Дядя Коля, долг и праздник
Обычно новости из жизни родного села за время своего отсутствия я узнаю от дяди Саши, бодрого пенсионера с раскатистым южно-русским «г», который встречает меня с автобуса на трассе и везет в родительский дом. «Что, Саратов стоит там?» – начинает он беседу, после чего одна за другой льются истории из деревенской жизни.
На этот раз традиция нарушена – с нами в салоне вишневой прямоугольной «копейки» почему-то едет механизатор дядя Коля (имена героев изменены), небритый мужик в серо-черной одежде. Дядя Коля широко улыбается, обнажая свой щербатый рот, и протягивает мне в честь знакомства свою большую шершавую ладонь. Мы знакомимся заново, и я расспрашиваю о его племянниках, с которыми вместе выросла. Все трое женаты, и, оказалось, второму из них попалась очень сварливая молодая жена. «Не пускает Игорька домой, хочет разводиться и алименты с него выбивать. Хотя на дом накопил он. А она его специально там не прописала», – обозначил суть проблемы дядя Коля.
По дороге он остановил машину у продуктового магазинчика в соседнем селе, взял у нашего водителя дяди Саши сто рублей взаймы и исчез на пять минут. «Подобрал его отсюда, – рассказал про попутчика дядя Саша, – напился и заночевал на фургоне с семечками». И проснулся механизатор в другом селе за 20 километров от дома, а солярки в КамАЗе ни капли нет...
Из магазина примерный семьянин выходит с несколькими буханками хлеба. Ненадежным людям сейчас стараются не давать продукты в долг. Дела идут туго, владелица магазина недавно отпустила продавщиц и сама встала за прилавок.
«Оль, у тебя сто рублей будет – долг отдать?» – спрашивает по телефону у своей супруги дядя Коля. Потом морщится, отстраняет жужжащий телефон от уха и примиряюще завершает опасный разговор. Механизатор просит у водителя разрешения отдать долг позже, на следующей неделе.
«Ну что у вас там, в Саратове, дороги сделали? – переводит тему разговора дядя Саша. – И у нас перед выборами делали!» В подтверждение его слов машина начинает подпрыгивать, качаться, переваливаться с боку на бок. Главную улицу нашего села замостили щебенкой, а точнее, булыжниками величиной со страусиные яйца. По идее, сверху должны были посыпать мелким щебнем, а потом и уложить асфальт – но выборы прошли как-то не вовремя, а напугать приездом Вячеслава Викторовича здесь совершенно невозможно. Сельчане надеются, что ремонт дороги все-таки завершат в будущем году. Всё же, по словам дяди Саши, эти щебневые развалы лучше тех марсианских пейзажей, которые были здесь раньше на месте дороги.
В целом жизнь в селе потихоньку движется. Проезжая мимо сельского клуба, дядя Саша рассказал про грядущий День села – событие года. Раньше вся культурная жизнь замыкалась на заведующей клубом и дальше не распространялась – сейчас же в клубе постоянно идут репетиции местных артистов и подготовка к всевозможным праздникам. Люди узнали о таких датах, как день села, день сельских женщин и десятке других патриотических дней календаря, которые не могут проходить без песен, плясок, типографского баннера и даже фейерверка. «Настучали им в районном отделе культуры по голове – вот они и работать стали», – объяснил произошедшие изменения дядя Саша. В общем, повелели муниципальным чиновникам праздниками скрашивать сельскую действительность.