Платеж незаконный, а не избавишься

Оценить
Второй год жители дома № 7 по улице Ленинградской в Энгельсе пытаются избавиться от навязанной услуги «Обслуживание лицевого счета»

Число последователей великого комбинатора, знавшего около 400 способов сравнительно честного отъема денег у населения, ширится год от года. Наиболее продвинутые изобретают схемы, охватывающие все большие массы населения. Особенно сподручно это делать на ниве ЖКХ. К примеру, в Энгельсе местный ЕРКЦ (Единый расчетно-кассовый центр), начисляющий квартплату жильцам многих управляющих компаний, ввел в платежки новую графу: «обслуживание лицевого счета». По этой удивительной графе с января 2015 года жители Энгельса исправно платят по 1,67 руб. с квадратного метра. Не каждый разобрался в тонкостях этого платежа. В некоторых домах недовольство жильцов булькает, но не выливается в решительные действия. За редким исключением. Как у Высоцкого: «Настоящих буйных мало...».

Больше метров – тяжелее расчет

Многие управляющие компании сами формируют платежные документы за услуги, экономя тем самым средства жильцов. Это, кстати, главная задача управляющих организаций – рачительно эксплуатировать дом, не допуская лишних затрат. Но в Энгельсе немало таких, кто на свои силы не рассчитывает, а прибегает к помощи посредников, именуемых платежными агентами. Говорят, что платежного агента в лице ЕРКЦ Энгельса компании «выбирают» по рекомендациям местной администрации. Одна из таких – ООО «Мул-Авто», эксплуатирующая, если доверять сайту, 170 домов.

Итак, в январе 2015-го жильцы многоквартирных домов (МКД) «Мул-Авто» обнаружили в расчетках за жилищно-коммунальные услуги новую строку стоимостью 1 руб. 67 коп. с кв. метра. Согласитесь, оригинальный новогодний подарочек. Кстати, на сайте «Мул-Авто» в разделе «Новости компании» последнее поздравление с Новым годом вышло 29 декабря 2014 года. В этот день, как позже выяснилось, собственники МКД устроили собрания, на которых и порешили ввести себе этот платеж. Вернее, якобы провели и якобы решили. Этакий вариант добровольного самообложения.

Собственница квартиры в доме № 35 по ул. Ленинградской Елена М. недоумевает, почему выбрана такая единица расчета – квадратный метр. Графы во всех платежках одинаковые (лифт, вывоз ТБО, ХВС, ГВС и пр.). Может, бухгалтерам труднее считать квартплату для двухкомнатной квартиры, чем для однокомнатной? Или доставка листка формата А4 тяжелее для почтальона, если на этом листке расчет для квартиры большей площади?

Пока Елена второй год терзается сомнениями, собственники квартир дома № 7 по улице Ленинградской действуют. Но вот незадача – суды выигрываются, собрание, установившее платеж из серии «Несите ваши денежки», признано нелегитимным, а жильцы и по сей день получают платежки с этой занимательной графой про лицевой счет, уж очень смахивающей на очередной скрытый налог местного значения. Но обо всем по порядку.

Учредители, похожие на чиновников

О хронике противостояния отдельного дома и управляющей компании вкупе с ЕРКЦ поведала старшая по дому Ольга Меркулова. Именно она взвалила на свои плечи все тяготы праведной борьбы за справедливость. Порой даже у этой энергичной женщины опускаются руки, но сопротивление коммунальному беспределу продолжается. Увы, такие неравнодушные дотошные люди – скорее исключение, чем правило. И будь они в каждом доме, вероятно, «управляйки» при поддержке ЕРКЦ и, надо думать, администрации района вели бы себя иначе.

По словам председателя совета дома Меркуловой, возмутившись появлению 1,67 руб. с метра за обслуживание РС (до этого ЕРКЦ довольствовался 30 копейками с метра, запрятанными в графе «содержание жилья»), собственники первым делом обратились в УК «Мул-Авто». Там толком ничего не объяснили, вроде как новоявленный платеж. И новая строчка жировки – тому подтверждение.

Платеж предназначен ЕРКЦ. Появился он больше 10 лет назад, сначала это было муниципальное предприятие, позднее оно мутировало в ОАО. Коллеги с портала «Стройсар» обнаружили, что в членах совета директоров этого ОАО числятся люди, чьи имена, отчества и фамилии полностью совпадают с данными высокопоставленных чиновников администрации Энгельсского района. И даже задались вопросом, нет ли здесь конфликта интересов, если все указанные аффилированные ОАО «ЕРКЦ» лица – действительно сотрудники энгельсской администрации. И не могут ли они оказывать влияния на формирование и способы оплаты ЖКУ, используя силу и мощь административного ресурса? Сейчас, кстати, много говорится о переходе на прямые расчеты населения с энергетиками, исключая УК и других посредников. Но в Энгельсе, судя по всему, эта тенденция властями не поддерживается, ведь в этом случае не у дел останется местный ЕРКЦ.

На вопрос, почему вдруг платеж в пользу ЕРКЦ вырос в пять с лишним раз, в «Мул-Авто» Ольге Константиновне не ответили. В феврале 2015 года она написала президенту Путину. Ответ получила из Госжилинспекции. Ей разъяснили, что новый платеж жильцы сами установили на собрании 29 декабря 2014 года 69 процентами голосов общей площади. Можете себе представить собственников квартир, которые, будучи в здравом уме, добровольно решат платить посреднической конторе 1 руб. 67 коп. с метра? Да еще соберутся для этого в канун Нового года, когда все нормальные люди готовятся к главному празднику? Понятное дело, никто про это мифическое собрание не знал и на нем не присутствовал.

Борьба: долгая, изнурительная, успешная и безрезультатная

Четыре месяца у Ольги Константиновны ушло на то, чтобы добиться у «Мул-Авто» выдачи протокола этого, с позволения сказать, собрания. Заполучила она его в июне 2015 года. Удостоверившись в подделке подписей, упорная общественница пыталась убедить начальство УК освободить их дом от новоявленного платежа. Безрезультатно. В сентябре 2015-го Меркулова обращается в прокуратуру с просьбой провести проверку по факту подделки протокола общего собрания собственников квартир. Проверка подделку подтвердила, надзорное ведомство усмотрело «признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 327 УК РФ» и направило материалы начальнику МУ МВД «Энгельсское» Егорову. Однако полицейские неоднократно отказывают в возбуждении уголовного дела.

Пока силовые ведомства рядились, Ольга Константиновна отправилась искать правду в суд, заручившись согласием жильцов. Тем паче, что и в прокуратуре рекомендовали это сделать, а прокуроры плохого не посоветуют. И было это в декабре 2015 года.

В январе 2016 года суд признает недействительным решение собрания собственников помещений от 29 декабря 2014 года, а его протокол сфальсифицированным. Любопытно, что на судебное заседание представитель УК «Мул-Авто» не явился, а вот представитель ЕРКЦ Вербицкий присутствовал и исковые требования не признал. В самом деле, как же отказаться от платежа в пользу конторы! Ведь, если верить данным сайта «Мул-Авто», общая площадь домов в управлении – 653,8 тыс. кв. метров, и ЕРКЦ ежемесячно получает от этой УК на «обслуживание счета» без малого 1,1 млн рублей! Более того, на решение Энгельсского районного суда была подана апелляция. И только в июне 2016 года решение вступило в силу, после того как вердикт районного суда был оставлен в силе областным судом.

Вот только решение судебных органов ни УК ООО «Мул-Авто», ни ОАО «ЕРКЦ» не указ. Они живут по своим законам и правилам. В июле 2016 года жильцы каждой квартиры пишут в управляющую компанию претензии, чтобы им на основании решения суда отменили незаконный платеж-побор и произвели перерасчет. Аналогичное обращение с приложенным решением суда было направлено и в ЕРКЦ от совета дома. Реакция отсутствует и по сей день. «Им даже решение суда не указ. И мы чувствуем себя беззащитными перед этим произволом», – сетует старшая по дому.

В сентябре Ольга Константиновна опять пишет президенту и в областную прокуратуру. В октябре 2016 года из прокуратуры Энгельса приходит ответ, что уголовное дело в отношении неустановленного круга лиц по факту подделки протокола собрания жильцов все же возбуждено.

Перейти нельзя остаться

Нежелательный платеж – не единственный камень преткновения в отношениях жильцов и управляющей компании. Решения, принятые собственниками на общих собраниях, УК не выполняет. Жильцы не понимают, почему с них взимают плату за отопление по нормативу, а не по показаниям прибора учета. По словам Дмитрия, владельца двухкомнатной квартиры площадью 76 кв. метров, в отопительный период он получает квитанции на оплату ЖКУ по 6–7 тыс. рублей.

Ольга Меркулова тоже в недоумении. По ее словам, специалисты ООО «Мул-Авто» принуждали дом поменять якобы устаревший прибор учета на новый. На собрании жильцы решили отправить счетчик, выдающий показания, превышающие разрешенную погрешность, в ремонт на завод-изготовитель. Решение собрания в УК успешно проигнорировано. В мае собственники вызывали представителя завода-изготовителя, прибор признан нормальным. В этом же году жильцы отправили-таки за свой счет дорогой счетчик тепла на поверку и ремонт производителю. И тут опять чудеса: прибор признан на заводе-изготовителе исправным. А ресурсники отказываются ставить его на учет: в какой-то момент он перестал таковым быть.

Претензии накопились и по текущему обслуживанию дома. Все это послужило поводом для собрания собственников 5 сентября 2016 года. «Мул-Авто» тоже известили, предложили отчитаться о проделанной работе и совместно решить, как жить дальше. На собрании жильцы стали задавать неудобные вопросы. Пытались узнать, какие именно трубы поменяли, почему ремонт производился без обследования с участием собственников, где смета и акт выполненных работ, подписанный жильцами. В какой-то момент из толпы вышла бомжеватого вида нетрезвая женщина (не из числа собственников) и невежливо положила руку на плечо инженеру ПТО УК, задав риторический вопрос типа «ты что тут разорался?». Напуганные представители УК поспешили ретироваться. Опасно участвовать в форуме жильцов, когда пьяные гражданки досаждают невежливым поведением. Жители уверены, что все это – заготовленная инсценировка как повод удалиться.

Проводив взглядом работников «Мул-Авто», собственники квартир продолжили собрание и решили перейти в другую управляющую компанию. Надеются, что решения по ремонту общедомового имущества будут приниматься совместно с советом дома, как и предусмотрено законом. И что собрания будут проводиться на самом деле, а не на бумаге. И настанет-таки избавление от незаконного платежа на обслуживание лицевого счета, поскольку дело тут не только в сумме, но и в принципе. Ведь за одним навязанным платежом может последовать другой. Если, конечно, не сопротивляться сомнительным ноу-хау платежного агента.

Но не все так просто. Хотя, по словам Меркуловой, с 17 октября 2016 года жильцы перешли в новую УК, «Мул-Авто» не торопится передавать документацию на дом. Картина знакомая, не правда ли? Осталось только пожелать этому мятежному дому отстоять свои права и на выбор УК, и на достойное существование.

Может, теперь жители и других домов задумаются, почему в их платежках вот уже два года красуется графа «обслуживание лицевого счета» и каким образом она появилась?