Что-то поувлекательнее, чем ЕГЭ

Оценить
Интересные направления дополнительного образования в Саратове

Вопреки распространенному мнению, дети и подростки очень любят учиться. Просто они не любят делать этого в школе. Или, во всяком случае, в той же самой школе процесс получения знаний должен быть увлекательным и интересным, а главное, должен давать навыки, которые могут пригодиться вот уже прямо сейчас. То, что интерес к науке в Саратове достаточно большой, показал прошедший с 20 по 23 октября фестиваль «Кстати. Люди и тренды», который в нашем городе организовал «Росэнергоатом». За четыре дня 40 мероприятий посетили более 3 тысяч человек. Но где, помимо этого фестиваля (первого для Саратова и пятого для «Росэнергоатома), подросткам проявлять свой интерес к науке вне школьной программы, чтобы это было весело, интересно и полезно? Мы попытались это выяснить.

На сайте администрации города путем долгих поисков находим четыре учреждения дополнительного образования: Дворец творчества детей и молодежи, Городская станция юных техников, Центр внешкольной работы и Центр туризма, краеведения и морской подготовки. Сайты последних двух не обновлялись уже по два года.

Техническое творчество

Дворец творчества детей и молодежи по большей части предлагает спорт, танцы, театр, прикладное творчество. Но есть и технические кружки: объединение «Электроника», клуб любителей дальних радиосвязей «DX-клуб», объединение «Компьютерная графика», мастерская конструирования и робототехники «Роботрек» и мастерская радиоэлектронного конструирования «Квант».

Городская станция юных техников работает в основном на базах средних школ и предлагает занятия по самым разным направлениям: судомоделизм, автотрассовый моделизм, радиотехническое конструирование.

Из частных примеров на ум приходит только «Музей занимательных наук Эйнштейна» – три этажа научно-технической радости и экспериментов. Одно плохо – получить знания там можно, да применить некуда. Центры молодежного инновационного творчества как раз решают проблему применения полученных знаний. В Саратовской области Ассоциация ЦМИТов объединяет на сегодняшний день восемь подобных центров региона. Большая часть из них находится на базе промышленных предприятий, например, ЦМИТ «Инженеры будущего» базируется на территории ОАО «Саратовский электроприборостроительный завод им. Серго Орджоникидзе», ЦМИТ «Сигнал» – на заводе «Сигнал». По идее, доступ к ресурсам таких центров может быть у кого угодно, без ограничений – у школьников, студентов, предпринимателей.

Самый известный центр молодежного творчества в Саратове – ЦентрИТ, работает на базе ФТЛ № 1. Все центры молодежного инновационного творчества действуют по подпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области», но вообще это программа федерального Министерства экономического развития, которая реализуется по всей стране.

– Я считаю, что это хорошая идея, поскольку за последние годы в России утрачен институт технического творчества, – объясняет директор «ЦентрИТ» Вячеслав Прокофьев. – Цель нашего центра – пропаганда технической мысли среди молодежи.

– Слушатели наших курсов, вне зависимости от своего возраста, получают на выходе совершенно конкретный и измеримый результат, – объясняет Мария Ерохина, координатор образовательных программ ЦМИТ «ЦентрИТ». – Это, во-первых, практические навыки инженерной работы руками, от умения напечатать собственный проект на 3D-принтере до уверенной работы с паяльником или современным токарным станком с числовым программным управлением. Во-вторых, это новый стиль мышления – алгоритмически четкий, логически безупречный, нацеленный на поиск оптимального решения задачи в короткие сроки. Без этого сегодня невозможно, например, участвовать в соревновательной робототехнике, где от подростков требуется создать, то есть руками собрать и с нуля запрограммировать, оптимальный робототехнический конструктор. Наконец, если говорить о развитии креативного мышления, то это умение думать и действовать быстро и результативно, не тратя времени на блокирующие страхи и внутренние сомнения. То есть фактически это тот «золотой стандарт» профессиональных навыков будущего, на который сегодня уже ориентируются лучшие университеты мира, выбирая себе абитуриентов.

При этом воспользоваться услугами центра может кто угодно. Совсем недавно одна из родительниц, приведя своего ребенка на робототехнику, сама пошла на курс по 3D-моделированию.

Прокофьев признается, что интерес к ЦентрИТ достаточно большой – основной костяк творческой молодежи, конечно, лицеисты, но есть и те, кто приходит сюда из других школ.

Программы ЦентрИТ предлагает самые разнообразные: робототехника, инженерное дело, развитие креативного мышления.

Наука по-взрослому!

Для того чтобы влиться в большую науку, ждать поступления в вуз совершенно не обязательно. Научно-практических конференций самого разного уровня – от городского до всероссийского – для школьников довольно много. И проводятся они по самым разным направлениям – международная научная конференция «Политика вокруг нас», региональный этап Вернадских чтений. В минувшую субботу, например, в ИФиЖ СГУ прошла региональная научно-практическая конференция юных лингвистов «Язык глазами школьников». Инициаторами ее в прошлом году стали доценты кафедры теории, истории и прикладной лингвистики ИФиЖ Евгения Старостина и Надежда Шаповалова.

– На самом деле у нас в городе дополнительного образования довольно много, – рассказывает Надежда Шаповалова. – Но все проекты, как правило, работают на базе средних учебных заведений, поэтому кажется, что это часть образования, хотя на самом деле это большая, серьезная детская наука. Кризис на этих делах тоже сказывается: когда было чуть полегче, у меня в Восточно-Европейском лицее был свой лингвистический спецсеминар по теории языка и коммуникаций. В рамках этого семинара мы готовили с детьми научные работы, только не все дошли до финиша. А исследования были очень интересные – например, по языку анимации мультфильмов студии «Мельница» или доклад по «Гражданину Поэту» Дмитрия Быкова.

Для вузов подобные конференции – это работа с абитуриентами. Хотя ЕГЭ тут тоже сделал свое черное дело – выпускники, плотно занимающиеся наукой еще в школе, чаще всего сдают госэкзамен на высокие баллы и уезжают в вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Впрочем, учитывая это, вуз разворачивается лицом к области: в этом году в конференции «Язык глазами школьников» принимали участие работы из районных школ.

Для школьника это отличный навык ведения собственного проекта, написания научной работы, публичного выступления.

– Нам важно показать, что наука – это интересное занятие, которое несет множество открытий о том, кто такие мы сами.

Предприимчивость для подростков

«Школа предпринимательства для подростков» – это частный проект, придуманный Юрием Кунявским, который до возвращения в Саратов работал с новыми бизнесами, а совсем в прошлой жизни был директором школы. Теперь ему захотелось соединить два в одном, что привело к открытию в Саратове уникального образовательного проекта.

Нельзя сказать, что Школа предпринимательства – это единственный в своем роде проект. Нечто похожее делает венчурный инвестор, бизнес-ангел Аркадий Морейнис. Но его школа «Основы бизнеса для школьников» существует около года и работает в формате видео– и онлайн-курсов. А «акселерацию», то есть развитие собственного проекта, они прикрутили к нему только с начала октября. В Саратове подростки 14–17 лет учатся в течение семи недель у ведущих бизнесменов нашего города и получают практические навыки во время стажировки на предприятиях, а затем они будут пробовать развивать свой бизнес-проект. После двух недель обучения определились три направления, по которым учащиеся (их в первом наборе восемь человек) будут реализовывать свои проекты: общепит, продажа изделий хенд-мейд (оно же рукоделие) и организация мероприятий (оно же event).

Чем интересно это обучение? Оно сочетает в себе теоретические и практические навыки: 20 часов стажировок по полдня в каждой компании.

– Если ты открываешь свое дело, ты должен понимать, как оно работает, – объясняет автор идеи «Школы предпринимательства для подростков». – Надо постоять за стойкой, надо поработать на производстве. У Генри Форда на заводе был принцип: каждый, кто к нему нанимался, должен был сначала поработать на производстве. Руководитель должен понимать, как работает то или иное подразделение. Просто наблюдать – недостаточно. Надо самому постоять ножками и ручками поработать, чтобы понимать, как это тяжело.

Надо заметить, что европейцы давно поняли перспективность обучения школьников предпринимательству. Например, в Швеции курс бизнес-образования встроен в школьную программу: в выпускном классе ученики в течение года работают над какой-либо своей бизнес-идеей. Под эту программу выделяются государственные деньги, открываются специальные счета. Профит от этого огромный: ребенок лучше понимает, чему он хочет учиться. Ему легче потом определиться с профессией. Всю свою жизнь он может представить в виде проекта, в котором он продвигает сам себя.

– Предпринимательство нужно не только подросткам, – уверен Кунявский. – Предприимчивость как навык нужна всем: нет разницы, чем ты будешь заниматься – будешь ли ты бизнесменом, врачом или кем-то еще, предприимчивость – это навык увидеть проблему с разных сторон.

Это как раз к вопросу о рыбе и удочке. Предприимчивость – та самая удочка, которая не даст умереть с голоду.

Наверное, этот образовательный проект самый «социализирующий» из всех возможных. Социализация, умение общаться, навык не терять уверенность в себе, несмотря на неудачи – то, чего классическое школьное образование в России не дает.

– Мы говорим не только об историях успеха, но и об историях провала – это обязательно, – рассказывает Кунявский. – В каждом блоке мы обсуждаем ситуации, когда что-то пошло не так. Потому что сто процентов в реальной жизни, как бы хорошо ты все ни планировал, все равно все плывет. И это нормально, это естественно, это люди, а рынок – живой организм. Не надо бояться, что что-то пошло не так. Кошка всегда приземляется на четыре лапы. При любых обстоятельствах. Мы их этому и будем учить – всегда приземляться на четыре лапы, что бы ни происходило. И уметь брать ответственность за себя и за окружающих.