Деньги – в кассу
Летом текущего года президент Путин подписал закон, согласно которому предприниматели будут вынуждены перейти на новые кассовые аппараты с возможностью онлайн-передачи данных в налоговую службу. По мнению чиновников, это повысит прозрачность работы бизнеса, а самим предпринимателям позволит сэкономить. Однако в последнем прогнозе заставляют усомниться суммы, в которые могут обойтись новые устройства. Тем более что новую технику придется устанавливать даже тем, кто раньше не обязан был ею пользоваться.
Новый порядок
Согласно информации с сайта ФНС РФ, летом 2017 года старый порядок применения контрольно-кассовой техники окончательно будет отменен. А в 2018 году на новые кассовые аппараты придется перейти даже тем, кто раньше вообще не применял ККТ: пользователям патентной системы налогообложения и плательщикам ЕНВД. Во сколько же обойдутся предпринимателям новые устройства? Агентство РБК приводит разные оценки: от 12 до 40 тысяч рублей в зависимости от модели. Например, вариант для малого бизнеса может обойтись в 12–15 тысяч за сам аппарат плюс 7–8 тысяч за фискальный накопитель к нему.
Однако есть и более суровые оценки. Как считает директор саратовской компании «IT-департамент» Дмитрий Тихомиров, новое кассовое решение может стоить около 70 тысяч. Причем цена не слишком сильно будет отличаться даже для магазинчика в деревне. За эти деньги магазинчик получит целую интегрированную систему, включающую в себя монитор, клавиатуру, денежный ящик и интерфейс под сенсорный экран. «Такой готовый фронт-офис и бэк-офис для продавца. Готовое решение из коробки», – отмечает Тихомиров. Что касается более дешевых вариантов, то собеседник считает их неполными и полагает, что с вступлением закона в силу предприниматели все равно не смогут ими воспользоваться.
Однако есть и вариант, при котором предпринимателям не обязательно будет покупать новую технику: они смогут переоборудовать под требования закона уже имеющиеся аппараты. Оценки затрат на это также разнятся: собеседники РБК приводили суммы от 4 до 10 тысяч рублей, чиновники саратовского минэкономразвития – 1–2 тысячи. Однако Тихомиров считает, что переоборудовать можно будет далеко не каждый аппарат. Кроме того, в будущем правительство может закрыть такую возможность, т.к. при «апгрейде» техники можно намеренно вмешаться в ее работу. «Даже если это будет можно, в какой-то момент они все равно от этого будут отходить, потому что откроются возможности для мошенничества», – пояснил собеседник.
Прибыли и убытки
На сайте налоговой службы России перечислены преимущества, которые получит бизнес при использовании новых кассовых аппаратов. Одно из них – возможность «снизить ежегодные расходы на ККТ». Как пояснили «Газете Недели» в министерстве экономического развития Саратовской области, новый порядок применения кассовой техники «не предусматривает обязательной привязки к центрам технического обслуживания». Кроме того, новые кассовые аппараты используют фискальные накопители со сроком функционирования более 36 месяцев. «Это также снижает финансовую нагрузку на бизнес, так как в настоящее время предельный срок работы электронной кассовой ленты защищенной (ЭКЛЗ) составляет 13 месяцев», – сообщило министерство. Однако Тихомиров считает, что в результате стоимость обслуживания может просто пропорционально вырасти исходя из новых сроков. Либо авторизованные сервисы станут получать меньше прибыли, что может привести к их закрытию и снижению конкуренции на рынке.
Новая техника и комплектующие к ней – не единственные расходы, которые придется понести предпринимателям. Также они будут вынуждены подключить кассы к интернету и заключить договор с оператором, который будет передавать фискальные данные в налоговую службу. В конечном итоге всем этим новшествам, по мнению Тихомирова, под силу уничтожить такой сегмент бизнеса, как торговые автоматы. «Совокупная стоимость владения таким аппаратом вырастает с 40 до 110 тысяч в год, и это уже становится не совсем выгодно, – резюмировал собеседник. – Если вендинговые автоматы и сейчас не особо прибыльные, то теперь стоимость их обслуживания вырастает в разы».
Однако в министерстве экономического развития Саратовской области придерживаются более оптимистичного сценария. «По оценкам экспертов, серьезных последствий для субъектов мелкого, среднего, а тем более крупного бизнеса с введением ККТ нового типа не последует», – сообщается в официальном ответе ведомства. В письме поясняется, что переход к новой технике будет проходить поэтапно, что позволит организациям заранее предусмотреть расходы на ее приобретение. Стоит добавить, что, как сообщалось ранее, для приобретения касс нового типа предпринимателям должен будет предоставляться налоговый вычет в размере до 18 тысяч рублей.
Из тени и обратно
Одна из очевидных целей введения новой ККТ – усиление контроля за выплатой предпринимателями налогов. Как отмечается на сайте ФНС, это будет выгодно в том числе и самому предпринимательскому сообществу, так как позволит работать «в условиях честной конкурентной бизнес-среды». Однако, как считает председатель комиссии по экономическому развитию и предпринимательству Общественной палаты Саратовской области Михаил Волков, подобными методами можно добиться ровно противоположных результатов: «Желание порулить каким-то малым бизнесом всегда приводит только к одному: что бизнес начинает разбегаться». Собеседник вспомнил, как три года назад уже предпринималась попытка поднять взносы в Пенсионный фонд для ИП. В результате количество индивидуальных предпринимателей в регионе сократилось на 11 тысяч единиц.
Новая кассовая техника, по мнению собеседника, действительно может обернуться для предпринимателей ощутимыми тратами. При этом мелкий бизнес и так уже находится на грани рентабельности (особенно на селе), а где-то – и вовсе за ней. «Многие сельские аптеки дотируются за счет городских, – привел пример Волков. – И в таких условиях навесить на аптечную сеть еще и дополнительные расходы означает возможный отказ от этих аптек».
По мнению Волкова, чтобы налоговая инспекция получала больше налоговых поступлений, нужно, прежде всего, больше налогоплательщиков. Для этого надо создавать условия для появления новых единиц бизнеса, и все действия экономических властей должны исходить как раз из этой логики. Просто увеличивать налоги уже не получается: «Налоговая нагрузка в России ничуть не меньше, чем в других странах. Если ее начинаешь увеличивать, то люди закрывают бизнес и вообще ничего не платят. В том числе уходят в тень».
«Газета Недели» благодарит пресс-службу саратовского отделения «Опоры России» за активную помощь в подготовке материала. |