Дым над водой

Оценить
К счастью, есть у нас люди, которые способны видеть хорошее буквально во всем. Даже в состоянии отечественной медицины или отдельных ее направлений.

К счастью, есть у нас люди, которые способны видеть хорошее буквально во всем. Даже в состоянии отечественной медицины или отдельных ее направлений. Депутат Государственной думы Николай Панков отметил положительные результаты реализации программы «Земский доктор». «Реализация программы уже позволила привлечь на работу в сельские больницы молодых специалистов. За четыре года программы работать в села Саратовской области уехало более двухсот врачей». В нюансы депутат вдаваться не стал. Но вот исполняющая обязанности министра здравоохранения Саратовской области Наталья Мазина уточнила, что 22 врача – это примерно 10 процентов от общего числа – не выполнили условия договора, а часть из них не вернула ранее выплаченные деньги. Есть и еще один значительный момент. Когда программа только начиналась, было предусмотрено, что подъемные средства будут поступать из федерального бюджета, потом решили в равных долях из федерального и регионального бюджетов. Как это принято в рамках совместного финансирования, если регион не сможет выделить свою долю, то и федералы ничего не дадут. Учитывая состояние областного бюджета – долг на долге и долгом погоняет, можно предположить, что программа «Земский доктор» как минимум развиваться не будет, а скорее всего, будет тихо свернута.

Понятно, что обо всем этом господин Панков говорить не стал, одновременно не стал говорить о бюджете на 2017 год, который вскоре будет принят также и с его участием. Зря, в проекте много интересного о медицине.

Итак, на здравоохранение в 2017 году будет выделено 362 миллиарда рублей против 544 в нынешнем. Надо при этом учитывать и то, что в предыдущие годы эта статья расходов стабильно и ощутимо сокращалась. Финансирование стационаров в 2017-м урежут еще на 39 процентов – с 243 до 148 миллиардов рублей. Расходы на амбулаторную помощь сократят – с 113,4 до 68,9 миллиарда рублей. Расходы по статье «санитарно-эпидемиологическое благополучие» снизят на 16 процентов. Расходы на прикладные исследования – на 21 процент.

Это еще не всё. Правительство планирует выделить на реализацию приоритетных проектов по здравоохранению в 52 (!) раза меньше средств, чем запросил Минздрав, это следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета. На реализацию приоритетных проектов в период с 2017 по 2025 годы правительство готово потратить 610 миллионов рублей – по 67 миллионов в год.

И это сокращение не последнее. Бюджет Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) остается несформированным: не хватает средств на выполнение майского указа президента о повышении зарплаты медицинских работников. Дефицит на 2017 год – 70 миллиардов рублей. На грядущие три года на индексацию зарплат медработников требуется почти половина триллиона рублей.

И все эти секвестры – в той самой российской медицине, где давно и хронически не хватает денег. Уже как анекдот бродит по Сети новость о том, как депутат иркутского областного законодательного собрания от «Единой России» Николай Труфанов приехал инспектировать районную больницу в поселок Кучуг и там провалился под гнилой пол. Или вот на сайте «Свободные новости» Зоя Юдина поделилась своими впечатлениями о 1-й городской больнице: там даже подушек не всем пациентам хватает.

Подушка, конечно нужна и важна, но в главное в медицине – доктор, врач. И с этим не все благополучно. Помню, в одной из районных поликлиник Саратова меня консультировал хирург, которому было далеко за семьдесят. Исключение? Отнюдь нет. Вот что говорила о кадровой проблеме министр здравоохранения России Вероника Скворцова. Из профессии ежегодно уходят 50 тысяч врачей, из них 15 тысяч находят другую сферу деятельности (уходят в бизнес по совету премьера Дмитрия Медведева?), оставшиеся 35 тысяч «либо умирают на работе, либо уходят на пенсию».

Как же так? Ведь нам постоянно внушают, что по «майским указам» зарплаты в медицине растут. Но, к примеру, врач-стажер, не имеющий по молодости лет никакой категории, получает оклад 4 тысячи 991 рубль. Врач-специалист с первой категорией – 5 тысяч 536 рублей, с высшей – 6 тысяч 131 рубль.

Да, есть так называемые стимулирующие выплаты. Но тут две проблемы. Участковый терапевт может эти выплаты не получить, если, к примеру, число принятых им больных оказалось ниже установленной нормы. Второе: медицинские сестры, акушерки, фельдшеры и так далее получают от четырех с лишним до пяти с половиной тысяч рублей. С октября этого года введена новая система выплаты зарплат, вместо привычной – аванс – зарплата, первая зарплата и вторая. При этом суммарно не должно быть меньше минимального размера отплаты труда, у нас в Саратове это 7900 рублей. Где взять деньги – только из средств, предназначенных для стимулирующих выплат других категорий медицинских работников.

Но где же они, миллионы и миллиарды, необходимые нашей медицине? Вот несколько примеров последних дней. Открыт Русский духовно-культурный центр в Париже – ориентировочная стоимость 10 миллиардов рублей. В Грозном задумано строительство небоскреба Ахмат-тауэр, на сегодняшний момент стоимость примерно миллиард долларов – 62 миллиарда рублей. Напомним, что Чечня дотируется из федерального бюджета. Вокруг Европы идет окутанный собственным дымом, как броненосец порт-артурской эскадры, авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Сколько миллионов или миллиардов в прямом смысле вылетело в трубу – наверное, военная тайна. Этот дым над водой и есть столь нужные на другие цели деньги.

В общем, вам денег нет (но вы держитесь).

Продолжение темы – в рубрике «Максимальное приближение».