Комитетом меньше...
Очередное думское заседание прошло гораздо быстрее предыдущего: за час 20 минут. И это плюс. Как и на сентябрьском заседании, больше десятка депутатов отсутствовали. Безусловно, по уважительной причине. Как обычно, вопросов депутаты почти не задавали, и ярких выступлений тоже не было. Один вопрос от коммуниста Сергея Афанасьева погоды не сделал. И даже изменение структуры областной думы, повлекшее урезание аппарата заксобрания, не вызвало никаких возражений.
Все было ровно, без конфликтов, интриг и сопутствующих пикировок, ценимых журналистами. Их, кстати, было не так уж и много: несколько человек на балконе для прессы и пара-тройка на галерке. Она, впрочем, не пустовала. Наблюдать за законотворческим процессом на этот раз пришли (или их подогнали?) студенты СГУ, овладевающие профессией юриста.
Минимум для пенсионера за счет федерального бюджета
Было много рутинных процедурных вопросов. Началось все с согласования кандидатур на должности мировых судей. По представлению председателя Саратовского областного суда Василия Тарасова, все креатуры отличаются высокими моральными, деловыми и профессиональными качествами. Прекращены полномочия депутата областной думы новоявленного сенатора Олега Алексеева. Были рассмотрены и другие кадровые вопросы: «необходимая формальность», как пояснил спикер Владимир Капкаев прессе. Для рядовых граждан эта формальность незаметна: какая обывателю разница, что убывших из думы Алексеева и Стрелюхина вывели из составов ряда думских комитетов, а ряды бюджетного комитета пополнил депутат Евгений Шлычков?
Забавно, что сначала Александра Стрелюхина вывели из состава комитета по экономической политике, собственности и земельным отношениям, а потом упразднили сам этот комитет. Поставь вопрос о ликвидации комитета раньше, и по Стрелюхину отдельного решения не потребовалось бы, а повестка заседания сократилась бы на один пункт. Видимо, для того, чтобы заседание не стало коротким до неприличия, при рассмотрении проектов федеральных законов зачитывались пояснительные записки вместо обычного голосования за вердикт профильного комитета «поддержать» или «не поддерживать».
Один из принятых законов отразится на 101 тысяче получателей пенсий из почти 760-тысячной армии пенсионеров Саратовской области. Столько граждан получат доплату к пенсии, поскольку у них она недотягивает до прожиточного минимума пенсионера. В этом году он составляет 7232 рубля, в следующем, согласно решению депутатов, вырастет до 7700 рублей. Закон, как и положено, «прошел нулевые чтения в Общественной палате», кроме того, на его реализацию не потребуется средств из областного бюджета, ведь социальная доплата производится за счет федеральной казны. При условии, что прожиточный минимум пенсионера в регионе меньше среднего по стране. В этом году в России он равен 8803 рублям, и не факт, что в 2017-м вырастет. У нас же есть хороший люфт до среднероссийского показателя, оно и понятно: никому в голову не придет доплачивать пенсионерам за счет областных денег. И вовсе не из жадности власть имущих, а из-за скудости финансовых средств.
Для пикетчиков без «конструкции» ничего не изменится
В бюджет, как обычно, были внесены изменения. За счет сокращения расходов по другим направлениям 226,1 млн рублей направят на страховые взносы в фонд обязательного медицинского страхования на неработающее население, 150 млн выделено на пригородные железнодорожные перевозки, 30 млн рублей – на фотовидеофиксацию нарушений правил дорожного движения. От этого вложения депутаты ждут серьезной отдачи, ведь только с начала года вклад водителей-нарушителей ПДД в областную казну достиг 380 млн рублей. Парламентарии надеются, что к концу года эта сумма прирастет. И каждый автовладелец может внести свою лепту, если он не соблюдает скоростной режим не из-за банальной спешки, а ради всеобщего блага.
15 млн рублей выделено на поддержку спортивных учреждений. Вот тут-то и был задан единственный вопрос на заседании: депутат Сергей Афанасьев спросил, хватит ли денег футбольной команде «Сокол». Его успокоил министр спорта Александр Абросимов: финансирование команды до конца года будет обеспечено за счет спонсоров.
В целом же параметры бюджета выросли: доходы – на 51,5 млн рублей (79,673 млрд руб.), а расходы – на 21,5 млн рублей (79,480 млрд). И бюджет у нас по-прежнему с профицитом, подросшим на 30 млн.
Но жизнь от этого легче не становится, в правительстве озабочены поиском дополнительных средств, а посему нелегкие времена ждут всех, и инвесторов в том числе. Им уготовано урезание льгот по налогу на имущество, пока закон принят к рассмотрению, подробно о новациях рассказано в предыдущем номере («Экстренные меры придумали в Минфине РФ» № 37 (406) от 25 октября 2016 года).
Ужесточается законодательство о проведении публичных мероприятий. Одиночным пикетчикам, намеревающимся использовать «сборно-разборную конструкцию», придется подавать уведомление о проведении публичного мероприятия, как и для пикета из группы лиц. (Это в лондонском Гайд-парке можно нести всякую околесицу, взгромоздившись на стремянку в качестве трибуны! А здесь вам не тут! – Авт.) Но звезда саратовской журналистики, председатель комитета по культуре и общественным отношениям Алла Лосина с присущей ей мудростью суть новаций изложила виртуозно: если пикетчик не намерен пользоваться сборно-разборной конструкцией, он по-прежнему не обязан подавать уведомление о своей акции. И вроде никакого ужесточения, все хорошо, как и раньше.
Решение продуманное, а не спонтанное
Рассмотренные на заседании изменения в градостроительные и жилищные законы направлены на приведение их в соответствие федеральному законодательству. Так, согласно закону с говорящим названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Саратовской области» (проект № 5-12917, номер необходим, так как таких законопроектов было три в повестке), отражается изменение названия Федерального Фонда содействия развитию жилищного строительства. Теперь он будет называться Единый институт развития в жилищной сфере. Это тот самый фонд, предоставлявший земельные участки ЖСК работникам образования и культуры для строительства жилья по льготным ценам. Помните проект «Учительский дом», не реализованный в Саратове, но осуществленный в других регионах, в частности, в Воронеже?
Что касается упразднения комитета по экономике, который возглавлял Алексей Мазепов, то, как пояснил председатель облдумы Владимир Капкаев на подходе к прессе, это не спонтанная акция. И это, как кто-то мог подумать, вовсе не наказание Мазепову за участие в избирательной кампании в Госдуму от Партии Роста, кара за то, что оттянул голоса от «Единой России». (Подумать только, ведь могло бы быть 62,3%! – Авт.) Это взвешенное, продуманное решение, и готовилось оно с начала года. Полномочия упраздненного комитета будут распределены между тремя другими: аграрным, по строительству и ЖКХ и бюджету. Теперь в думе шесть комитетов, и это, думается Капкаеву, оптимальный состав. К тому же экономия на содержании облдумы в размере 4 млн рублей. Еще один плюс: в думском аппарате станет меньше как минимум на два высокооплачиваемых чиновника: руководителя аппарата комитета и его зама. И это не первое сокращение с начала года: аппарат уже был оптимизирован на четыре единицы. Свою лепту внес и сам председатель облдумы, расставшись с одним из своих советников.
Впрочем, есть еще резервы по оптимизации числа самих депутатов, что скажется на областном бюджете более радикально, чем сокращение аппарата. По информации председателя облизбиркома Павла Точилкина, число избирателей в Саратовской области на 1 июля составило 1 млн 963 тыс. 981 единица электората. Напомним, что в 2010 году у нас каким-то непостижимым образом набралось 2 млн избирателей. И областные депутаты были вынуждены согласно федеральному закону довести свое число в облдуме до позволительного минимума: 45. Когда же в регионе от 1 до 2 миллионов избирателей, то народных избранников может быть 35–90. То есть число саратовских депутатов вписывается в федеральный закон, о чем и сказал Капкаев. Но их вполне можно оптимизировать.