Экстренные меры придумали в Минфине РФ

Оценить
Депутаты и партия «Единая Россия» могут расслабиться

Заседание комитета по бюджету и налогам в Саратовской областной думе оказалось коротким. Депутатов пригласили минут на двадцать. Только на первый взгляд рассматриваемые вопросы нуждались в обсуждении. По сути в дебатах не было смысла. Членам комитета предлагалось послушать регионального министра финансов Александра Выскребенцева и понять его. С министром Выскребенцевым не поспорили. А ведь было о чем.

Пришло время платить долги

Вопрос о поправках в областной бюджет 2016 года был просто техническим. В регион пришли целевые деньги с федерального уровня власти. 32,1 млн рублей – на ежемесячные денежные выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет. 12,1 млн рублей – на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания детей-инвалидов. 7,1 млн рублей – на мероприятия по содействию добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. 100 тысяч рублей – на составление списков кандидатов в присяжные заседатели. 100 тысяч рублей – в адрес Пенсионного фонда РФ. Всего федеральный Минфин, получается, подкинул нам 51 миллион рублей с небольшим.

В расходной части областного бюджета немного подвигали собственные средства со статьи на статью. Например, забрали 1,4 млн рублей со статьи «приобретение комплектов фотовидеофиксации» и отдали их на погашение кредиторской задолженности и исполнение судебных решений. Но новые денежные приоритеты выстроены в рамках одного министерства транспорта и дорожного хозяйства.

Расшифровывать, от чего откажутся другие министерства ради погашения кредиторской задолженности и исполнения судебных предписаний, другие министерства не стали. Ясно только, что в министерствах образования, культуры, здравоохранения, молодежной политики, спорта и туризма части финансирования лишат подведомственные учреждения и мероприятия. Сильнее всего пострадает министерство образования. Там вообще бюджет уменьшится на 9 миллионов рублей. Но министр на заседании не возмущалась. Значит, или все согласовано, или 9 миллионов – такая небольшая потеря, что можно принять ее за погрешность. Депутатам эти передвижки тоже были не очень интересны. Они сказали, что речь идет «о копейках».

Про «не копеечные» насущные расходы рассказал членам комитета его председатель Николай Семенец.

По его данным, у правительства области сложилась большая задолженность перед транспортниками – порядка 120 млн рублей, перед муниципальными районами – 200 млн рублей. Он предупредил, что железная дорога пугает мерами принуждения к выплате долгов вплоть до угрозы остановить движение, и районные власти ждут положенные им субсидии с вышестоящего бюджетного уровня из последних сил. «Нам необходимо найти хоть какие-то средства, чтобы расплатиться», – сказал он.

Министр Александр Выскребенцев дал понять, что средства будет искать трудно.

– Мы вчера с Александром Стрелюхиным (новый заместитель председателя правительства Саратовской области. – Ред.) были на заседании рабочей группы в Министерстве финансов Российской Федерации, где обсуждались мероприятия по мобилизации доходов и оптимизации расходов для регионов, имеющих большую долговую нагрузку. Нам были даны достаточно жесткие рекомендации, которые должны быть исполнены безусловно.

Исполнять эти рекомендации придется, потому что, по словам Александра Юрьевича, на федеральном уровне вносятся сейчас важные изменения в статьи Бюджетного кодекса. После того, как они будут внесены, дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов будет жестко с ними связана. Размер дотации будет зависеть от реализации утвержденного для нас плана мероприятий. Так что деньги в оставшиеся до конца года месяцы придется тратить сверхаккуратно. И пока непонятно, есть ли возможность отправить деньги на обозначенные Николаем Семенцом направления. Тем более, у Александра Выскребенцева голова сейчас болит о том, как хотя бы 200 млн рублей завести из бюджета в ФОМС за неработающее население. «В связи с этим видим выход один на сегодняшний момент. У нас не все ассигнования олимичены на сегодняшний день. И поэтому в рамках этих неолимиченных ассигнований будем искать резервы. В ближайшее время предложения представим», – сказал министр. Что найдут – будет ясно на заседании областной думы, которое состоится в среду.

Николай Семенец пообещал заручиться поддержкой членов фракции партии «Единая Россия» в думе, и от них еще дать министру и правительству области наказ – принять экстренные меры, чтобы заплатить транспортникам, дорожникам, ФОМСу...

Главным бенефициаром льготы на имущество было министерство транспорта и дорожного хозяйства

Кроме сложностей с текущим бюджетным процессом, когда в расходной части не хватает средств, чтобы закрыть все обязательства власти, у нас еще беда и с доходами. Летом в область приезжала большая комиссия из минфина РФ и проводила серьезную ревизию наполнения и расходования бюджета. Результаты оказались неутешительны для правительства области. Нам приказано меньше тратить и больше собирать. По мнению ревизоров, собирать больше Саратовская область могла бы, отказавшись от предоставления льгот по налогу на имущество организаций.

Министр финансов Выскребенцев рассказал членам профильного комитета областной думы, что льготы для отдельных категорий налогоплательщиков предоставлены областным законом, что ежегодно из-за этих льгот по этому налогу не добирается более 20 процентов от поступлений. И что наиболее значительные суммы предоставленных льгот связаны с автомобильными дорогами общего пользования и организациями, занимающими переработкой сельхозпродукции.

«В настоящее время видно, что это достаточно серьезный источник по доходам. И необходимо принятие мер по частичной отмене льгот и ужесточению условий их получения», – сказал Александр Юрьевич. Данная мера поможет расширить перечень объектов налогообложения. И соответственно увеличить доходную часть регионального бюджета. Это предложение минфина РФ мы не можем игнорировать, потому что нам за него отчитываться. Депутаты уже усвоили, что если мы не выполним указание вышестоящего финансового органа, то останемся на следующий год без федеральных денег, которые власти Саратовской области могут использовать по своему усмотрению.

Так что на заседании областной думы, скорее всего, и члены комитета по бюджету и остальные народные избранники покорно проголосуют за то, чтобы лишить областной льготы по налогу на имущество неопределенный пока круг сельхозпроизводителей и министерство транспорта и дорожного строительства. Инвесторам, которые заняты реконструкцией и техническим перевооружением предприятий поднимут планку для получения этой льготы. То есть депутаты проголосуют за ухудшение условий для инвестиционной и производственной деятельности в регионе. Такие «подлянки» людям надо объяснять.

Министр финансов области с трудом, но находит слова. Так отказ от льгот сельхозпроизводителям он связал с тем, что помогай им не помогай за счет областного бюджета, а платежи от них в региональный бюджет все равно не увеличиваются. «Прирост уплаченных сельхозтоваропроизводителями налогов в региональный бюджет не перекрывает размер предоставленных им льгот», – написано в пояснительной записке к законопроекту. В такую арифметику верится, конечно, с трудом. И вопросов после нее возникает больше, чем ответов. Потому что объем налоговых льгот на имущество сельхозпроизводителей в Саратовской области на самом деле растет. В 2009 году им разрешили не отдавать в бюджет 41 млн рублей, в 2015 году 160 млн рублей. И если отдачи от такой льготы нет, то значит ее давно нужно было отменить. Хотя бы для тех конкретных сельхозпроизводителей, кто не показывает роста своего производства, сложившегося благодаря предоставленным налоговым послаблениям. Без такой идентификации льготы получали и не росли одни, а виноваты те, кто за ними и не обращался.

Неправильно это. Но еще неправильнее было министру финансов тыкать всем сельхозпроизводителям в нос общей цифрой федеральной и областной господдержки. Ее тоже не все получают, если министр не знает. Да и снижается она по его же информации. В 2015 году общий объем предоставленной поддержки составил около 4 млрд рублей, а в 2016 – был уже около 2 млрд рублей.

Министру на самом деле, наверное, не очень ловко убирать именно эту льготу. Поэтому он сказал, что вообще-то у правительства «есть возможность предусмотреть субсидирование» для тех, кто действительно пострадает от отмены. Но для этого минсельхозу предстоит поработать, проанализировав список получателей данной льготы и выделить нуждающихся в поддержке.

В пояснительной записке регионального минфина к этому законопроекту есть еще одно невнятное объяснение отмены данной льготы. «Участились случаи, когда воспользоваться льготой планируют организации, не производящие сельскохозяйственную продукцию, а осуществляющие лишь первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственного сырья, причем не собственного производства, дискредитируя тем самым саму идею государственной поддержки», – дословно написано. Могу предположить, что зашифрованы в данной цитате предприятия холдинга «Солнечные продукты». Кому, кроме них, для власти Саратовской области так трудно отказать в льготе, что легче ее совсем вычеркнуть из регионального законодательства?

Изменение условий предоставления льгот организациям-инвесторам, ведущим реконструкцию предприятий, объяснили тем, что выросла стоимость строительных материалов. То есть теперь за инвестициями в 650 миллионов рублей и объекта-то значимого для области не увидишь. Льготу предлагают давать только на капвложения свыше двух миллиардов рублей. И только на год, а не на пять, как сейчас. У министерства финансов нет сомнений, что число льготников в этом случае резко уменьшится. У депутатов тоже.

Проще всего придется от грядущих новшеств организациям, «на балансе которых в качестве основных средств учитываются дороги общего пользования, находящиеся в государственной собственности области». Как сказал министр Александр Выскребенцев, региональными льготами в отношении автомобильных дорог пользуется единственная организация – министерство транспорта и дорожного хозяйства области. И для уплаты налогов, которые раньше разрешалось не платить, ему выделят соответствующую сумму из областного бюджета.

Александр Степанов хорошо понимает, о чем идет речь
Александр Степанов хорошо понимает,
о чем идет речь

А теперь давайте считать. Отмена льготы сельхозпроизводителям может добавить областному бюджету уже в 2017 году 106 миллионов рублей. Ужесточение условий получения этой льготы для инвесторов, занятых реконструкций производства – около 500 миллионов рублей. Отмена льготы министерству транспорта могла бы принести почти 800 миллионов рублей. Но мы уже поняли, что не принесет. Так что на выходе бюджет получит минус вместо плюса. Министр Выскребенцев заявил, что отмена льгот позволит нам «увеличить объем доходов областного бюджета в целом более чем на 100 миллионов рублей». Но не мог же он сказать про минус в 100 миллионов.

Региональную власть в четвертом квартале обесценят

Предложения минфина РФ, от которых невозможно отказаться, уже внесены в постановление правительства Саратовской области № 165-П. Прочитав их, поняла, что отмена льгот на имущество – это цветочки. Все ягодки впереди. В четвертом квартале 2016 года областная власть еще очень много раз всех «порадует». По прямому указанию минфина РФ ей придется ради увеличения доходных поступлений: повысить транспортный налог для владельцев яхт и гидроциклов, автобусов, грузовых и легковых автомобилей, повысить ставки арендной платы за сдаваемое госимущество, выбить 45 миллионов рублей мероприятиями по легализации теневой занятости, привести в действие механизмы самообложения граждан. И много чего еще сделать придется, потому что прирост доходов за счет разных мероприятий должен составить уже за 2016 год 2,2 млрд рублей против ранее запланированных.

Расходы будут резать тоже

Сократят финансирование многофункциональному центру предоставления государственных и муниципальных услуг. А если им придется себе на жизнь зарабатывать, то они залезут в кошелек граждан. Сокращение сотрудников или уменьшение зарплат грозит детским садам, профтехучилищам, учреждениям дополнительного образования. Бюджетным и автономным учреждениям лучше заранее перестать ждать укрепления материальной базы. Компенсировать родительскую плату за пребывание ребенка в детском саду скоро будут только нуждающимся. Меры соцподдержки сельским специалистам сократят. К неприятностям стоит приготовиться людям, имеющим статус «Ветеран труда» и «Ветеран труда Саратовской области» – на них предполагается экономить тоже. Право на компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг скоро будет получить труднее. Возможно, будет приостановлена выплата пособий членам семей умерших.

И это далеко не полный перечень всего плохого, что нам предстоит принять и понять. Иначе, если нам перестанут давать дотации из центра, наша бюджетная обеспеченность провалится вообще ниже республики Дагестан. Это не в обиду Дагестану я сейчас говорю. Просто посмотрела данные «Центра развития» ВШЭ по бюджетным расходам на душу населения. В 2015 году Саратовская область входила в 20 самых обделенных бюджетными деньгами регионов. Бюджетных средств на душу населения у нас было всего 37,2 тыс. рублей, и мы с ними стояли четвертыми от самого дна, где как раз и лежал Дагестан с 31,5 тыс. рублей. Но по большому счету сами виноваты. Не надо было занимать деньги в коммерческих банках и клянчить бюджетные кредиты у вышестоящего уровня бюджета. Надо было Валерию Радаеву жить по средствам сразу. Все равно ведь теперь придется.