Сергей Пятковский: Надо прививать культуру собственника!

Оценить
С этой целью, а также с целью повышения грамотности населения в вопросах жилищно-коммунального хозяйства в Саратове периодически проводятся обучающие семинары, где собственникам жилых помещений.

С этой целью, а также с целью повышения грамотности населения в вопросах жилищно-коммунального хозяйства в Саратове периодически проводятся обучающие семинары, где собственникам жилых помещений и членам домовых советов рассказывают об их правах и обязанностях, о нюансах жилищного законодательства и особенностях управления многоквартирными домами. О том, как эффективно расходовать деньги и не переплачивать за жилищно-коммунальные услуги. Очередной семинар, организованный областным министерством строительства и ЖКХ, состоится 15 ноября. На этот раз лекции наряду с чиновниками будут читать и общественники. В их числе Сергей Пятковский, заместитель председателя координационного Совета собственников жилых помещений города Саратова, известный в городе общественник.

– Сергей Сергеевич, вы сейчас очень активно призываете граждан посетить обучающие семинары по вопросам ЖКХ для собственников квартир в многоквартирных домах и членов домовых советов. Вот даже нам в газету объявление принесли со словами «Народ надо поднимать!». Что случилось-то, почему именно сейчас надо поднимать народ? И куда вы его поведете?

– Ну да, согласен, звучит как революционный лозунг, хотя ничего революционного я не затеваю. Народ, то есть граждан, давно пора учить становиться собственниками – хозяевами своих домов. Потому что собственник – основная фигура в управлении жилищным фондом и контроля деятельности управляющих организаций. От него во многом зависит качество содержания дома, срок его эксплуатации, эффективность расходования собираемых денег и прочее.

Можно, конечно, платить кучу денег за жилищно-коммунальные услуги своим управляющим компаниям и ни о чем не думать. При этом деньги будут уходить в карманы мошенников, или, скажем так, недобросовестных управляющих, а в доме ничего делаться не будет. Сам же собственник и пострадает в итоге. А можно по-другому организовать процесс – тратить меньше и экономнее и при этом направлять каждую копеечку на пользу. И всем будет хорошо – и дому, и собственникам.

Но проконтролировать план работ и движение денег может и должен только собственник. Его к этому даже обязывает жилищное законодательство. Значит, каждый собственник должен быть грамотным и максимально профессиональным в вопросах жилищно-коммунального хозяйства.

– Семинары, на которые вы приглашаете, надо полагать, как раз эту грамотность и профессионализм обеспечивают?

– Да, это основная цель: чтобы сами люди участвовали в управлении своими домами цивилизованно и профессионально, необходимо дать им достаточно полезных, а главное практических знаний, научить пользоваться нужными механизмами, рассказать на примерах, выдать на руки методические рекомендации. В противном случае тот бардак в системе ЖКХ, который мы наблюдаем, никогда не кончится.

– А сами собственники этого хотят? Им это нужно вообще? Обучающие семинары у нас не первый год проводятся, министерство строительства и ЖКХ области, по-моему, их периодически организует, и посещаемость там, насколько я могу судить, довольно низкая. Может быть, грамотность в вопросах ЖКХ саратовцам не интересна?

– А насколько я могу судить по тому количеству звонков, которые получаю, люди как раз таки заинтересованы. Просто до сих пор про эти семинары, которые согласно закону должны проводить минЖКХ и администрация Саратова, никому не рассказывали – где, что и зачем. Говорят, мы опубликовали объявление у себя на сайте. То есть раньше людей «на три буквы» посылали, а теперь, в век высоких технологий, уже на четыре – на сайт.

Если учесть, что подавляющее большинство заинтересованных в повышении своей грамотности в вопросах ЖКХ – люди пенсионного возраста, то можно догадаться, что на сайт минстроя они ходят нечасто. Потому что интернета у них, скорее всего, нет. Никто не старался оповестить граждан о том, что они могут прийти по конкретному адресу в назначенное время, послушать компетентных лекторов и получить ответы на волнующие их вопросы. А потом минстрой заявляет, что семинары никому не нужны и на них приходит мало людей. Такая позиция власти на самом деле очень серьезно тормозит развитие контроля за деятельностью УК.

Органы исполнительной власти по закону (есть постановления № 663 и № 19/2-П) обязаны ежеквартально проводить лекции, круглые столы по проблемным вопросам в сфере ЖКХ, в том числе и по вопросам контроля. Ежеквартально! А они этого не делают. Обучение должно проводиться на постоянной основе.

Мы, общественники, как раз этого и добиваемся – убеждаем минЖКХ, что не надо выжидать по полгода-год в надежде, что на семинар придет 100–200 человек. Пусть их набирается по 50 человек в группу, но сами семинары проводятся чаще: набрали одну группу, запустили – набираем следующий поток. Но людей надо оповещать обязательно и максимально широко. Вот мы, горсовет, как раз за это и взялись. Уверен, в этот раз будет полный зал.

– Среди лекторов, я вижу, есть представители управляющих компаний. То есть организаций, за деятельностью которых не хватает контроля, по вашим словам. Это вообще логично?

– Совершенно нелогично. И я лично против этого. Потому что управляющие компании – это же противная собственнику сторона. Управляющая компания – это бизнес, для которого главной целью является зарабатывание денег. Это совершенно для бизнеса нормально, и если бы я был бизнесменом, для меня бы это тоже было важно. И сейчас, когда люди ничего не понимают в процессах, которые в ЖКХ происходят, ничего не понимают в том, что творится с их домом и как все должно быть на самом деле, – это управляющей компании удобно. Можно где-то что-то недосказать, недоделывать или вообще ничего не делать – народ не догадается, а деньги присвоятся.

Поэтому я думаю, что управляющие компании на семинарах могут только навешать слушателям дополнительной «лапши на уши». Им невыгодно образовывать жильцов, своих клиентов. Ну зачем УК будет рассказывать собственнику о болевых точках, в которых собственник в силах навести порядок?! Управляющей компании и в существующем беспорядке комфортно живется. Зачем УК будет рассказывать собственникам про то, что нужны домовые советы из активных жильцов, которые бы контролировали работу УК?! Абсурдно этого ожидать.

– Вопрос контроля собственниками деятельности управляющих организаций для вас, кажется, особенно важен. Ваши лекции на курсах в основном на эту тему. То есть это действительно сегодня настолько актуальная проблема?

– Почему, как вы думаете, наиболее совершенными, успешными и эффективными способами управления домами считаются ТСЖ, ЖСК или непосредственное управление? Да потому что при этих формах собственники имеют все возможности для полного контроля движения своих денежных средств. Тут вся власть в руках непосредственно собственников. А там, где движение денег жестко контролируется, порядка больше и качество работы выше. Но у нас в Саратове ТСЖ, ЖСК или НУ очень мало. Около 80 процентов саратовских многоквартирных домов находятся под управлением УК, руководство и сотрудники которых жильцами управляемых домов не являются.

Жилищный кодекс говорит, что тогда в этих домах, которые под УК, должны создаваться домовые советы из активных собственников – как раз для контроля над деятельностью управляющих компаний, но они не создаются. Вернее, никто не знает, сколько в Саратове домовых советов, как они работают, работают ли вообще, какие у них проблемы, какая им нужна помощь. Этим вопросом просто никто не занимается. Власть от него самоустранилась, как и от решения многих других жилищно-коммунальных проблем.

В 2013 году постановлением администрации Саратова был создан городской координационный совет по развитию самоуправления в сфере ЖКХ. Но за все время на нем ни разу не рассмотрели вопросы этого развития. За три года не разработано ни одного плана или программы по развитию самоуправления в сфере ЖКХ. Наши неоднократные обращения в городской комитет жилищно-коммунального хозяйства о необходимости серьезной работы с населением, предложения плана действий успеха не имели. Хотя муниципальная власть такой же собственник, как и граждане, потому что у нас в Саратове практически в каждом доме есть муниципальные квартиры. Участие в контроле за деньгами и деятельностью управляющих компаний – прямая обязанность администрации как собственника жилых помещений. Но нет, власть не проявляет тут активности, переложив, по сути, всю ответственность на плечи жителей.

– Ну почему же? Власть же придумала и уже даже внедрила лицензирование управляющих компаний. Разве не для усиления контроля их деятельности, не для повышения качества оказываемых услуг и защиты прав граждан? Государственная жилищная инспекция – тоже ведь власть, и контрольно-надзорная функция у этого ведомства – одно из ключевых полномочий.

– Ни то, ни другое не работает. Госжилинспекция в Саратовской области то ли есть, то ли ее нет. Она вообще-то есть, но на практике – нет. ГЖИ все время жалуется на дефицит кадров и со своими обязанностями очевидно не справляется. А то, что получилось из лицензирования, – смехотворно. Идея-то, конечно, была правильная. Мы наивно полагали, что лицензирование УК станет своеобразным барьером, фильтром, который отсечет недобросовестные УК, особенно те, которые работают некачественно, непрофессионально, с нарушениями жилищного законодательства. А в итоге оказалось, что для получения лицензии управляющей компании кроме одного только желания ничего и не нужно.

Фактов нарушения прав собственников управляющими компаниями предостаточно. Тем не менее, практически все наши УК получили лицензии, а практически все их «профессиональные» кадры получили квалификационные аттестаты. УК фактически получили одобрение тех подходов в своей работе, которыми они пользовались и до лицензирования. И ничего не поменяется. Госжилинспекция и прокуратура даже не удивились. Сами же регулярно докладывают о количестве допущенных УК нарушений и тут же соглашаются с тем, что все они достойны лицензий. Это же абсурд! Закон о лицензировании надо ужесточать. Сейчас обсуждения этого вопроса ведутся, и мы, члены общественных организаций, подали целый ряд своих предложений. Большая часть из них уже отправлена на рассмотрение в Госдуму РФ.

– А почему все-таки в нашем городе так мало ТСЖ и домовых советов? Ну ладно, люди не ходят на обучающие семинары, потому что, может быть, просто о них не знают. Но что им мешает создавать ТСЖ и домовые советы, брать под контроль движение своих денег?

– Людей очень трудно раскачать. Инертность нашего общества – это самая большая проблема. Люди, особенно старшего поколения, привыкли, что за них все делает кто-то, какой-то дядя. Что им самим ничего решать не надо. И вот это чувство, наверное, по наследству передается. Отсюда и низкая активность собственников жилья, и их равнодушие и безразличие к проблемам дома, к тому, что там делает УК, куда она тратит деньги, собранные с жильцов на содержание и текущий ремонт. УК этим безразличием, естественно, пользуются – тратят деньги не по назначению или просто разворовывают.

Я считаю, что с людьми надо работать, надо прививать им культуру ЖКХ, культуру собственника. И исполнительная власть должна принципиально изменить свою нынешнюю позицию по этому вопросу. Общественные организации со своей стороны готовы оказывать власти необходимую поддержку и помощь совершенно бесплатно. Мы уже это делаем. Но нам надо объединить усилия, проблемы нужно решать комплексно. С одной стороны – совершенствовать жилищное законодательство, с другой – воспитывать грамотного, профессионального, ответственного собственника, даже если он пока сам не очень понимает, зачем ему это нужно. Только так можно добиться результата и выстроить прозрачную систему ЖКХ.