. По крайней мере, лишних вопросов на публичных слушаниях по бюджету Саратова на 2017 год никто не задал. В зале собрались 182 человека. Мероприятие состоялось в минувшую пятницу.
Замороженные налоги
Собственные налоговые и неналоговые доходы в размере около 6 млрд рублей привычны для городской казны уже несколько лет. И это еще удивительно. Потому что давным-давно взятый курс на выкачивание денег с территорий российских городов ежегодно только ужесточается. Вслед за федеральным центром нехватку денег жестко начали ощущать губернаторы. Помешать региональным властям еще интенсивнее попылесосить налогооблагаемую базу муниципалитетов в свою пользу федеральный центр не хочет.
Изменение доходной части бюджета |
Слава богу, из бюджета Саратова пока еще не забрали весь налог на доходы физических лиц. Оставили каким-то чудом 26,6 процента от общего объема этого главного для городского бюджета налога. Тем, кто не верит, что НДФЛ могут забрать, напомню, что когда-то, во времена мэра Аксененко точно, на муниципальном уровне власти оставляли налог на имущество организаций. А потом муниципалитетам оставили только налог на имущество физических лиц. Самые жирные куски этого индивидуального имущества закон долгие годы разрешал не ставить на налоговый учет до тех пор, пока не будет прибит последний шпингалет на форточке. Стоит ли удивляться, что поступления от этого налога (менее 400 млн рублей) в бюджете Саратова в 2017 году будут не сильно видны?
А вот 26,6 процента НДФЛ составят около 4 млрд рублей. Понятно, что если бы весь подоходный налог оставался там, где его собирают, то им можно было бы пополнить бюджет Саратова на 15 млрд рублей? Идем дальше. Бюджет Саратова остался без транспортного налога, без акцизов на бензин. Это значит, еще как минимум миллиард забрала администрация Валерия Радаева у Валерия Сараева. Их, конечно, проблемы, как поладили, на чем сошлись. Но по большому счету саратовские автомобилисты не должны связывать плохие дороги с плохой администрацией Саратова. Адресовать претензии следует областному уровню власти. Про городскую же власть важно понимать, что, несмотря на стабильные 6,5 млрд рублей собственных налоговых и неналоговых доходов, на самом деле она каждый год становится всё скованнее в средствах. Инфляции и девальвации никто не отменял. А они обесценивают не только личные, но и общественные финансы.
На межбюджетном уровне пока мало что ясно
Перечисления из областного бюджета пока запланированы в размере 4,5 млрд рублей. Более точную цифру городские власти назвать не готовы. На момент публичных слушаний областной бюджет еще не был представлен в областную думу. Да и федеральный бюджет еще не прошел все чтения. Так что точности в расчетах, сколько денег оттуда спустят до нашего бедного муниципалитета, тоже нет. И долго еще может не быть. Например, кто в начале нынешнего, 2016 года мог всерьез мечтать о миллиардах на расселение аварийного жилья и дороги? Но они же обрушились на Саратов золотым дождем и резко увеличили его привычный бюджет. Глядишь, и 2017 год порадует. Но пока картинка грустная: 4,5 млрд рублей, и почти весь объем этих ожидаемых перечислений – субвенции, то есть деньги, жестче всего связанные с целью и сроками их расходования.
Доходы и расходы бюджета областного центра впервые за долгие годы будут равны. Они составят в 2017 году по 10986 млн рублей. Отказ от запланированного дефицита бюджета произошел, с одной стороны, по договоренности с областным минфином, а с другой стороны – из-за необходимости следовать жестким правилам Бюджетного кодекса РФ. Саратов уперся в потолок возможных для него долговых обязательств. Всё, что будут занимать в следующем году у коммерческих банков, пойдет на закрытие ранее взятых кредитов. Сроки расчетов с банками лучше не нарушать. Платежная дисциплина отражается на стоимости кредитов. В 2017 году на обслуживание банковских долгов из бюджета заберут 800 млн рублей.
Под новые кредиты для реструктуризации долгов сформирован список муниципального имущества, которое будут закладывать в банки. В нем семь зданий: две бани – на Университетской и на Антонова, Ростелеком – на Шелковичной, городская служба спасения – там же, детско-юношеская спортивная школа – на Радищева, физкультурно-спортивный комплекс – на Чернышевского, администрация кладбищ – на Киселева.
«Резервы повышения бюджетных доходов за счет изменения налогового законодательства практически отсутствуют», – подвел черту под надеждами на лучшую жизнь и.о. председателя комитета по финансам городской администрации Александр Струков, представляя бюджетный расклад на публичных слушаниях. Что удастся вытрясти из теневой экономики – не подсчитаешь. На комиссиях совместно с правоохранительными органами не первый год рассматриваются вопросы по доведению заработной платы до прожиточного минимума и ставят цели по сокращению недоимки по налоговым и неналоговым доходам. Но экономический эффект от этих мер в лучшем случае выразится в десятке-другом миллионов. И общую картину ими не исправишь.
На себя, любимых, нашли всё-таки
Расходная часть бюджета еще грустнее доходной. В ней повысили отчисления на пенсионное и медицинское страхование, платежи за коммунальные услуги и добавили немножко денег на питание школьникам особых групп, в которые входят дети-инвалиды, дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети беженцев и переселенцев из Украины. Вроде добавка мизерная – 4 рубля, но на год потребуется более 30 миллионов рублей.
Расходы в расчете на 1 жителя города |
Чиновники убеждают население, что основные расходы бюджета Саратова пойдут на социальную сферу (7,5 млрд рублей). Большей частью этих денег (6,5 млрд рублей) будет оплачено дошкольное, школьное и внешкольное образование. Но из собственных городских средств на образование запланировано менее 2,5 млрд рублей. И вот если эту цифру сравнить с объемом денег, что отрядили на содержание городских чиновников, то становится грустно. Потому что на чиновников администрации Сараева не жалко почти миллиард рублей. То есть около 10 процентов от всех бюджетных расходов. Но вообще-то лет 15 назад, во времена, когда еще не принято было хвастать стабильностью, корректным считалось тратить на оплату деятельности властных органов не больше 5 процентов от бюджета.
– На сколько вы бы оценили возможности администрации при таком бюджете? – спросил Струкова депутат Саратовской городской думы Александр Анидалов.
– Согласно реестру расходных обязательств, бюджетная обеспеченность на исполнение собственных полномочий составляет порядка 34 процентов, – ответил главный финансист городской администрации. Собственные полномочия недофинансированы. Переданные с областного уровня полномочия обеспечиваются финансированием на 99 процентов.
Публику заменили коммунистами
Депутат от КПРФ Александр Анидалов взялся подвести итоги слушаний. Тезисно вот они:
1. Бюджет предполагает исполнение обязанностей по различным пунктам – на 6, 18, 36 процентов от необходимого.
2. Деградация города будет прогрессировать.
3. Администрация данным бюджетом расписывается в невозможности исполнения всех своих обязанностей, предусмотренных полномочиями по действующему законодательству, которые на нее возложены.
4. Сборы по НДФЛ, скорее всего, будут сокращены. Рабочие места сокращаются. То есть планы по сбору собственных налогов могут и не исполниться.
5. Чиновникам необходимо перестать бояться, что им сверху за что-то «прилетит», и лучше дать бюджет с реальным дефицитом.
«Пусть федеральная власть узнает, сколько нам реально не хватает», – сказал депутат Анидалов. И ему за такие слова точно ничего не будет. Но чиновники-то понимают, чем рискуют.
Графический материал взят из проекта «бюджета для граждан на 2017 год».